18:08 / 06.09.2006Кожевникова: нужно возбуждить уголовное дело и по факту дискриминации в Кондопоге

В редакцию «Кавказского узла» поступило сообщение Центра содействия проведению исследований проблем гражданского общества "ДЕМОС", в котором Галина Кожевникова, Информационно-аналитический центр "Сова", сравнивает ситуацию в Кондопоге с событиями в селе Яндыки.

"Многие сравнивают то, что произошло в Кондопоге, с событиями в Яндыках, говорят, что очень много аналогий, но мне кажется, что аналогию в данном случае лучше проводить не с Яндыками, где после первой волны погромов перекрыли административную границу, а на трех жителей было по одному милиционеру или представителю внутренних войск. Не скажу, конечно, что беспорядки в Яндыках подавили в зародыше, но, по крайней мере, это не растянулось, как сейчас, на шесть ночей поджогов. Кроме того, конечно, в ситуацию в Яндыках не вмешивались так явно и активно праворадикальные организации. Для меня ближайшие аналогии - это Харагун Читинской области и Сальск Ростовской области. Соответственно в марте и июле этого года. Ситуация в Кондопоге развивалась по одному с ними сценарию.

Например, в Сальске серия криминальных эпизодов, не пресеченных вовремя милицией, была однозначно истолкована местными жителями как некое этническое противостояние, - было атрибутировано как этническое противостояние, хотя никакого этнического мотива там изначально не было. Это были криминальные разборки. В Сальске был криминал со стрельбой, а в Кондопоге - драка с сильно криминальным подтекстом. А бездействие милиции и в том, и в другом случае, спровоцировало все остальное. И еще одно сходство в том, что на этапе вспыхнувшего конфликта - действительно местного, - к ситуации оперативно подключились праворадикальные группы, в первую очередь - ДПНИ, которое начало военизировать этот конфликт, направляя возмущение местных жителей на условных приезжих. В каком-то смысле это уже становится некой нормой. То же самое примерно было и в Харагуне, хотя там быстро в дело вмешалась милиция в отличие от ситуаций в Сальске и Кондопоге. Вначале там тоже подключились праворадикалы, они также пытались оказывать давление на следственные органы. Но после того, как правоохранительные органы заявили о своей четкой позиции - что они не пойдут на поводу у праворадикалов, что требования местных жителей о выселении "кавказцев" противозаконны, антикоснтитуционны, и что это подсудное дело. После этого немедленно все успокоилось. Сейчас расследование идет своим чередом.

Но нигде еще беспорядки у нас не растягивались на шесть дней, как в Кондопоге. А это означает, что местные власти по-прежнему не могут успокоить людей. При этом мы видим, что нет четких заявлений по поводу того, что из требований населения является законным, а что - незаконным, нет четкой позиции, что законные требования будут удовлетворены в полном объеме, а незаконные не будут удовлетворены ни в каком. Соответственно все это: и это молчание, и распространение слухов, и активное вмешательство праворадикалов в этот конфликт, создает такую напряженную ситуацию, которая требует тщательного расследования.

Показательно то, что прокуратура, зафиксировавшая даже в официальном заявлении для прессы дискриминационные требования местных жителей о выселении "кавказцев", не увидела в них предмета преступления. И, соответственно, не обозначила свою позицию. Я надеюсь, что все-таки будет возбуждено уголовное дело и по факту дискриминации (хотя шансов мало, скорее эта надежда общегуманитарная), что все преступления будут объективно расследованы независимо от личности фигурантов. Этничность, должность, чины, звания - не важно. Все, кто виноват - должны быть наказаны.", - заявляет эксперт.

Напомним, первопричиной обострения ситуации в селе Яндыки Астраханской области стало осквернение тремя молодыми людьми чеченской национальности местного кладбища 23 февраля 2005 года. В частности, был разрушен памятник на могиле солдата, погибшего в Чечне. Однако местный суд приговорил осквернителей к небольшим условным срокам, что было болезненно воспринято населением села. Непосредственным же детонатором конфликта послужила драка между жителями села, произошедшая в ночь с 15 на 16 августа. В ходе этой драки от огнестрельного ранения скончался 24-летний Н. Болдарев, калмык по национальности. В его смерти местные жители обвинили чеченцев. Во время похорон Н. Болдарева 18 августа толпа (около 500 человек) начала жечь дома и машины, принадлежащие чеченцам, и бить их владельцев. Всего было сожжено 8 домов, разбито 3 автомобиля, 5 человек получили телесные повреждения.

Как сообщал "Кавказский узел", массовые волнения в городе Кондопога, сопровождавшиеся избиениями выходцев с Кавказа, поджогами и разграблением торговых точек, принадлежавших жителям Чечни, начались после убийства нескольких местных жителей в результате пьяной драки, которая произошла 30 августа. В совершении этого преступления обвиняются выходцы с Кавказа.

Автор:Кавказский Узел