Алан Чочиев покинул эту страну

18 марта 2009, 00:05

Это уже не секрет, что несколько месяцев назад Алан Чочиев выбрал судьбу эмигранта и покинул Россию. На это решение его подтолкнули соображения безопасности – до последнего не прекращались силовые попытки запугать Алана. В его дом во Владикавказе без конца врывались какие-то люди в масках, угрожали, до этого приходили с обысками, Чочиева забирали на допросы.

 

Кто не знает, Алан Чочиев это человек, которому Южная Осетия обязана своей независимостью. Именно он вывел юридическую формулу – правовое обоснование независимости ЮО. Стоит лишь добавить, что Чочиев основатель осетинского гражданского движения Адамон Ныхас, которое и возглавлял с 1989 по 1992 год. Последние годы Алан Чочиев жил во Владикавказе и находился в жесткой оппозиции к действующей в ЮО власти. За что и страдал.

 

И вот он уехал. Правда, активную деятельность он продолжает поддерживать и из-за границы, все его тяжелые мысли (действительно тяжелые, через которые надо продираться с большими умственными усилиями, мне по крайней мере), их можно почитать на его авторском сайте www.uasdan.com

 

Но вот какую историю в связи с этим вспомнил и я –

 

В 1989 году имя Алана Чочиева в Грузии просто гремело. Его люто ненавидели, еще бы, он был тогда главным идеологом осетинской независимости. А мне вот было 13 лет и я учился в русскоязычной школе в Тбилиси. Грузинский язык тогда был обязательным, и я с большой неохотой на него ходил. С неохотой просто потому, что я сильно отставал  по грузинскому от других учеников и порой просто ничего не понимал.

 

Так вот, в один день в класс явилась новая училка. Она начала свой первый урок с переклички на грузинском. Когда добралась до меня, я встал и сказал – мэ вар (я это, здесь). Новая учительница среагировала на меня, повисла пауза. Ее задело то ли то, что я теска Чочиева, то ли просто то, что я был осетином.

 

И тут она мне задала очень глупый вопрос – «Ты знаешь Алана Чочиева?». Я конечно его не знал, и вообще мало представления имел о том, кто он. То есть, я знал, что начались какие-то напряженные отношения с грузинами, но толком ничего не понимал. А Чочиева только имя и слышал. И поэтому я не могу объяснить почему я вдруг сразу и вдруг ответил ей: «Ки!» (да, знаю).

 

Ее лицо искривилось, клянусь, я помню это. Потом она мне сказала садиться и продолжила перекличку. Придя домой я рассказал все маме, она долго смеялась. Через год нам пришлось уехать из Тбилиси. Ну а с Чочиевым я действительно познакомился только лет 15 спустя, когда брал у него первое интервью. Но я ему об этой истории ничего не рассказал.

23.03.2009 в 18:15inter vestrum
bitarov Ваша правда. Много кударцев живет в СО, но я что-то не слыщал, чтобы в ЮО жили Дигорцы и Иронцы. Или вы хотели сказать, что ВСЕ ОСЕТИНЦЫ знают цену Кокоеву? И вообще, не надо раздражаться. Давайте разговаривать спокойно и предметно. Я вам не враг, и вас своими врагами не считаю.
21.03.2009 в 03:10alien
freelancer. Это конечно очень пафосно, но: 23 ноября 1989 года десятки тысяч грузин подошли к Цхинвалу для того, чтобы провести митинг. Они говорили, что это мирный митинг. Но видели бы вы их агрессию, высокомерие, абсолютное неприятие мнение осетин. Я сам это видел. 6 января 1991 года 6 тысяч грузинских милиционеров и не милиционеров ночью вошли в Цхинвал и следующие три недели на улицах города пролились реки крови. Весь город с охотничьими ружьями выступили против их пребывания в Цхинвале, а безоружные с ужасом прятались от этих «защитников закона», которые застрелили двоих мальчиков. Я был на их похоронах. Я видел снег, покрасневший от крови. Я видел трупы женщин и стариков, убитых на Зарской дороге. Я помню удушающий запах крови в больнице, куда их привезли. Это была гора трупов. Летом 1992 года войска госсовета Грузии расстреливали город с высот вокруг. На моей улице снайпер подстрелил 80-летнюю старушку и ее до ночи не могли оттащить за стену, потому что снайпер пытался подстрелить и тех, кто это пытался делать. Тогда от его пули погиб мой друг. Десятки человек погибли на участке трассы, где располагался грузинский анклав. Их просто убили. Ни за преступления какие-то, а просто за то, что они осетины и попались под руку, когда им захотелось крови. Сколько раз даже в относительно тихие 90-е годы, когда я ехал через этот анклав, я вздыхал с чувством облегчения, когда он оставался позади. Между тем, ни одного жителя этого анклава не постигла такая же участь, когда они ехали в Грузию через Цхинвал. И наконец вам кажется что заявленная каким-то идиотом цифра в 2000 убитых завышена. Согласен. А 167 убитых это нормально, да. Вы говорите, что грузинская армия не воевала с мирным населением, и что на войне как на войне. А когда с неба на город сыплется сотни снарядов выпущенных из РЗСО и тяжелой артиллерии с расстояния 10 -15 км. гибли именно мирные жители. Я сам видел их трупы на улицах и среди развалин домов и не мог носа высунуть из подвалов во время артобстрелов. И вообще, зачем надо было начинать войну? Вы считаете этот вопрос риторическим . Считаете, что все одинаково виноваты. Но если бы Саакашвили, который так любит осетин, что строит им дома (где, какие?)не начинал боевых действий эти 167 человек были бы живы, как были бы живы и погибшие грузины. Цхинвал не стерт с лица земли, но сотни домов полностью разрушены или сожжены. Для маленького города это много, очень много. Масса моих друзей и знакомых живут у родственников и на съемных квартирах, потому что на месте их домов стоят руины. Наши власти ни хрена не восстановили, так что в этом можно убедится прямо сейчас. Я это вижу каждый день, когда выхожу на улицу. После этого вы предлагаете приехать и мирится, прощать и разговаривать. И ладно, если бы вы предлагали это без возмущения – «меня обидели». Вы собираетесь простить меня за то, что я выжил в августе, или меня не сожгли паяльником, когда я ездил через анклав. А что бы вы сказали, если бы война пришла к вам на порог и вы бы похоронили 167 друзей и знакомых (Цхинвал маленький город и я большинство из погибших знал или знаю их родных, друзей). Если бы осетинская армия выпускала бы в вашу сторону залп за залпом и женщины и дети рядом потеряли бы даже способность плакать и кричать от страха. Тогда бы вы тоже сказали, что виноваты все вокруг? И возмущались бы что вас обидели?
19.03.2009 в 15:01bitarov
Интересно, Алан, а как вы понимаете слово "родина"?
21.03.2009 в 11:41alien
freelancer. Конечно хорошо бы помирится и оставить все в прошлом. Но это сделать очень не просто. Миру мешает не только память о реках крови и горах трупов, но и политика. Нас очень просто используют в свих целях. И со временем манипулировать нами становится все проще и проще. Доказательство – наша эмоциональный обмен мнениями. Вот мы оба согласны, что мир - хорошо, а война –плохо. Т ем не менее мы не в состоянии отказаться от воспоминаний того, что было и предъявить друг другу свое мнение о событиях. Я допустим просто не могу не сказать, что если бы в конце 80-ых годов Гамсахурдия не поднял эту антисоюзную компанию с националистическим оттенком, если бы он обратился к осетинам с предложением бороться с Москвой за суверенитет сообща, убедить нас, что в Грузии осетинам ничего не грозит, а для этого нужно было просто не показывать нам свою враждебность столь явно, мы бы и сейчас жили в Грузии. Кому же тут нужна эта война и подвешенное состояние и перспектива войти в Россию – не самую лучшую страну, мягко говоря. Но вместо этого решили выпустить пар, сорвать агрессию на осетинах. С этим не надо спорить, это так было. Я это видел собственными глазами, чувствовал такое отношение. Не по телевизору об этом смотрел и не в газетах читал – это очень важно, поэтому я так подчеркиваю тот факт, что сам был свидетелем всего этого. И нам бы нечего было предъявлять друг другу, если бы в наш дом не пришли с указаниями что и как делать, в том числе «убираться за хребет» - это не сказки, почти все тогдашние лидеры Грузии выступали с такими предложениями или требованиями. Я мог бы привести кучу примеров, по которым у осетин не было доверия к грузинам. Хотя я более чем уверен, что грузинский народ не хотел, чтобы все вышло так, как получилось. Но политики легко подводили нас к кровопролитию и потом брали на себя право отдавать приказ о начале войны. Ведь если бы вас спросили, хотели бы вы начать войну в августе, наверняка вы были бы против. Но вас и не спрашивали. Вам просто сказали, что осетины бомбят грузинские села и нужно защитить грузинское население. Думаю вы понимайте, что для начала войны всегда нужен предлог. Им стало утверждение, что осетины стирают в пыл грузинские села. Я не буду разубеждать вас – вижу насколько это бесполезно. Вы не можете удержатся, чтобы не упомянуть о грузинских претензиях в ответ на мои «реки крови» и «гору трупов». А мне все это видевшему своими глазами и привыкнуть к стрельбе и взрывам, мне это тем более не легко. И поэтому политики используют и меня и вас.
18.03.2009 в 18:30samson_voinov
М. Кундухов, .... , В.Дзуцев, ..., А.Чочиев, .. Кто знает хорошо историю Иристона, помогите заполнить многоточия внутри, между фамилиями, а многоточия в конце уж точно допишут мамсуровы и кокойты. :-)))
18.03.2009 в 00:49Алан Цхурбаев
К Алану Чочиеву действительно существует очень разное отношение. Мне самому очень трудно его понимать, но при этом он производит такой огромный объем информации, что я остерегаюсь судить о нем лишь по тем фактам кого из политиков на каком этапе он поддерживал. Это, пусть не покажется ему самому это обидным, - человек-мозг. Не использовать этот мозг для независимости ЮО было просто невежественно и глупо.
18.03.2009 в 00:33dzutsev
В нач. 90-х в СОГУ со мной учился один грузин и одна из преподавателей-осетинок каждый раз произносила его фамилию при перекличке с нескрываемым (и довольно смешным) отвращением. Кстати, Алана Чочиева, ко всему прочему президент Дзасохов упек в тюрьму после того, как Чочиев объявил голодовку. Это было кажется в 2001 или 2002 году. Можно по разному относиться к Чочиеву (если я не ошибаюсь, он вначале был сторонником нынешнего президента ЮО, кстати говоря). Но проблема ЮО, как мне кажется в том, что из-за отттока чочиевых, общая масса народа стремительно опускается куда-то в средние века. Причем дело не в том, что из ЮО вытесняется "умные", а в том, что вытесняется те, кто не думает так как нужно Кокойты. В итоге это приводит, как ни странно к ослаблению и самой республики, ибо всякий народ прежде всего силен людьми его составляющими.
19.03.2009 в 15:52Алан Цхурбаев
bitarov, когда мне задают этот вопрос, я обычно иду на хитрость и говорю, что "родину у меня отняли". лучшие годы детства провел в Тбилиси, полюбил и понял этот город. Потом стал свидетелем его внезапного сумасшествия. Потом приехал в Северную Осетию, где в начале очень плохо понимал людей, их быт, но привык. в Южной Осетии никогда не жил. Так что мне назвать родиной? Осетию, потому что я - осетин, но которую я действительно иногда не понимаю? Грузию, которую любил неосознанно, но которая меня выгнала? СССР? Россию? я не знаю.
19.03.2009 в 17:38inter vestrum
"Эта страна" - англицизм, ныне широко распространенный в нашей речи. По-ангийски не говорять "наша старана", только "this country".
19.03.2009 в 12:23arsy-lappyn
Автор: Кто не знает, Алан Чочиев это человек, которому Южная Осетия обязана своей независимостью. Именно он вывел юридическую формулу – правовое обоснование независимости ЮО. За последнее все кланялись бы ему в ноги, если бы он самолично не провозглашал первое - что именно ему Южная Осетия обязана своей независимостью. Мы- то думали что обязаны всему народу, служившему кто как мог - кто головой, а кто жизнью. Ираеттаем рагаей фестаемае хиппаелой адаеймаг аегад у.(самовосхваление не в чести у осетин). И чашу Уацамонгае , о которой так много писал Алан, герои не вручали себе сами, а вручал им благодарный народ за благородство и жертвенный подвиг.
19.03.2009 в 12:49arsy-lappyn
Алан, вы хороший автор, видно, что переживаете за Осетию. Не пишите только про свою родную страну "эта страна". Ни в русском, ни в осетинком языке до недавнего времени такое выражение в адрес родной страны практически не использовалось. Наша страна, родина, Осетия - да, "эта страна" - нет. При переводе на осетинский так вообще смех получится "ацы баестае", "ацы дуне" - это мир живых, а уыцы(уымы)баестае" -мир загробный. Так что многая лета Алану Чочиеву, он покинул свою страну, и уехал на чужбину, которая как раз и есть для любого, имеющего родину, " эта (новая) страна".
19.03.2009 в 13:23Алан Цхурбаев
samson, если что-то хотите сказать - скажите. додумывать за вас мысль не очень получается.
19.03.2009 в 13:41Алан Цхурбаев
arsy-lappyn, согласен, может не точно выразился. Конечно же Южная Осетия обязана независимостью в первую очередь своим защитникам, без сомнения героям своего народа. Я хотел сказать о правовой обоснованности этой независимости, и том, что сформировал это А.Ч. Эта формула актуальна и сейчас и будет всегда. И то, что меня отталкивает в позиции Чочиева, это как раз его «величие», которым он бравирует и выставляет напоказ. Все вокруг «самачаблинские бараны», и только он один ведет к свету. Может я его плохо понимаю, но если меня это отталкивает от чтения его трудов, то значит эта позиция не верна. Ну а насчет «этой страны» - я не считаю, что это отталкивающая фраза. Она нейтральна и часто используется в литературе. Хотя, конечно, она не годится когда речь идет о патриотизме. Но я, когда писал, под «страной» имел в виду Россию. И я воспользовался этим литературным приемом, чтобы показать сложность своих отношений с этой страной, Россией, которую я не считаю своей родиной. У меня вообще крайне сложное и запутанное представление о том, что же мне считать своей родиной, так что, если это обидело ваш слух, то простите, но надеюсь, что объяснил себя.
19.03.2009 в 17:04bitarov
Ясно. мне всегда было непонятно, когда я видел людей, покинувших на рубеже 90 Грузию, почему они до сих пор так лояльно относятся к этой стране -разговаривают часто по грузински, на свадьбах грузинская музыка и т.д. Ведь большинство из них подверглось сильным унижениям со стороны представителей этой культуры? Что именно вызвало у вас непонимание в СО? еще обращает на себя некоторой различие в менталитете собственно грузин и осетин из грузии. Кстати, вы не думали, не случись тогда этого сумасшествия, как бы сложилась судьба осетин в Грузии, и ваша в частности? остались бы они там жить, или бы все равно уехали подальше от тяжелой жизни?
19.03.2009 в 17:13inter vestrum
Алан Чочиев оставлянт впечатление графомана, абсолютно не адекватного в своих рассуждениях и поступках. Так называемая независимость ЮО была достигнута не благодаря смехотворным юридическим построениям идеалиста Чочиева, а усилиями вполне прагматичных мерзавцев, местных и московских. А если прикинуть сколько своей и чужой крови стоило и, не дай Бог может еще будет стоить, все это осетинам и какова реальная перспектива ЮО, то ясно, что кичится тут нечем. Ни идеалистам, ни прагматикам.
19.03.2009 в 17:35arsy-lappyn
Алан, поняла Вас, спасибо. Я исхожу из того, что Родину, как и родителей, не выбирают и порядочному человеку все же нормально полагать, что он должен Родине, а не она ему. Не говорим же мы "эта мать". А сшедший с ума ваш родной Тбилиси действительно жаль. изгнать своих детей и не раскаяться в этом- мрак и смерть. Приезжайте в Южную Осетию, многие даже очень далекие от Осетии люди здесь чувствуют себя дома. Не смотря ни на что.
19.03.2009 в 22:24Алан Цхурбаев
Bitarov, до «сумасшествия» жизнь там была почти райской. Вы сами знаете сколько осетин там жило и никто никуда не собирался. Так бы и жили и радовались. Но случилось то, что случилось. И когда пришлось бежать в Северную Осетию, то прием здесь был весьма прохладным. Долгое время я был и «гамсиком» и «грузином». Но дело даже не в этом, просто разница в людях, в людских отношениях была просто огромна. Здесь общаются иначе, на других «понятиях». Культурный уровень ниже во много раз, и честно говоря в начале мне было смертельно скучно. Я воспринимал СО как поездку на деревне к бабушке. Я даже бывало плохо или вообще не понимал о чем мне рассказывают мне мои новые одноклассники. Разница во всем и сильная. Так было долго пока я не начал замечать плюсы и знакомиться с интересными людьми, и ситуация понемногу выровнялась.
19.03.2009 в 22:29Алан Цхурбаев
arsy-lappyn, я бываю в Южной Осетии и действительно чувствую себя там очень уютно. Это конечно особенное место, столица мужества, как говорит мой знакомый.
19.03.2009 в 22:35Алан Цхурбаев
freelancer, спасибо, вы все объяснили с «этой страной». Но почему вы называете «юридические построения» Чочиева смехотворными? По-моему это очень стройная и стойкая теория. Главное – простая для понимания. Ну а на счет того, сколько крови стоила независимость Южной Осетии это конечно тяжелый вопрос. Мы можем сожалеть о том, сколько жизней было прервано, мы должны задавать вопросы что можно было сделать иначе, должны искать ошибки, но, наверно сожалеть о том, что ЮО встала на этот путь нельзя.
19.03.2009 в 23:55bitarov
Конечно для тбилисца Владикавказ мог показаться деревней. Но, согласись, слово "гамсик" некоторым гражданам абсолютно к лицу. Если для жителей городов, осетия оказалась большой деревней, то многие беженцы, очевидно, сельские, выделялись своим поведением не в лучшую сторону. В чем причина этого? в Грузии они также жили, или это следствие их тяжелого быта сейчас? Впрочем, пройдет еще поколение, и эти культурные различия сгладятся.
20.03.2009 в 21:39inter vestrum
НАЧНУ С ТОГО, ЧТО Я НИКОГО НЕ ОБИЖАЛ. ЭТО, ЕСЛИ ХОТИТЕ, МЕНЯ ОБИДЕЛИ. Обидели обе половинки моего грузино-осетинского существа. Обижаться на заведомо враждебно настроенных чужаков – глупо. Поэтому, я считаю себя обиженным со стороны идиотов Гамсахурдия, Чочиева и Саакашвили и бандитов типа Кокоева. Саакашвили начал было возвращать осетинских беженцев. Им строили дома, давали деньги на обзаведение, даже назначили одну из них госминистром по этому делу, но потом Россия закрыла границу, прервала всякое сообщение и открыто стала готовиться к войне. ЧТО КАСАЕТСЯ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ, с Россией невозможно дружить, она признает только отношения патрона-клиента, и является тормозом демократического развития любого государства. Поэтому в грузинском обществе практически нет разногласий по поводу западной ориентации страны. ВОЗВРАЩАТЬСЯ ПОД ПЯТУ ИМПЕРИИ НИКТО НЕ ХОЧЕТ. И потом, Алан, я, честно говоря, не понимаю, что вы имеете в виду под словами «чтобы на эту провокацию поддаться таким образом.» Или вы все еще верите сказке про стертый с лица земли Цхинвали, про геноцид и 2000 погибших осетин? Война есть война, и на ней гибнут люди, к сожалению. Грузинская армия не воевала против мирного населения, в отличие от русских и осетин. С русских нечего и спрашивать, а вот осетины разграбили и сожгли несколько грузинских деревень, это ж факт. Так что, не надо мериться невинностью, все одинаково были виноваты и в 90-х, и сейчас. Что качается «что-то надо предлагать», то я об этом и писал: надо ездить друг к другу и искать пути примирения. ПРАВДА, МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ДЛЯ ВАС ЭТОТ ПУТЬ НЕПРЕМЛЕМ. Я тут прочитал, как shimer предлагал попытаться простить друг друга и помирится, а также, с сожалением, прочел вашу отповедь ему. НЕУЖЕЛИ ВЫ СЕРЬЕЗНО СЧИТАЕТЕ, ЧТО В ТАКИХ КОНФЛИКТАХ ОДНА СТОРОНА МОЖЕТ БЫТЬ АБСОЛЮТНО НЕВИННОЙ, А ДРУГАЯ КРУГОМ ВИНОВАТОЙ? В Москве я постоянно встречаю людей, и грузи, и осетин, и русских, которые в ужасе от случившегося. Почти у всех на вопрос: как же дальше быть – один ответ – разговаривать, мириться, прощать, налаживать нормальные отношения между людьми. ЕСЛИ, КОНЕЧНО, ВЫ НЕ ХОТИТЕ И ДАЛЬШЕ ЖИТЬ КАК В ОСАЖДЕННОЙ КРЕПОСТИ, КОГДА ВСЕ ОКРУЖАЮЩИЕ ОСЕТИЮ НАРОДЫ БУДУТ ТОЧИТЬ КИНЖАЛ ПРОТИВ ВАС. А может кто-то именно в этом и видит РОЛЬ ОСЕТИН В БОЛЬШОЙ ИГРЕ ЗА КАВКАЗ?
20.03.2009 в 12:46Алан Цхурбаев
Freelancer, до августовской войны я был в Тбилиси несколько раз. И действительно, проблем никаких не испытывал. Даже совсем случайно познакомился в баре с офцианткой – осетинкой. Я завел много хороших знакомств среди грузин, у меня нет с этим проблем. Но поверьте, были и другие примеры. А культивировать вражду и ненависть здесь никто не собирается. Этот журнал тому свидетельство.
20.03.2009 в 13:39inter vestrum
Я не про этот блог. Я как раз о том, что не надо зацикливаться на том, кто что в прошлом (в недалеком тоже) натворил. Это - тупиковый путь.
20.03.2009 в 15:51Алан Цхурбаев
Freelancer, я соглашусь с bitarovым, когда двое хотят помириться, то разговоры о том, что давай забудем прошлое, обычно заводит тот, кто обидел. Но кроме «давай забудем» надо же что-то по делу предлагать, обида-то очень сильная. Можно сколько угодно раз говорить, что грузин на последнюю войну спровоцировали, но все же это надо быть в душе немного мясником, чтобы на эту провокацию поддаться таким образом.
19.03.2009 в 23:04inter vestrum
Алан, когда я вспоминаю, как мирно жили осетины и грузины во всем нынешнем Шида Картли и ЮО, и сколько там смешанных браков, и когда я вижу, как и сейчас живут осетины в остальной грузии, мне ЭТА независимость вовсе не представляется таким уж благом. Особенно, если учесть, чего это стоило обеим сторонам за последние 20 лет. Ну чего кударцы добились, какие у них могут быть надежды на будущее? После августовской вой
19.03.2009 в 23:20inter vestrum
Алан, что имели кударцы 20 лет назад и что имеют сейчас? И главное, какие у них перспективы с этой независимостью? Кто-нибудь разумный сможет нарисовать перспективу хотя бы на ближайшие 5 лет? По мне, так эта независимость не стоила даже одной слезинки одного ребенка, не то что таких жертв. Если бы в свое время ВСЕ были бы поумнее… Или хотя бы сейчас ВСЕ ПОНЯЛИ свои ошибки а не пытались еще больше разжечь рознь… Сейчас в Грузии живут десятки тыс. осетин и они ничем не отличаются от других граждан. Точно так же служат в армии по контракту, между прочим. После августовской войны, 200 осетинских семей, живущих в Бакуриани, приютили 180 грузинских беженцев. Потому, что поняли, случившее - общее горе всех – и грузин и осетин.
20.03.2009 в 09:53inter vestrum
bitarov Это – разные проблемы. В Осетии к кударцам отношение было всегда пренебрежительное. А для тбилисцев переселение в Дзау могло показаться понижением социального статуса. А их отличия в менталитете вполне объяснимо – они по своим привычкам и поведению ни чем не отличались от грузин. Да и сейчас не отличаются и ностальгируют по Грузии до сих пор. А Алану, если бы не закрытая граница, я бы посоветовал поехать в свой родной город, для начала не надолго. Хочу вас заверить, Алан, что там вы встретите не только доброе отношение окружающих, но и готовность тамошних общественных организаций, в которых много осетин, поработать вместе для примирения двух народов. Поверьте, выход именно в этом, а не в культивировании вражды и ненависти.
20.03.2009 в 14:24bitarov
freelancer, если бы грузинское руководство действительно хотело вернуть своих бывших жителей обратно, именно ЖИТЕЛЕЙ, а не территорию, ей бы следовало вести себя по другому. для начала, хотя бы признать свои ошибки и извиниться перед людьми. Однако, всячески противопоставляя себя России, грузинская власть ведет себя абсолютно большевистскими методами.
21.03.2009 в 10:55inter vestrum
alien На все ваши вопросы есть ответы. Например, город бомбили российские войска тоже, ДВАЖДЫ выбивая от туда грузин, и неизвестно от чьих снарядов было больше разрушений и смертей. Мог ли Саакашвили не начинать войну, когда русские перед этим уже вводили бронетехнику и живую силу в ЮО – это тоже вопрос. И вообще, вы как думаете, грузинам нечего предъявит в ответ на ваши «реки крови» и «гору трупов», или осетины никого не убивали, что тогда, что сейчас? Но выход не в бесконечном и бесполезном споре. Я как раз о том и говорил, что В ЭТОМ КОНФЛИКТЕ НЕТ ВИНОВАТЫХ И ЖЕРТВ, АНГЕЛОВ И ДЬЯВОЛОВ. ВСЕ ВИНОВАТЫ. ПОЭТОМУ ПУТЬ ПРИМИРЕНИЮ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ПРОШЕНИЕ. Можно, конечно и дальше культивировать и лелеять в себе чувства вражды и ненависти друг к другу, все время считаясь, кто сколько преступлений и глупости совершил. Но, в этом ли выход? Оглянитесь вокруг, что получили кударцы в итоге идя по пути вражды и ненависти? Стоило ли это того? Я, просто сторонник того, что бы все – и осетины, и грузины наконец-то ПОУМНЕЛИ И ПОНЯЛИ, ГДЕ ЛЕЖИТ ИХ ИНТЕРЕС. Это, согласен – очень нелегко, но НЕОБХОДИМО.
23.03.2009 в 00:54bitarov
freelancer, вы удивитесь, но кударец, это не национальность. А большинство выходцев из Кударского ущелья живут в Северной Осетии. Приняв это во внимание, вы избежите ошибок в своих рассуждениях
21.03.2009 в 23:44inter vestrum
alien Я с вами не спорю, а просто обсуждаю с вами проблему. Тем более, что, как мне кажется, мы говорим одно и тоже, но разными словами. Я, ПРОСТО ХОТЕЛ ОБЪЯСНИТЬ ВАМ, ЧТО НА ВСЕ ВАШИ ПРЕТЕНЗИИ И ОБВИНЕНИЯ У ГРУЗИН МОГУТ НАЙТИСЬ СВОИ КОНТРПРЕТЕНЗИИ И КОНТРОБВИНЕНИЯ, и тоже основанные на фактах. Я понимаю, что ваши воспоминания об августовской трагедии, которая происходила на ваших глазах, еще свежи, и забыть ЭТО удастся не скоро. Да и бесконечная кокоевская артигрузинская пропаганда тоже сказывается. Но, если осознать, что ЕДИНСТВЕННЫЙ РАЗУМНЫЙ ПУТЬ – ЭТО ВСЕ ЖЕ ПРИМИРАНИЕ, то станет ясным, что НЕПРЕКРАЩАЮЩИЕСЯ ЗВАИМНЫЕ ОБВИНЕНИЯ НЕ ПОМОГУТ ПРОДВИЖЕНИЮ ПО ЭТОМУ ПУТИ. Давайте, будем стараться по возможности обходиться без упоминаний старых и новых грехов. Лучше было бы обсуждать вопрос о том, как быть дальше. Уверяю вас, НИ ОДИН ГРУЗИН, ВКЛЮЧАЯ СТОЛЬ НЕНАВИСТНОГО ВАМ СААКАШВИЛИ, НЕ ЖЕЛАЕТ ЗЛА ОСЕТИНМКОМУ НАРОДУ. Я ТАКИХ НЕ ВСТРЕЧАЛ НИ В РОССИИ, НИ В ГРУЗИИ. А что место Кокоева – в тюрьме, и не только за воровство, так это кударцам известно лучше других.
22.03.2009 в 14:31inter vestrum
Перечитал и понял, что последнее предложение требует дополнения. Я хотел сказать, что грузины воекали не протин осетинского народа, а против Кокоева, его банды и их хозяев из Москвы. Я думаю, что в иных условиях кударцы сами бы с большим удовольствием повесили бы этого типа за обно место. Или я ошибаюсь насчет него?
06.05.2009 в 10:20roks_alana
Алан, исходя из твоих комментариев: «И то, что меня отталкивает в позиции Чочиева, это как раз его «величие», которым он бравирует и выставляет напоказ. Все вокруг «самачаблинские бараны», и только он один ведет к свету. Может я его плохо понимаю, но если меня это отталкивает от чтения его трудов, то значит эта позиция не верна», – я сделала 2 вывода по тебе, которые меня удивили честно говоря. Первый: ты действительно не знаешь кто такие южные осетины и не испытывал на себе тяжесть их осуждения и тяжесть их тупости. Второй вывод: для того чтобы понять, что Алан пишет в своих политологических публикациях (не путать с научными работами) не надо в дебрях ходить, он крайне доступно и понятно пишет. Я его читала и понимала будучи второкурсницей (не имея вобщем-то семь пядей во лбу), и не говоря уже о нынешнем моем возрасте. И вообще, прежде чем делать подобные умозлаключения про Чочиева А. нужно сделать для своего народа хотя бы 1/10 часть того, что он сделал, затем испытать на себе столько же части того, что испытал на себе Алан. И только после этого попытаться сказать что-то критическое. Это мое твердое убеждение.