Архитектурное сообщество Северной Осетии продолжает выражать недовольство действиями местного правительства в отношении будущего школы №1 в Беслане. По последней информации, сооружением памятного мемориала займется московская фирма-проектировщик «Стиль». Однако, проект будущего мемориала широкой общественности представлен не был. В Беслане говорят, что проект видели и остались довольны, соблюдено их главное требование – здание школы остается нетронутым. Однако есть опасение, что бесланцам показали лишь какую-то часть проекта, такого мнения придерживается архитектор Руслан Аликов, который также занимался проектированием мемориала, однако его проект не был одобрен. Аликов, который видел московский проект полностью, считает, что проект изобилует спорными моментами. От других архитекторов мне также довелось слышать, что проект просто невыразителен, и что память о бесланской трагедии заслуживает гораздо более сильного воплощения. Ниже я прилагаю мнение архитектора Руслана Аликова, выраженное им в короткой заметке, а также несколько снимков его проекта.
"Проектирование мемориала памяти жертв Бесланской трагедии, включая конкурсное проектирование, ведется уже более 4 лет, но до сих пор нет уверенности в том, что будет разработан проект, который устроил бы общественность республики. Помимо объективной сложности задачи, основная причина кроется в кулуарности принятия решений, не соответствующих ни масштабу трагедии, ни правам общественности на участие в обсуждении этой темы. При этом, совершенно непонятны цели, ради которых принимаются не фиксируемые документально, противоречащие друг другу решения. Сроки проектирования то сокращаются сверх разумных пределов, то отодвигаются на неопределенное время.
В мае 2006 года в Союзе архитекторов России были рассмотрены результаты заказного конкурса на проектирование мемориала в Беслане. Итогом рассмотрения было решение выставить все 3 проекта в Беслане и с учетом мнений общественности республики сформировать окончательное решение жюри.
К тому моменту у архитектора Р. Х. Аликова был готов свой вариант решения мемориала, разработанный по собственной инициативе, и он решил выставить его рядом с конкурсными проектами. К большому сожалению, публичного обсуждения проектов не было организовано. Проекты были рассмотрены и обсуждены Правлением Северо-Осетинской организации Союза архитекторов России и оно информировало Правительство РСО-А о том, что проект Р.Аликова в наибольшей степени соответствует поставленной задаче. В 2007 году на смотре- конкурсе в г. Ставрополе этот проект был признан Южным архитектурным обществом лучшим проектом в номинации «Лучшее архитектурное произведение». Проект также рассматривался творческой и научной интеллигенцией города в Республиканской научной библиотеке и получил одобрение.
Договор на выполнение проекта мемориала Правительство РСО-А заключило с автором одного из конкурсных проектов- Б. Улькиным, который вскоре умер и вместо него эскизный проект выполнял московский архитектор М. Крышталь. Однако, эскизы М. Крышталя не понравились ни заказчику, ни представителям пострадавшего населения Беслана и их отклонили.
В апреле- мае 2008 года на основе устного поручения Председателя Правительства Н. А. Хлынцова мастерская Архитектора Аликова разработала новый макет мемориала с учетом пожеланий комитетов «Матери Беслана « и «Голос Беслана». Макет был рассмотрен в Администрации Правобережного района с участием заинтересованных сторон и одобрен для дальнейшей разработки. После этого Правительство РСО-А заключило с Мастерской архитектора Аликова договор на выполнение в кратчайший срок рабочего проекта мемориала.
В связи крайне сжатыми сроками, мастерская начала работу над проектом, не дожидаясь перечисления аванса, но вскоре Правительство заказало эту же работу в Москве, о чем автор проекта узнал от новых разработчиков проекта мемориала.
Р. Аликов уведомил заказчика о том, что, если с ним хотят разорвать отношения, необходимо расторгнуть договор в соответствии с законодательством, учитывая проделанную работу, на что УКС Правительства ответило, что в бюджете республики средства на этот объект не предусмотрены.
В то же самое время новым проектировщикам мемориала перечисляется аванс, они выполняют эскизный проект и получают от заказчика добро для продолжения работ. При этом, этот проект не видели ни представители пострадавших, ни архитекторы республики, ни представители общественности.
Совершенно непонятно, почему на проект, поддержанный комитетами пострадавших от теракта в Беслане и творческой интеллигенцией Северной Осетии, Союзом архитекторов республики и Южным архитектурным обществом, в Республиканском бюджете денег нет, а на проект, который нигде открыто не обсуждался, нашлись".