Президент России Дмитрий Медведев на встрече с директором ФСБ, главой Национального антитеррористического комитета (НАК) Александром Бортниковым в пятницу поручил рассмотреть вопрос о снятии режима контртеррористической операции (КТО) в Чечне, действующего более девяти лет.
Напомним, что 25 марта президент Чечни Рамзан Кадыров заявил о том, что многолетняя контртеррористическая операция официально завершится в Чечне в конце марта. "Мы давно завершили борьбу с террористами, однако официально документ о проведении контртеррористической операции в республике действует. Я думаю, в конце марта, 30-31 числа, будет подписан официальный документ о ее завершении", - сказал Кадыров.
Его поддержал спикер Госдумы Борис Грызлов. "Ситуация налаживается, поэтому считаю, что вопрос об окончании контртеррористической операции в республике можно поставить", - сказал Грызлов.
Президент Медведев сегодня подчеркнул, что ФСБ "вместе с другими правоохранительными органами должна продолжить контроль за ситуацией, вводя в случае необходимости и отдельные элементы режима КТО и проводя необходимые действия как в Чеченской республике, так и в других наших южных республиках, в которых в настоящий момент сохраняется угроза террористических актов", сообщает «Российская газета».
Вопрос о снятии режима КТО в Чечне будет рассмотрен на очередном заседании НАК 31 марта, сообщил журналистам сегодня, 27 марта, представитель аппарата комитета.
Снятие режима КТО в Чечне позволит решить многие экономические проблемы республики, считает член (НАК), первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин.
"Совершенно очевидно, что, начиная с 2004 года, республика добилась очень серьезных успехов, а снятие режима КТО позволит значительно повысить привлекательную инвестиционность Чечни, и этот шаг станет существенным стимулом для населения", - полагает Торшин, чьи слова приводит «Интерфакс».
«Заявление Грызлова – это вершина какого-то айсберга, какого-то бюрократического движения. Я не стал бы его переоценивать. До меня дошла информация, что якобы опять в Кремле возобновились какие-то разговоры о возможности объединения Чечни и Ингушетии. Это идет какая-то межклановая борьба на самом верху, кто-то разделяет позицию, что Кадыров – это наше все на Северном Кавказе и борются с людьми, которые скептически относятся к личности Кадырова и, наверное, не хотели бы класть яйца в одну корзину. Надо ждать, что произойдет дальше», - полагает обозреватель газеты «Московский комсомолец» Вадим Речкалов, чье мнение прозвучало в эфире радиостанции «Свобода» вчера, 26 марта, в программе «Грани времени».
«Говорить о победе над терроризмом или победе над вооруженным сопротивлением вооруженным подпольем не приходится», - высказался в том же эфире председатель совета ПЦ «Мемориал» Олег Орлов.
Как писал "Кавказский узел", данные за 2008 и начало 2009 гг. указывают на то, что ситуация в Чечне все еще нестабильна. За год были убиты как минимум 97 милиционеров и военнослужащих, ранены - не менее 138. Произошло 39 терактов, как минимум еще 10 было предотвращено, обнаружено не меньше 59 тайников с оружием и взрывчаткой. 25 человек из мирного населения погибли в результате взрывов, перестрелок боевиков с правоохранителями и нападений неизвестных. Столько же - 25 человек - получили ранения. 16 нападений и перестрелок обошлись без пострадавших. В конце 2008 года в Чечне снова увеличилось количество похищений людей. Так, по данным ПЦ "Мемориал", только за ноябрь-декабрь в республике были похищены 10 человек, а всего за год – 42 человека. Из них четверо жителей республики были освобождены, трое - исчезли, ещё трое были убиты.
В 2008 году стало также известно о 73 проведенных силовиками в Чечне спецоперациях, в которых было убито 115 лиц, объявленных боевиками. Еще 234 подверглись задержанию по подозрению в пособничестве боевикам или участии в НВФ.
Не стала ситуация более спокойной и в 2009 году. Согласно официальным данным, только за первые две недели марта в Чечне по подозрению в причастности к боевикам и пособничестве вооруженных формированиям были задержаны не менее двадцати человек. Похищения людей также остаются актуальной проблемой в Чечне.