Корреспонденту "Кавказского узла" удалось связаться с жителем Дагестана Нариманом Мамедяровым, который был похищен силовиками в сентябре 2008 года, а 4 февраля 2009 года был освобожден под подписку о невыезде. Мамедяров рассказал о применявшихся к нему пытках.
С Мамедярова снято обвинение в применении насилия в отношении представителя власти. Его адвокат Баканай Гусейнова сообщила из Махачкалы, что намерена также добиваться отмены обвинения в незаконном приобретении оружия.
"Я на свободе. Хвала Всевышнему Аллаху. У меня все хорошо, чувствую себя намного лучше. Спасибо всем, спасибо правозащитникам, кто хлопотал за меня. Мне рассказала адвокат о том, как мне пытались помочь. Спасибо!" - сказал Нариман Мамедяров.
Мамедяров вкратце рассказал о том, как он содержался под стражей: "Когда меня забрали сотрудники, как выяснилось, "6-го отдела" в Махачкале, это было вечером около 18 часов 25 сентября, до утра следующего дня меня били. Человек один раз в жизни живет. Но они меня довели до такой степени, что я просил, чтобы они убили меня. Не каждый человек может это представить. Чтобы это понять, нужно попасть в такую же ситуацию. Я говорил: "убейте меня, я больше не могу терпеть". Но они отвечали: "ты будешь завидовать мертвым". Спрашивали про какие-то имена, которых я вообще знать не знаю", - рассказал Мамедяров.
Нариман Мамедяров рассказал также, что его вынуждали давать показания против Динары Бутдаевой, сестры Гюльнары Рустамовой, руководителя организации "Матери Дагестана".
"Через два дня после задержания меня забрали в другой город, в Буйнакск. Там у них уже были подготовлены письменные показания против, не помню, как зовут, Дианы или Динары Бутдаевой. Все уже было написано. Они сказали, если не подпишешь - мы тебя убьем. Причем не сразу убьем, но будем тебя мучить", - рассказал Мамедяров.
"Сейчас, я конечно, отказываюсь, от того, что подписал. Но тогда была такая ситуация…Когда меня привезли в ИВС Махачкалы, следователь вызвал меня. У него была включена видеокамера. Я начал говорить, что отказываюсь от показаний. И тут пришли опера, гээрушники, эфэсбэшники - не знаю кто, и начали колотить. Лицо не трогали - чтобы синяков не осталось. Три раза подряд я отказывался подписать. А уже на четвертый раз, я не мог уже терпеть, выхода другого не было. Я и адвокатам сказал, что я уже не мог терпеть.
"Вы приходите, объясняете мне все, я понимаю. Вы уходите, а они снова начинают меня избивать", - сказал я адвокатам.Те, кто меня бил, в конце концов сказали: "Мы заберем тебя в Ханкалу, там ты все показания дашь, как нам нужно. Мы от тебя не отстанем. На нас тоже сверху давит начальство, требуя результата. Они говорили - "подпиши, а потом на суде откажешься", - рассказал Мамедяров корреспонденту "Кавказского узла".
"Так же от меня требовали сознаться в создании бандгруппы. Троих из тех, с которыми я якобы создал бандгруппу, я увидел только в СИЗО, когда нас всех вместе выпускали", - сказал Мамедяров.
"Я не знаю, буду ли подавать жалобу на избиения. Во всем полагаюсь на адвоката. На меня идет давление, по телефону всего сказать не могу. Слежки пока не заметил. Если я замечу подобное - я сразу сообщу адвокатам и прессе. Сейчас я под подпиской о невыезде, уехать из Дагестана не могу", - объяснил Мамедяров.
Мамедяров, а также исчезнувший вместе с ним, но впоследствии отпущенный Хириясулов Мурад - "молящиеся" мусульмане, регулярно посещают мечеть и исполняют все религиозные предписания. Таких молодых людей считают приверженцами ислама фундаменталистского толка, указывается в пресс-релизе ПЦ "Мемориал". Именно молодые люди этой категории чаще всего становятся объектом незаконных задержаний с целью получения информации о членах вооруженного подполья и фабрикаций уголовных дел.