Сотрудничество республик, образовавшихся после распада СССР, но до сих пор считающихся непризнанными, идет уже в течение ряда лет. Южная Осетия заключила договор о дружбе и сотрудничестве с Приднестровской Молдавской Республикой в 1994 году. С того же года РЮО тесно сотрудничает с Нагорным Карабахом. Еще раньше аналогичный договор был заключен между Приднестровьем и Абхазией. Четырехсторонние взаимоотношения непризнанных республик в 2000 году были оформлены созданием Постоянно действующего совещания министров иностранных дел. Тогда же появилось неофициальное название этого союза - "СНГ-2". Первое заседание состоялось в Тирасполе в ноябре 2000 года, и с тех пор встречи министров иностранных дел периодически проводятся. На них обсуждаются вопросы взаимодействия республик, общее видение вопросов взаимодействия, общие подходы к вопросам признания этих государств и принципиальное отношение ко многим вопросам международной политики.
Сухумская встреча - не первая для президентов непризнанных республик. В декабре прошлого года в Москве состоялась рабочая встреча президентов Абхазии, Южной Осетии и ПМР, на которой было дано поручение министерствам иностранных дел республик подготовить официальную встречу президентов. Таким образом, 14 июня 2006 года в Сухуме состоялась первая официальная встреча.
На встрече президентов были приняты совместные Декларация и заявление по миротворчеству. В Декларации отмечены общие подходы республик к урегулированию конфликтов, построения взаимоотношений с соседними государствами и продекларировано создание "Сообщества за демократию и права народов". Министр иностранных дел РЮО Мурат Джиоев сообщил корреспонденту "Кавказского узла" принципиальную позицию республик, которая состоит в том, что "все народы имеют равные права, независимо от их численности. Так что народы Абхазии, РЮО и ПМР имеют такое же право на признание их государственности и право быть равноправными субъектами международного сообщества. В то же время в Декларации отмечено, что создание нашего сообщества не направлено против каких либо государств, и мы открыты к сотрудничеству со всеми".
Также была дана оценка и новым реалиям, которые складываются в мировом масштабе. "Лидеры наших государств еще раз подтвердили готовность участвовать в создании системы коллективной безопасности в Черноморско-Кавказском регионе, на стыке Европы и Азии. Мы понимаем, что ответственность за мир в регионе лежит не только на великих державах, но и на тех государствах, которые находятся в этом регионе, и мы готовы брать на себя равную ответственность за судьбу мира и безопасности как в регионе, так и в мире в целом", - заявил Мурат Джиоев.
В документе продекларировано, что если Грузия будет настаивать на выводе российских миротворцев из Абхазии и Южной Осетии, республики готовы рассматривать вопрос о создании собственных совместных миротворческих сил. И это будет гарантией безопасности абхазского и осетинского народов, а также в регионе в целом. Россия не является членом Сообщества, но республики, заключившие союз, ориентированы на более тесные отношения с Россией.
Появившееся параллельно с "СНГ-2" название "Анти-ГУАМ" министр иностранных дел РЮО прокомментировал так: "В Декларации отмечается, что Сообщество не направлено против каких-либо государств или организаций, мы стремимся к тому, чтобы государства, которые были образованы на тех же юридических основах, что и бывшие союзные республики, были признаны на тех же основаниях. Этого мы и добиваемся. Мы хотим на юридических основаниях урегулировать наши отношения с Грузией и Молдовой. И ни в коем случае ничего против них не замышляем. Мы заявляем, что у нас нет претензий к территориальной целостности Грузии. Мы заинтересованы, чтобы рядом с нами была процветающая Грузия с реальной, а не декларируемой демократией".
В Декларации заявлено о завершении процесса распада СССР. Уже само принятие закона СССР 4 апреля 1991 года "О порядке выхода республик из состава СССР", говорило о том, что Советский Союз идет к постепенному распаду, и был принят закон, чтобы цивилизованно развести субъекты, входящие на разных ступенях в состав СССР. В нем говорится, что если автономное образование внутри союзной республики хочет выйти из состава СССР, то оно на основании референдума может определить свою дальнейшую судьбу. Потом был проведен референдум о сохранении СССР. "Но в конце 1991 года, вопреки этому закону и вопреки волеизъявлению на референдуме 17 марта, Советский Союз распался, и союзные республики поторопились признать друг друга в рамках бывших союзных республик. Потом мир поторопился их признать в тех же рамках. А государства, которые образовались параллельно с союзными - ПМР, Абхазская Республика, РЮО и Нагорно-Карабахская Республика - оказались непризнанными. Фактически получилось так, что Союз распался, и одни республики были признаны, другие нет. И чтобы этот процесс распада был цивилизованно завершен, надо, чтобы государственность четырех самоопределившихся республик также была признана, как и бывших союзных республик", - сказал Мурат Джиоев.
В дальнейшем созданное Сообщество, - как прогнозирует глава внешнеполитического ведомства Южной Осетии, - будет обрастать соответствующим организмом, будут созданы координационные структуры, и взаимодействие республик будет уже более организованным. Пока неизвестно, где будет находиться штаб-квартира Сообщества, но координирующий орган будет создан в ближайшее время.