08:59 / 05.07.2006Всемирный доклад Human Rights Watch - 2005: Армения

В то время как экономические реформы в Армении в минувшем году вызывали позитивное отношение международного сообщества, в области прав человека ситуация не претерпела изменений. Политическая жизнь по-прежнему определяется наследием президентских выборов 2003 года, сопровождавшихся массовыми подтасовками. Проявлением растущей поляризации между правительством и оппозицией служил бойкот парламента со стороны последней, протестовавшей против отказа правящей коалиции обсуждать вопрос о "референдуме доверия" президенту Роберту Кочаряну.

Развернутая оппозицией широкая общественная кампания под лозунгом отставки президента спровоцировала репрессии по всей республике. Высшей точкой массовых протестов стал митинг 12 апреля, который был разогнан властями с применением избыточной силы. Следуя тактике, обкатанной годом ранее во время президентских выборов, власти арестовывали лидеров и активистов оппозиции, разгоняли демонстрации и митинги, проводили рейды в штаб-квартирах политических партий, применяли силу к журналистам и блокировали передвижение по стране, не позволяя протестующим добраться до места проведения митингов.

Под международным давлением правительство впоследствии пошло на освобождение части лидеров оппозиции, задержанных во время массовых протестов, а также на переговоры о сотрудничестве с политическими оппонентами. На других направлениях реформаторские шаги носили ограниченный характер. Так, создание совета по борьбе с коррупцией, которая является для Армении широко распространенной и укоренившейся проблемой, вызывало критику, в том числе со стороны Transparency International, как неэффективная мера в условиях зависимости совета от исполнительной власти. Судебная система по-прежнему не обладает реальной независимостью; в местах содержания под стражей продолжаются пытки и нарушения в обращении с задержанными.

Свобода собраний

Свобода собраний ограничивается властями, которые фактически запрещают большинство митингов оппозиции. В мае президент Р.Кочарян подписал новый закон "О порядке проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций", принятый парламентом вопреки критике со стороны Совета Европы и ОБСЕ, указывавших на его несоответствие европейским стандартам в области прав человека. Среди прочего, этот закон запрещает проведение массовых мероприятий в целом ряде мест, а также с целью предвыборной агитации и призывов к референдуму, если это создает препятствия движению транспорта. После вступления закона в силу оппозиции по меньшей мере в одном случае уже было отказано в разрешении на проведение митинга, и были в принципе запрещены массовые мероприятия у президентской резиденции, где разворачивались события 12 апреля.

Во время ереванских митингов оппозиции в марте-мае властями были задействованы средства из арсенала 2003 года: полиция перекрывала основные дороги в столицу, проверяла автотранспорт на блокпостах, опрашивала пассажиров и не пропускала тех, кто вызывал подозрения в принадлежности к оппозиции.

Насилие со стороны государства

Пытки и недозволенное обращение в полиции по-прежнему носят в Армении массовый характер. В минувшем году Хьюман Райтс Вотч были зафиксированы случаи применения полицией пыток к задержанным сторонникам оппозиции. Задержанных избивали и угрожали изнасилованием, впоследствии освобождая либо без предъявления обвинения, либо с незначительным административным наказанием в виде штрафа или ареста на несколько суток. По таким фактам никто из должностных лиц не был привлечен к ответственности.

Кульминацией силового реагирования властей стал разгон митинга 12 апреля. Полиция и спецназ применили избыточную силу при разгоне примерно 3 тыс. человек, собравшихся на мирный митинг под лозунгом отставки президента Р.Кочаряна. Против митингующих были применены водометы, дубинки, электрошокеры и оглушающие гранаты. Впоследствии высокопоставленные правительственные чиновники утверждали, что применение силы было оправданным, хотя никакого расследования не проводилось.

Силы безопасности и неустановленные лица причастны также к серии жестоких нападений на журналистов, освещавших митинги оппозиции. У журналистов отбирали и разбивали аппаратуру, в особенности в тех случаях, когда речь шла о телерепортажах о митингах и их силовом разгоне. Несмотря на наличие информации о личности нападавших, обвинение было предъявлено только двоим, которые в итоге отделались штрафами в размере меньше 200 долл. США, в то время как активисты оппозиции получали срок за менее тяжкие нарушения.

Сохраняется практика безнаказанности нападений на тех, кто критикует власть. По меньшей мере по четырем случаям нападений на лидеров оппозиции и правозащитника в марте-апреле виновные не были привлечены к ответственности. 30 марта правозащитника Микаэла Даниэляна избили четверо неустановленных лиц. Его несколько раз ударили по голове и избивали ногами, когда он упал. После этого Даниэлян был на четыре дня госпитализирован. Правозащитник считает, что нападение преследовало цель помешать ему вести мониторинг нарастающих протестов оппозиции. Проводившаяся Генеральной прокуратурой проверка никаких результатов не принесла и была прекращена 1 июня.

Аресты и рейды

С началом оппозицией в конце марта массовых демонстраций и митингов правительство прибегло к испытанному способу - административному аресту потенциальных демонстрантов. С марта по июнь по таким статьям, как мелкое хулиганство и невыполнение требования сотрудника полиции, было задержано несколько сотен человек. Административные слушания проводились с нарушением элементарных норм, включая право на адвоката и право представлять доказательства в свою защиту. Судьи выносили наказание в виде штрафа или административного ареста на срок до 15 суток.

30 марта власти усилили давление на оппозицию, возбудив уголовное дело против коалиции оппозиционных партий и ее сторонников по таким статьям, как публичные призывы к захвату власти и публичное оскорбление представителей власти. Ряд лидеров оппозиционных партий несколько месяцев провели в предварительном заключении. К сентябрю по решению Генпрокуратуры все обвинения были сняты, а обвиняемые освобождены из-под стражи. Другим примером запугивания политических противников могут служить полицейские рейды в ночь с 12 на 13 апреля в ереванских офисах "Республики", "Национального единения" и Народной партии: всех находившихся там арестовывали, два офиса были на несколько дней закрыты.

СМИ

Притом что независимые и оппозиционные СМИ достаточно развиты в республике, правительство по-прежнему не допускало полной свободы средств массовой информации. 5 апреля "по техническим причинам" по всей стране было приостановлено вещание российского телеканала НТВ, после того как в его эфире прошли сюжеты о митингах оппозиции. По состоянию на конец сентября вещание так и не возобновилось, а частота была передана другому российскому каналу, не осуществляющему информационное вещание. В октябре частный армянский телеканал "Кентрон" через три дня после запуска в эфир отменил информационно-аналитическую программу радио "Свободная Европа"/радио "Свобода". В РСЕ/РС считают, что за этим решением стоял один из высокопоставленных правительственных чиновников. Местные НПО продолжают добиваться восстановления вещания канала "А1+", завоевавшего в свое время широкую аудиторию и проводившего независимую редакционную политику. Однако национальная комиссия по телерадиовещанию по-прежнему отказывается возвращать лицензии телеканалам "А1+" и "Ноян тапан", которые были лишены права выходить в эфир в 2002 и 2001 годах соответственно.

Свобода религии

В минувшем году отмечается некоторый прогресс в области свободы религии: после серии отказов в октябре были зарегистрированы "Свидетели Иеговы". Однако несмотря на обещания властей освободить всех иеговистов, осужденных за отказ от военной службы, суды продолжают выносить новые приговоры по таким делам. По данным Хельсинкской ассоциации Армении, на сентябрь восемь иеговистов отбывали наказание за отказ от военной службы, еще восемь (из них пять в предварительном заключении) ожидали суда по тому же обвинению.

Ключевые международные игроки

Как представляется, в республике усиливаются позиции США, хотя Армения традиционно придерживалась пророссийской ориентации в военной и экономической областях. Соединенные Штаты наращивают военную помощь и сотрудничество, и Ереван, поначалу отказывавшийся, в минувшем году согласился направить в Ирак небольшой контингент для решения небоевых задач. Армения также вошла в список 16 стран-получателей многомиллионной помощи в рамках программы "Вызовы тысячелетия". В Вашингтоне заявляли, что реальное выделение средств будет зависеть от улучшения ситуации с правами человека.

Совет Европы эффективно добивался от армянского правительства отказа в 2004 году от наиболее авторитарных методов. Продолжался мониторинг соблюдения Арменией обязательств после вступления в СЕ. При этом отмечался как прогресс на некоторых направлениях (таких как отмена смертной казни), так и неудовлетворительное состояние дел в других областях (как в случае с выборами 2003 года) В апреле Парламентская ассамблея в рамках ускоренной процедуры приняла резолюцию с выражением озабоченности в связи с репрессиями против оппозиции. Ереван отреагировал освобождением активистов, находившихся в предварительном заключении по уголовным обвинениям, и прекращением в отношении многих из них уголовных дел.

В сентябре состоялось заседание Совета сотрудничества ЕС-Армения в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. К сожалению, с европейской стороны не последовало публичных призывов к оздоровлению ситуации с правами человека: в итоговом пресс-релизе эти проблемы не упоминались вовсе. Расширению возможностей влияния ЕС на права человека в Армении может способствовать включение республики в "Политику европейского соседства", которая сопровождается экономическими привилегиями. Европейские чиновники дали понять, что воспользоваться преференциями Армения сможет не ранее 2007 года, когда республика должна будет завершить согласование программ экономических и политических реформ.

Январь 2005 года

Автор: