«Бюро медико-социальной экспертизы Волгограда в последнее время превратились в эффективный инструмент возрождающейся в России евгеники, которая настойчиво пытается проникнуть в фундаментальные догматы государственной политики России», - заявил в интервью корреспонденту «Кавказского узла» Андрей Бачман, активист антифашистского движения Волгограда.
По словам Андрея Валентиновича, «правительство Путина включило механизмы естественного отбора: слабые представители общества выбывают естественным путем, сильные «особи» выживают и дают потомство, из которого тем же способом «вымываются» немощные и обездоленные». «Без всякого сомнения, мы с вами наблюдаем первые проблески фашизма, нарождающегося в нашей стране. Делается это под прикрытием социально-ориентированной фразеологии и принятия «правильных» законов, которые либо работают вполоборота, либо не работают вообще», - сказал Андрей Бачман, оценивая ситуацию сложившуюся вокруг проблем российских инвалидов.
Галина Слепуха, жена инвалида и мать двух детей-инвалидов рассказала корреспонденту, что «в Волгограде сотрудники МСЭ (бюро медико-социальной экспертизы — Я.В.) целенаправленно снимают больных детей с инвалидности. Они делают все от них возможное, чтобы сократить количество инвалидов в Волгоградской области». «Ожидая своей очереди при прохождении комиссии, я видела, как совершенно искалеченные люди выходили из врачебного кабинета, в слезах рассказывая, что с них снята инвалидность», - рассказала Галина, - И мне врачи с плохо скрываемой радостью сообщили, что мои дети хорошо восстановились и в помощи государства больше не нуждаются».
В семье Галины и Игоря Слепухи три сына. Два ребенка - инвалиды. Пятнадцатилетний Максим страдает от последствий тяжелой черепно-мозговой травмы. У него — перелом свода и основания черепа, ушиб головного мозга. Ампутирована селезенка. В настоящее время Максим ежедневно страдает от сильной головной боли, тошноты и кровотечения из носа. Обучался он на дому индивидуально. Младший сын, Илья, пережил сложную операцию на сердце. Муж страдает от грыжи диска позвоночника. 9 марта 2006 года Главное бюро МСЭ по Волгоградской области высказалось против продления инвалидности Максиму Слепухе. По словам экспертов через год в инвалидности будет отказано и Илье. Снят с инвалидности также Игорь Евгеньевич. Галина разводит руками: «Как в условиях платной медицины можно восстановить здоровье членов семьи? Реальную помощь государство оказывает только инвалидам. Остальные категории тяжело больных людей брошены на произвол судьбы».
Людмила Петровна Гичкун, заместитель руководителя по экспертной работе Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области», рассказала корреспонденту, что количество обратившихся в их службу людей выросло с 2003 года в 2 раза. Она связывает это увеличение с «переходом медицины на рыночные рельсы». «Во времена существования в нашей стране бесплатной медицины всем категориям больных предоставлялась помощь в достаточном объеме, поэтому больные люди могли решить свои проблемы со здоровьем без получения инвалидности. В настоящее время ситуация изменилась: трудно бесплатно получить необходимые дорогостоящие лекарства, не имея инвалидности. Больные люди вынуждены обращаться к нам. А в отдельных случаях инвалидность не определяется, так как они не отвечают всем критериям, по которым устанавливается инвалидность».
Существуют три условия, при которых возможно установление инвалидности, согласно Постановлению Правительства №95 от 20/02/2006 основаниями для установления инвалидности являются три взаимосвязанных фактора:
1. нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями последствиями травм или дефектами,
2. ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, котнролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью),
3. необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Только при наличии всех этих трех показателей человеку предоставляется инвалидность. «Прежде чем принять экспертное решение, мы анализируем не только меддокументацию, мы проводим личный осмотр больного и социально-бытовое обследование больных: в каких условиях он живет, какое материальное положение имеет — и после этого мы принимаем экспертное решение. Если состояние больного пограничное — решение принимается в пользу больного человека», - отметила Людмила Петровна. По ее словам, «ни о каком ужесточении в установлении инвалидности не может быть и речи: полная реабилитация имеет очень низкий уровень. Она не превышает в последнее время 5% в год. В то время как количество впервые признанных нами инвалидов увеличилось за шесть прошедших лет приблизительно на 45%». «Мы строго придерживаемся закона: если функциональные нарушения не ограничивают жизнедеятельность больного, мы не вправе устанавливать ему инвалидность», - отметила Людмила Гичкун.
Нина Болдарева, уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области, сказала, что принятие ряда законов, регулирующих меры социальной защиты населения, являются позитивным фактором, так как государство продолжает нести ответственность за эти слои общества на федеральном уровне. В то же время наблюдается тенденция передачи этой ответственности региональным властям, что снижает эффективность социальной поддержки населения. «Также сказывается на качестве этой помощи несовершенство наших законов. Что касается предоставления инвалидности больным детям, то у нас есть много вопросов к законодателям: как, например, определить у ребенка «ограничение жизнедеятельности». И для детей и для взрослых действует один критерий. Хотя понятно, что они должны быть разными. Сотрудники бюро МСЭ утверждают, что их решения объективны. А мы утверждаем, что они не свободны от субъективизма. Необходимо эти проблемы решать. Нужно работать над созданием условий, которые дадут возможность формировать более позитивную ситуацию в здравоохранении страны. Особенно это важно в вопросах, связанных с защитой прав детей», - сказала Нина Николаевна.