- Какова сейчас обстановка в Чечне и на Северном Кавказе? Какие силы боевиков сегодня Вам противостоят?
- На сегодняшний день противостоящих нам сил боевиков в республике нет. В горных районах постоянно проходят спецоперации. Обнаружены и ликвидированы практически все перевалочные базы бандитов. Остались единицы боевиков, которые пытаются дестабилизировать обстановку, но в одиночку у них ничего не получается. Если бы они перемещались объединенными группировками, мы давно бы уничтожили всех, потому что в республике нет места, не контролируемого нашими силовыми структурами. В последнее время в соседних республиках - Дагестане, Ингушетии - обстановка менее стабильная. Боевикам здесь легче - ведь правоохранительные органы не знакомы с их тактикой.
- Российские войска постепенно выводят из Чечни. Что Вы думаете по этому поводу?
- Те, кто служит здесь на постоянной основе, должны остаться. Раньше все они действительно были востребованы, и мы ценим оказанную ими помощь в проведении контртеррористической операции. В настоящее время в Чеченской республике сформированы подразделения войск, такие как батальоны "Восток", "Запад", "Север", "Юг", ОМОН, ПМСН. Они способны контролировать обстановку в республике.
- Насколько успешно взаимодействие российских военных и чеченских подразделений внутренних войск?
- Мы взаимодействуем с российскими войсками, а как иначе. Батальон "Восток" входит в состав 42-ой мотострелковой дивизии Министерства обороны РФ. Самостоятельных действий мы не предпринимаем, всегда выполняем боевые распоряжения командования дивизии. Батальоны "Север" и "Юг" входят во Внутренние войска МВД РФ и подчиняются 46-й бригаде Объединенной группировки войск. Они, безусловно, наши коллеги в решении сложных задач по выявлению и ликвидации бандгрупп. Мы находимся в тесном контакте, в каждой ситуации оказываем друг другу необходимую поддержку. Несмотря на то, что батальоны "Север" и "Юг" созданы недавно, они уже сейчас способны выполнить любое поставленное перед ними боевое задание.
- Как председатель правительства ЧР взаимодействует с Вами в общем деле установления мира и наведения порядка, нормализации жизни простых людей в Чечне? Какие меры предпринимаются для этого правительством?
- Председатель правительства Рамзан Кадыров продолжает начатый его отцом курс по борьбе с незаконными вооруженными формированиями, терроризмом и ваххабизмом. Честно говоря, я сначала не верил, что ему удастся навести в республике такой порядок. Ведь до того, как он стал премьером, многие пытались это сделать. За пять лет никаких результатов не было заметно, хотя и финансирование поступало в полном объеме. Сейчас, наоборот, практически ни копейки не выделяют, приходится брать кредиты, а работы продвигаются стремительными темпами.
Хотел бы привести пример. Я живу в Гудермесе, он полностью изменился. Взять хотя бы парк развлечений. Помню, двадцать лет назад лежало только неработающее ржавое колесо обозрения. Никто уже и не надеялся прокатиться на этом аттракционе, но Рамзан всего за одну неделю построил красивый парк. Теперь приятно посмотреть в счастливые глаза ребятишек. Все восстанавливается. Дороги стали лучше, чем в Москве (раньше через каждые пять метров ямы были). Все знают о том, что работы ведутся круглосуточно.
Рамзан доказал, что у него все получится. Я уверен, в ближайшие два года Грозный и все районы республики будут неузнаваемы. Лично я буду в этом деле ему помогать, его надо беречь. Воевать у нас есть кому, а он пусть решает хозяйственные вопросы. А те разговоры, которые ведутся о нашем конфликте - ложь чистой воды. Как мы можем что-то делить, если я месяцами у них жил, а он у нас? Мы всегда были вместе и боролись с одним врагом. Если бы даже я был в Америке или в любом другом конце света, а Рамзану понадобилась бы помощь, я бросил бы все дела и приехал.
- Батальон "Восток", которым Вы командуете, уничтожил преемника Хаттаба - Абу-аль-Валида. Может, Вы расскажете об этой операции? Что, по Вашему мнению, является залогом успеха в борьбе с боевиками?
- Без потерь с нашей стороны не обошлось. Мы постоянно находили доказательства присутствия боевиков - схроны оружия, медикаменты, продукты, но самих бандитов никак не могли обнаружить. Там, в Тазыл-Кале, местность извилистая, повсюду тропы, ведущие в близлежащие села - Дышне-Ведено, Белгатой, Эрсиной и другие. Именно этот фактор и помогал бандитам укрываться от нас. С утра до ночи каждый день продолжались поиски. В очередной раз, обходя местность, мы столкнулись с тремя боевиками. При оказании вооруженного сопротивления они были уничтожены. Изначально мы не знали, кого убили, но, когда услышали их переговоры по рации, а именно плач и причитания, нам стало ясно, что уничтожен один из главарей.
Несколько дней спустя мы узнали от наших источников, что это был заместитель Масхадова, руководитель арабских наемников Абу-аль-Валид. Мы долго искали его тело, через месяц нашли, позже были найдены его повязка и Коран. Но, к сожалению, боец, который уничтожил террориста, награды по сей день так и не получил. Могу сказать, что главным в борьбе с ваххабитами является всеобщая сплоченность. Именно этого добился Ахмат-Хаджи Кадыров. Люди выбрали мирную жизнь, почувствовали уверенность в завтрашнем дне. Местные жители контактируют с правоохранительными органами, и любые попытки нарушить порядок нами пресекаются.
- Какие правовые меры нужно предпринимать для уничтожения сепаратистского подполья?
- Правоохранительным органам необходимо проводить профилактические мероприятия, вести разъяснительные беседы с населением в целях недопустимости вступления в ряды незаконных вооруженных формирований. Также следует проводить активную работу с членами бандгрупп, способствовать их добровольной сдаче правоохранительным органам. В этом году, по сравнению с предыдущими, количество бандитов, явившихся с повинной, многократно возросло. Необходимо заводить и расследовать уголовные дела. Борьба с терроризмом – это не только стрельба из автомата, это налаженная работа всех структур государства.
- Насколько важным является, с Вашей точки зрения, противодействие распространению идеологии ваххабизма на Кавказе, и какой должна быть в этом роль мусульманского духовенства?
- Ваххабизм по своей сути напоминает заразную болезнь, которая молниеносно распространяется, особенно в кругах молодежи. Бандиты понимают, что подростков легко ввести в заблуждение, так как те, в силу своей неопытности, не видят разницы между настоящим исламом и ваххабизмом. Именно над этим вопросом должно работать духовенство. Они обязаны перед Всевышним занимать четкую и однозначную позицию в отношении ваххабизма, не позволяя преступникам завладевать умами людей. Необходимо постоянно проводить разъяснительные лекции, преподносить ислам таким, какой он есть на самом деле. Ахмат-Хаджи Кадыров и тысячи наших родных и друзей отдали свои жизни, сражаясь против ваххабитов. Где ваххабизм, там кровь, боль и преступления. Мы не должны давать бандитам не малейшего шанса в исполнении своих преступных замыслов.
- 16 июня Вашему брату, Герою России Джабраилу Ямадаеву исполнилось бы 36 лет. Каким вы его помните?
- Джабраил всегда мечтал при жизни получить звание Героя России, но судьба распорядилась иначе. Я всегда хотел быть на него похожим. Он никогда не проявлял трусости и слабости. Всегда держался настоящим мужчиной. Таким я его помню с детства. Сегодня он был бы рад видеть, как восстанавливается наша Родина, ведь не зря он отдал свою жизнь за мирное существование чеченского народа. Я благодарен первому Президенту Чечни Ахмат-Хаджи Кадырову за то, что, несмотря ни на что, он выбрал курс, направленный на мирное существование наших граждан. Хочу сказать, что мы не забудем его и всех погибших во время исполнения служебного долга ребят: будем называть улицы, мечети, дома культуры в их честь.
Я знаю, что все вместе мы наведем порядок в республике, и ни одного бандита не останется. На днях я вернулся из Веденского и Ножай-Юртовского районов, и по приезде был удивлен, когда узнал, что Ханкальский мост, открытый на днях, был назван именем моего брата. Рамзан Кадыров хотел сделать для меня сюрприз, не предупредив меня об этом заранее. Если бы я знал, то обязательно присутствовал бы на его открытии. Я хочу сказать большое спасибо своему брату Рамзану - ведь мы названные братья - за то, что он помнит о дне гибели Джабраила и чтит его память.
21 июня 2006 года