Об одной из причин несостоявшейся отставки президента Адыгеи, которая одновременно могла стать поводом в ее отказе, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" представитель правительства Адыгеи. Он просил не называть его имени, что следует связывать с родом деятельности собеседника.
- Чем вы объясняете то, что Москва оставила президента Адыгеи у власти?
- Мы можем только догадываться, чем руководствовался президент Российской Федерации Владимир Путин при принятии своего решения. Сам он не высказывался по данному поводу, и единственное, на чем можно строить предположения, - это объяснение причин, по которым хотел уйти в отставку Хазрет Совмен. Имеется в виду интервью "Затем появился Козак с саблей" в газете "Коммерсант", которое глава республики дал накануне встречи с президентом России 17 апреля.
"Вроде бы в обязанности руководства ЮФО входит следить за тем, чтобы в субъектах соблюдались законы, - говорит президент Адыгеи в этом интервью. - Однако в случае нашей республики все наоборот. Полпред прямо мне говорит: в Адыгее закон не работал и не будет работать. Более того, он дал прямое указание силовым структурам подчиняться только его указаниям и игнорировать решения президента республики. Наш прокурор направлял в Южный федеральный округ представление о коррумпированности работников МВД Адыгеи и называл фамилии. А округ отвечает тем, что публично вручает поощрения и грамоты указанным в прокурорском представлении людям. Мне кажется, за регион - за милицию, прокуратуру, арбитраж - должен отвечать один человек - его глава".
Трудно не согласиться с тем, что речь в данном высказывании идет о борьбе с коррупцией, которая продолжает существовать в "обход" главы республики. Но многое ли зависит от персоны полпреда президента РФ в ЮФО в выправлении этой ситуации? Приход в ЮФО Владимира Яковлева показал, что многое. Мы помним, что при Викторе Казанцеве атмосфера в округе - в первую очередь межнациональная - была примерно такая же, как сейчас: люди смотрели друг на друга исподлобья. Но провел Яковлев всевозможные фестивали национальных культур, и атмосфера сразу изменилась. Следом полпред предложил инвестиционные проекты. В частности, при нем в Адыгее была озвучена последовательность строительства дороги "Майкоп-Дагомыс": сначала железнодорожное сообщение, затем автомобильная дорога. Говорилось и о строительстве туристического комплекса.
Казалось, что в действиях Яковлева нет ничего антикоррупционного. Но речь шла о целевых программах, т. е. о выделение средств под конкретные работы, а не, скажем, под существующие структуры. В эту работу Совмен включился сразу же. Более того, заявил, что половину затрат по строительству дороги возьмет лично на себя. Отметил, что не останется в стороне и от строительства туркомплекса с тем, чтобы осуществить проект не в ущерб экологическому состоянию уникальных мест.
Однако произошла бесланская трагедия, Яковлев был отстранен от должности. Сразу были свернуты и инвестиционные проекты.
Ревностно Совмен отслеживает и выполнение приоритетных национальных проектов в Адыгее, реализация которых основана на упомянутом выше принципе. Он лично объехал всю республику, чтобы на сходах граждан объяснить их смысл.
- И что же, по-вашему, Кремль оставил Совмена из-за его борьбы с коррупцией?
- Здесь нужно уточнить, что означает Кремль. Встреча президента России Владимира Путина с Совменом, а также отказ в отставке показал, что лично ему - главе государства - импонируют усилия президента Адыгеи, в том числе, и в борьбе с коррупцией. И это обстоятельство (в совокупности с другими) перевешивает стратегическую установку Кремля на укрупнение регионов.
Думается, появление на карте России некоррупционной, пусть даже самой маленькой республики, для определенных кругов Кремля стало бы большим злом, чем существование вооруженного сопротивления в Чечне. Разумеется, с точки зрения обывателя, пытаться сделать это - почти полная утопия. Но это не так. Мы этого не знаем, но почему бы не допустить, что Адыгея рассматривается Путиным в качестве пилотного региона?
- Полпред президента РФ в ЮФО Дмитрий Козак уже заявил, что будет решать вопрос преемника Совмена. Что, на ваш взгляд, сулит эта кампания?
- Сама постановка вопроса о преемнике в создавшейся ситуации, скажем так, некорректна. Но уж если говорить об этом, то кого бы ни предложил полпред, у него будет иная, чем у Совмена, весовая категория. И любой мастер подковерной борьбы его переиграет. Думается, поэтому Козак и торопился сделать такое заявление. Но в целом, можно полагать, что оно не было согласовано с Путиным.
Кроме того, при подборе замены нужно учитывать фактор общественности Адыгеи, мнение партий, в частности, "Единой России", членом Высшего совета которой является Совмен. Важным является и то, как реагировала на заявление об отставке национальная общественность, а также зарубежная черкесская диаспора. Под влиянием деятельности ли Совмена, иных ли обстоятельств, она определилась в своей позиции. Поступок Путина, думается, практически вернул былое доверительное отношение адыгов к России. Но, очевидно, не к Козаку. И как будут складываться конкретные события - судить трудно.
- Хорошо, а достаточен ли срок у Совмена - до февраля - для того, чтобы обуздать коррупцию?
- Каких-то результатов добиться можно и в этот срок. Во всяком случае, президент Адыгеи подписал указ об административной реформе, и работа по ней уже начата.