На состоявшемся вчера, 8 июня, заседании Государственной Думы Ставропольского края депутаты отклонили инициированный губернатором законопроект «Об Общественной палате Ставропольского края».
Напомним, что после принятия федерального закона «Об общественной палате Российской Федерации», еще в июне прошлого года общественные организации Ставропольского края начали работу по подготовке законопроекта о краевой Общественной палате. Практически параллельно этим же вопросом занялся Общественный политический консультативный совет при губернаторе края, который создал для этого рабочую группу. О необходимости создания на Ставрополье краевой Общественной палаты заявили около двухсот краевых и местных общественных организаций. Их представители создали Координационный Совет, который впоследствии стал совместно работать с правительственной рабочей группой. В результате этого сотрудничества был разработан законопроект, который был одобрен Общественным консультативным советом, и губернатор, обладающий правом инициирования краевых законов, внес его на рассмотрение в краевую думу.
Уже в краевой думе работой с законопроектом занялся комитет по государственному строительству, который на заседания своей рабочей группы приглашал членов консультативного совета при губернаторе и членов Координационного Совета. Несколько месяцев законопроект пролежал в краевой думе, а на состоявшемся вчера заседании депутаты отклонили его.
Надо отметить, что по некоторым принципиальным вопросам создания Общественной палаты у Консультативного Совета при губернаторе и Координационного Совета существовали разногласия. Основные из них — порядок формирования палаты и срок работы избранных членов. Так, общественники настаивали, чтобы вторая десятка членов палаты избиралась не первой, назначенной губернатором, а конференцией краевых общественных организаций, а третья десятка по их идее - конференцией местных общественных объединений. Согласно губернаторскому законопроекту члены палаты избираются на четыре года, общественники же настаивали на изменении этого срока до двух лет.
Валерий Калугин, бывший прокурор, а ныне представитель губернатора края в краевой думе отметил, что этот законопроект должен быть поддержан на Ставрополье как инициатива президента Российской Федерации. Он напомнил, что в статье 6 федерального закона «Об Общественной палате РФ» говорится, что она (палата) оказывает содействие и поддержку в деятельности общественных палат регионов, тем самым указывая на необходимость их создания.
Несмотря на то, что краевой законопроект о ставропольской Общественной палате разрабатывался на основе федерального закона «Об Общественной палате РФ», в нем есть ряд отличий. Практически все они связаны с тем, что деятельность краевой общественной палаты распространяется не только на органы исполнительной власти, но и на законодательную власть региона. Так, пункт четвертый статьи 2 законопроекта устанавливает возможность осуществления Общественной палатой Ставропольского края общественного контроля за деятельностью Государственной Думы Ставропольского края. А пункт второй части 3 статьи 15 законопроекта наделяет краевую Общественную палату правом давать заключения о нарушениях законодательства Российской Федерации, законодательства Ставропольского края органами государственной власти Ставропольского края, а не только органами исполнительной власти. Именно эти вопросы, похоже, стали основными сдерживающими факторами при рассмотрении законопроекта ставропольскими депутатами. Председатель думы Юрий Гонтарь, обращаясь к присутствовавшему на заседании губернатору Александру Черногорову пояснил, что решение об отклонении законопроекта является следствием «неготовности ответить на ряд вопросов по контролю за органами и за законопроектами». «Но это не значит, - заметил он, - что дума против этой общественной организации. Я думаю, что в ближайшее время наш диалог взаимный позволит нам прийти к пониманию и принять это решение в ближайшее время».
Анатолий Батурин, председатель комитета краевой думы по государственному строительству рассказал, что у депутатов, рассматривавших законопроект, возникло сомнение в необходимости краевой Общественной палаты. «Нам необходимо изучить вопросы, связанные с законодательным урегулированием, порядком создания и деятельности общественных палат в других субъектах РФ, а также обобщением работы подобных органов, - заявил он. - Следует отметить, что в настоящее время мы действительно недостаточно информированы о работе Общественной палаты Российской Федерации, не говоря уже о деятельности подобных институтов в других субъектах России». С этой целью председателем ставропольской думы были направлены письма в пять субъектов страны, где подобные законы уже приняты. Ответы пришли лишь из двух регионов — Татарстана и Алтайского края. «В этих регионах проведены организационные мероприятии, связанные с созданием Общественной палаты, избрания ее состава, - рассказал Анатолий Батурин. - В настоящее время практического опыта деятельности подобного органа в субъектах России, подтверждающих необходимость его создания, деятельности, не имеется. Не сложилось пока это и на уровне Российской Федерации».
Профильный комитет, таким образом, не вынес законопроект на рассмотрение в первом чтении, а лишь на рассмотрение и обсуждение и попросил депутатов высказаться о необходимости создания палаты, в результате чего было принято решение об отклонении законопроекта. Интересен тот факт, что кроме председателя комитета по госстроительству, представившему мнение комитета по проекту закона, никто из депутатов не захотел высказать своего мнения по поводу законопроекта и вообще идеи создания Общественной палаты в Ставропольском крае.