Комитет по законодательству, законности и вопросам местного самоуправления Госсовета - Хасэ Адыгеи рассмотрел просьбу Чрезвычайного съезда адыгского народа (от 21 мая 2006 года) по законодательному закреплению положения о том, что "изменение государственно-правового статуса Республики Адыгея - исключительное право адыгского народа, которое может быть реализовано через его референдум". Об этом корреспонденту "Кавказского узла" сообщил председатель данного комитета Анатолий Осокин
Как он отметил, в Конституции Адыгеи, основном документе, определяющем статус и территорию республики, в статье 51 определено, что Республика Адыгея создавалась в результате реализации права на самоопределение не только адыгского народа, как об этом говорится в резолюции съезда, но и "исторически сложившейся общности людей, проживающих на ее территории". "То есть, на сегодняшний день данное право принадлежит двум субъектам, - пояснил он, - а из этого исходит, что в процессе изменения статуса и территории республики должны участвовать люди всех национальностей, проживающие в республике". Поэтому для реализации предложенного пункта резолюции нужно, как минимум, внести изменения в Конституцию Адыгеи.
А. Осокин отметил также то, что федеральные законы "О референдуме РФ", "О гарантии избирательных прав граждан РФ" установили перечень тех вопросов, которые не должны выноситься на референдумы в субъектах федерации, и запретили вносить дополнения в него. В этом перечне нет положения о том, что на референдуме нельзя рассматривать вопрос изменения статуса и территории данного субъекта федерации. А это, в свою очередь, означает, что выносить на региональный референдум такие вопросы можно.
Вместе с тем, глава законодательного комитета Адыгеи обратил внимание на относительно новый федеральный конституционный закон "О порядке создания нового субъекта РФ и вхождения в субъект РФ", в котором механизм изменения статуса и территории субъекта федерации сильно усложнен. Согласно этому закону, сказал он, референдум - лишь незначительная часть в этом механизме. Иллюстрацией к усложнению механизма может служить, например, то, что инициировать процесс изменения статуса регионов могут только руководители этих субъектов, отметил А. Осокин.