alik, ну не знаю опять же насчет 90% всех "Хистаров", исследование не проводил. да и вообще на кувдах очень редко бываю. но вот Valan только со своадьбы, вроде довольна хистаром))
19.04.2010 в 23:29digorgom
Отличная тема! Спасибо, Алан!
19.04.2010 в 15:59Алан Цхурбаев
9_volk, я не оцениваю проблему пьянства на кавказе (в Осетии) в сравнении с Россией. просто я думаю, что на Кавказе эта проблема имеет свои особенности, и при этом быстро прогрессирует.
01.05.2010 в 04:09sl
В Осетии вполне можно не напиваться за традиционным столом: можно пригублять, можно пить слабый или даже безалкогольный напиток. На этот случай есть расхожие фразы — вроде „предки молились водой/молоком“ и так далее. Было бы желание сохранять трезвость.
» По осетинским обычаям взять в руки водку - позор, не » говоря уже о её употреблении. Наши предки могли себе » позволить пару глотков браги или подобного ей напитка
Не знаю, на чём зиждется этот идеалистический миф. Полезный, конечно, — если бы все в него поверили и пили бы только пиво на праздниках!..
Но вот у С. Гадиева — „арахъхъ“ встречается в десятке стихотворений как неотъемлемая часть быта:
» Вы сказали "хазарами" (2:15)... » Если же Вы также рассчитываете и на » стороннюю публику, то, наверное, стоило бы каким-то » образом делать пояснения
Слово „хазар“ прочно вошло в русский язык вместе с другими заимствованиями в русском языке Владикавказа, оно описывает уникальное местное явление, всем известное в пределах вещания этого телеканала, а делать развесистое пояснение (понятных публике вещей) было бы не в стиле передачи.
21.04.2010 в 10:17dzeba
Вот тут самый раз вспомнить осетинские традиции, их корни, смысл. Тогда точно будет понятно, что пьянство всегда было позорным для осетинской общины.
19.04.2010 в 21:11Земляк
Проблема осетинских кувдов, в том, что она потеряла свою религиозную составляющею, и превратилось в обыкновенную попойку.
"Кстати, у нас в Ногире"
Как дигорца закинула в Ногир?
19.04.2010 в 17:08alik
Беда в том,что культ сделали из из возраста,количества прожитых лет ,а не из того как они были прожиты.Если подходить критически то с 90 процентами из тех,кого у нас называют"старшими" вообще стыдно садиться за один стол.
19.04.2010 в 18:43DIGORonLINE
я вспоминаю времена, когда завозил своих старших на мероприятия, уезжал по своим делам и приезжал обратно по звонку, чтобы развозить и с этим "грузом 200" колесил по городу. а бывало, что после звонка ждал еще по 5часов. а бывало, что ночью дома не бывал. как меня это раздражало, но никогда не мог возразить.
Да, действительно - это не лучший пример для подражания.
19.04.2010 в 17:16Алан Цхурбаев
алик, верно, смотрят только на старшинство, на год рождения, но на счет 90 процентов конечно не согласен. а то можно подумать, что все старшие такие кошмарные в Осетии и нечеловекообразные. но есть конечно такое явление. да и что это за определение такое общее - "старшие"? старше какого возраста? 50-60?
19.04.2010 в 16:48Алан Цхурбаев
Остин, добрый день! я давно собираюсь написать передачу именно об этом слепом послушании старшим. о подражании без мозгов. сделали из возраста некий безупречный культ, но тем самым они же убивают всю способность молодежи к самостоятельному мышлению. молодежи не надо думать - просто смотри как делает старший и повторяй. идиотство. кстати, могу использовать и вашу притчу, очень понравилось. только не очень понятно из вашего рассказа что они там сажали.
ну а честь старшим можно оказывать куда как более достойными способами, нежели соглашаться с ними выпить.
19.04.2010 в 17:39alik
Алан, я не имел в виду 90 процентов от всех "старших"Я говорил о оформившейся у нас в республике особой группе таких професиональных "хиштаров".претендующих на знание традиций и свой непрекаемый авторитет,кочующих от одного мероприятия на другое в поисках выпивки.И лицемерно прикрывающих свое желание напиться традициями. и из них 90 процентов ,как я считаю,вообще не достойны сидеть за столом
19.04.2010 в 16:19Ostin
Здравствуйте, Алан. Как всегда актуальная проблема и достойный субъективный взгляд. Передача заставила меня задуматься о следующем:
Я так же как и Вы, Алан, сначала ползал, а потом и бегал вокруг вечных застолий. Нет, ничего ужасного никогда не было, все как у всех, а может и лучше - всегда радостно, всегда весело. Но за все эти годы алкоголь для меня стал олицетворением такой гадости, нечисти и недостойности, что до сих пор я ни разу не выпил ни грамма алкоголя, сколько бы мне ни пытались его влить «свои» пацаны на свадьбах и т.п. Зная весь его вред с медицинской точки зрения, я, прежде всего, ненавижу алкоголь именно в социальном плане.
И, что интересно, состороны может показаться, что у меня нет уважения к старшим: ведь я не следую их примерам, да и не оказываю им чести, когда они призывают меня выпить с ними.
Быть может это и правда, у меня нет слепого уважения к поступкам старших. А причиной этому стала моя реакция на притчу, которую нам рассказала одна «осетинистая» учительница еще в школе: отец послал сына в огород с саженцами и наказал ему посадить их корнями вверх, а не вниз. Когда сын вернулся, то на отцовский вопрос он ответил: «Я посадил их корнями вниз. Если бы я посадил их корнями вверх, что бы из этого выросло?». А отец ответил: «Из этого выросло бы послушание». Учительница рассказала нам эту притчу с таким достоинством, а я с первых же секунд испытал отвращение к этой морали…
Вы, Алан, обеспокоены плохим примером, который подают старшие. А я удивляюсь тому, что люди, видящие подобные примеры, не стремятся стать другими…
20.04.2010 в 00:19Valan
Вчера была на свадьбе у двоюродной сестры. Всё чинно, мирно, благородно.
Без эксцессов. Повеселил нас наш хистар , успевал и тосты гонять и молодежь уму разуму поучать, в плоть до того как танцевать надо настоящий ирон кафт, Ну а потом сам исполнил что-то отдаленно напоминающее хореографию Майкла Джексона. Жаль у меня телефон разрядился..
19.04.2010 в 19:00DIGORonLINE
вспоминается случай празднования Хетаджы Бон в парке Кузьминки. процентов 80 - не трезвой молодежи, мат - перемат, потасовки, драка в итоге. Был там один субъект, который мало того напился,как свинья - снял обувь, майку и начал размахивать своей потной плащеницей. так ему хотелось ушатать - и не мне одному. в итоге вылилось в потасовку и нашлись такие, которые защищали его. и это все на глазах у жителей Москвы, гуляющих по парку.
Думал больше не пойду на такое мероприятие, а потом решил, что все таки буду ходить, чтобы такие мудилы не складывали о нас мнение в глазах окружающих.
З.Ы не святой я, но выпиваю исключительно в своей компании и далеко от цивилизации.
Кстати, у нас в Ногире, на моей улице, очень порядочная, трезвая и агъдаугин молодежь. откда берутся эти синяки? не понимаю...
20.04.2010 в 10:58dzeba
АЦ, обещал, что появляться будешь не менее эффектно. Больная тема, об этом давно нужно говорить, а то если мужчина не выпевает считается он "или больной, или паскуда" - Гоголь, или "не уважаешь".
Друг не тот, кто в застолье крут, И когда за здоровье пьют Друг не станет тебе кричать "Пей до дна"
Друг почувствует, что тебе Стало холодно на земле И согреет своим теплом Без вина
20.04.2010 в 13:17Горняк
Алан. Еще раз спасибо за именно эту тему. Все правильно, со всем согласен.
Извини за офф, но ты не в курсе, почему и куда уходит Диамбеков? Как-то неправильно это. Начал он совсем неплохо, и твоя передача тому подтверждение.
20.04.2010 в 13:30Алан Цхурбаев
elcaucasico, все правильно, об этих вещах тоже надо думать. например, "хионизм" я пояснил в передаче. в будущем буду держать это в голове.
Хазар - "дом". Ещё есть во дворах постройки - хазары, где собираются гости на свадьбу или поминки. У осетин приезжают сёлами, поэтому в квартире не поместятся.
Так, глядишь, всемирная сеть осетинский выучит!
20.04.2010 в 10:45elcaucasico
Алан, маленькая ремарка. В своей речи Вы используете выражения, отражающие местные реалии и понятные только местной публике. Например, Вы сказали "хазарами" (2:15). Я так понимаю, если Вы рассчитываете только на внутреннюю аудиторию, хотя и размещаете запись во всемирную сеть, то нет проблем. Если же Вы также рассчитываете за одно и на стороннюю публику, то, наверное, стоило бы каким-то образом делать пояснения (не у всех же их есть знакомые осетины, которые бы разъяснили...).
Когда Вы говорите о том, что увидели в Питере, то сюда можно добавить, что многие родители с детьми умудряются не только держать и пить банку пива, но и держать и курить сигарету...
20.04.2010 в 13:26Алан Цхурбаев
Горняк, спасибо! насчет Диамбекова ничего не могу сказать. вообще-то слухи о его уходе идут с первого дня его руководства. сам точно ничего не знаю. он действительно много сделал и будет жаль, если реформы прервутся.
20.04.2010 в 12:13elcaucasico
dzeba, спасибо за пояснение, но речь шла не конкретно обо мне. Мне-то как раз, если что не пойму, есть у кого спросить). Я говорил в общем, о сторонних зрителях в целом. Ведь это видео - с youtube, оно просто вставлено сюда в блог, и не все, наверное, могут смотреть это видео именно тут и читать комментарии. Не знаю, может я и усложняю...
21.04.2010 в 06:34dzutsev
Проблема пьянства в Осетии гораздо более серьезная, чем о ней принято думать. Ведь в Осетии до сих пор выпивка связана с молитвой Богу. Если ты не пьешь, то ты выпадаешь из осетинского круга, в определенной степени.
С другой стороны, каждый человек осведомленный в религиозных делах, подтвердит, что молитва с алкоголем в руках и последующее многократное возлияние никакого отношения к Богу иметь не могут, скорее к Его противоположности.
Получается очень интересная дилемма - с одной стороны хочется быть "своим среди своих", с другой - понимаешь, что это не только дикость, но и грех.
Вот и получается, что если ты большой любитель выпить и плотно закусить, то ты правильный, настоящий осетин. Если же ты не пьешь, то ты уже не совсем понятно кто. Таким образом, лучшие осетины быстрее всего спиваются и выпадают в осадок. И конца этому не очень видно пока, насколько я могу судить из своего далека.
21.04.2010 в 23:10Valan
Алан Цхурбаев (20.04 / 13:21), жаль, что не удалось запечатлеть на камеру этого старого моралиста .)
Не хотелось бы ухода Диамбекова.. Я как-то незаметно для себя начала посматривать передачи Алании.
dzutsev (21.04 / 06:34), ну зачем впадать в крайности? никто никого насильно нажираться и напиваться не заставляет, Невоздержанность в еде и питье всегда осуждалась, что сейчас, что раньше..
Ну и какая это молитва? Это традиции застолья, которые каждый «подгоняет под себя».
21.04.2010 в 17:19Алан Цхурбаев
mir1984, насчет съемки согласен, но это так трудно организовать... дело не в операторе, а скорей в монтаже, при котором я не присутствую. а вот с метод подачи по-моему выгодный. я ведь эти нравоучения подтверждаю историями из жизни.
21.04.2010 в 18:28dzeba
-Пусть зритель сам приходит к нужной автору мысли.-
А вот другие считают, что надо всё и везде "разжевать", именно автору, когда тот представляет свою идею, см. тему "про лучший памятник жертвам террора..."
21.04.2010 в 15:43mir1984
Алан,хорошая передача,....хотя поспорила б с методом подачи материала. Когда "поучают",то многие...даже слишком многие, начинают злиться-это наш менталитет! Мы считаем себя лидерами и не терпим нравоучений!!! Понимаю,это специфика программы,но может нужно давать зрителю додумывать,а не предоставлять"разжеванный"материал.Пусть зритель сам приходит к нужной автору мысли. Ну,это мое мнение, может даже ошибочное... Что касается затронутой темы про пьянство,то...Я знаю многих представителей молодого поколения,которые думаю также, как и ты-я тоже к той плеяде отношусь...Некоторые наши обряды воспитывают калдырей,а не хороших представителей нации!Наверно,поэтому у некоторых молодых пренебрежительное отношение к некоторым осетинским традициям!И еще-пусть твой оператор не лениться и снимает тебя с разных ракурсов,чтобы смена смыслового блока совпадала со сменой кадра. Пусть крупные кадры тоже будут,"детали" даже,это мое субъективное мнение...А так мы за тобой следим!!!
22.04.2010 в 05:47dzutsev
2Valan, вот именно, что это никакая не молитва, но по имени это молитва, кувын. Молитва/куывд сводиться к обильному возлиянию, ну и некоторому количеству красивых слов, которые нужно сказать. Сколько хороших людей в Осетии получили из-за этих красивых обычаев цирроз печени, рак и пр., это одному Богу известно.
Мне не кажется, что справедливо все сваливать на хистартыл. А молодежь где? Почему они не высказывают свое отношение? Я понимаю, если человеку 10 лет, вряд ли он сможет противостоять взрослым, но если молодым людям по 20-25-30 лет, то надо как-то проявлять себя, а не послушно делать все. что говорит хистар.
Если кто-то хочет пить и много кушать, это его или ее право конечно, но проблема в том, что стремление человека покушать и напиться освящается осетинскостью (афтæ æмбæлы). В то же время, если человек не пьет, то за осетинским столом, он/она, практически не могут совершить молитву, обратиться к Богу. Что тоже неправильно (можно подумать, Богу нужна такая жертва с чьей-то стороны, чтобы кто-то выпил или покушал).
Ну и самое главное, есть какая-то вялотекущая дискуссия, но мало кто выходит за пределы дискутировния о том, как и сколько пить за осетинским столом. Хотя я бы предложил вообще, в принципе разделить молитву и пьянку - абсолютно ни пива, ни вина, ни водки - ничего для молитвы. И наоборот, если кто-то хочет хорошенько выпить и закусить пусть не прикрывается обычаями предков, именем Бога и пр.
23.04.2010 в 17:33dzeba
-разделить молитву и пьянку - абсолютно ни пива, ни вина, ни водки - ничего для молитвы. И наоборот, если кто-то хочет хорошенько выпить и закусить пусть не прикрывается обычаями предков, именем Бога и пр.-
Мой прадед говорил: "Делайте так, как я говорю. Но не делайте так, как я делаю". Я думаю в этих словах есть мудрость! Так как многое из того, что говорят старшие - это действительно умные вещи(к которым нужно прислушиваться), но не всегда и не все старшие делают, так как говорят!
25.04.2010 в 14:21Львиццца
По осетинским обычаям взять в руки водку - позор, не говоря уже о её употреблении. Наши предки могли себе позволить пару глотков браги или подобного ей напитка и пили меньше, чем нужно для ощущения лёгкого опьянения, ведь главное в молитвах и застолье - ясность мыслей. И еда была в таких ритуальных случаях символическая, хорошо наедались во время пиров, которые были не всегда, а в некоторые периоды их и вовсе осетины не знали. Однако, мы можем видеть, что осетины стали свиньями не в наше время и даже не в прошлый век. Это началось во время жизни Шатаны. Тогда нарты из мужиков превратились в ничтожеств, которые пили и бездельничали. Некогда великая нация стала на только беспомощной, что её спасением была одна женщина - Шатана. Позор, иначе не назовёшь. Мы - женщины можем быть умными, мудрыми, сильными, но только рядом друг с другом. По сравнению с мужчинами мы всегда будем на одну ступень позади, так распорядилась природа. Шатана, какой бы уникальной она ни была, не могла быть лучше нормальных мужчин. Это означает, что мужчины тогда были уже ненормальными. С тех времён снежный ком только увеличился.
19.04.2010 в 17:43Ostin
Сказать правду, Алан, был уверен, что подобная тема есть у Вас в размышлении. Очень уж это в Вашем стиле ))) Поэтому и написал ))) Уверен, что у Вас получится интересно и достойно раскрыть данную тему. Мне кажется люди зачастую не чувствуют разницы между уважением к возрасту и уважением старших. Уважение к возрасту необходимо во всех случаях, независимо от человека – это и вежливость, и уступить место, ну и многое другое. А вот слепое уважение старших и слепоеследование всем примерам и советам – это то, с чем я не совсем согласен ))
А притча и вправду хороша… Рад, что Вам понравилось. Если мне не изменяет память, отец попросил сына посадить репку… Хотя, наверное, это и не принципиально, что они там сажали… Когда сын вернулся, отец спросил его, как он ее посадил… Ну а что было дальше, я уже писал ))
Мне кажется, что очень наглядный и интересный пример. Буду рад, если притча будет полезной для Вашей передачи…
PS: понял, что пропустил в первом посте слово саженцы... Но уже исправил )))
20.04.2010 в 00:29Valan
digorgom (19.04 / 23:29), а спасёт нас от алкоголизма ислам?)
20.04.2010 в 16:33DIGORonLINE
Земляк, люди там хорошие живут - вот и подтянулись в Ногир))
08.05.2010 в 12:30Dan
Алан, браво!
Жаль, что в какофонии рекламы и заправок проповедников либеральных ценностей, Слово разума (Логос) воспринимается единицами(!), ..... Ваш ролик надо каждый день транслировать на ТВ и радио, чтобы он "достал" именно тех, кому он, в первую очередь, адресован.
С годами (увы, не в молодости) пришёл к заключению, что вино - та же еда: - поел с аппетитом - и баста! - вряд ли заставишь себя тут же повторить))). Так почему бы таким же образом не относится и к вину, коли вовсе нельзя без него?
Иной скажет - традиция! А с каких это пор пьянство вошло в "традицию"? 100 или 500 лет назад? Такие "традиции" могут привести к тому, что наркота и иные пороки тоже войдут в традицию))). В одном комменте упоминалась Шатана - это именно та эпоха, когда иноземные адаты, а следом и арак, ослабили ментальный иммунитет предков. Относительно недавно мне объяснили смысл возлияния при обращении к Богу или Святым (надеюсь, так и есть).
Оказывается, к Верховному божеству обращались на Горе - Святом месте с алтарём, менгиром или храмом, и с жертвенным камнем. С чашей в руке вождь (или глава рода) обращался к Небесам, а закончив молитву или Обет, выливал содержимое на бороздку жервенного камня - духам Земли. В чаше, как правило, была кровь жертвенного быка, хотя в жертву могли принести и пленённого варвара-кочевника.
Как правило, в Горе устраивали некрополи, а для того, чтобы Земные духи отпустили души усопших на Небеса - им "делали уважение".... Подобный обряд Вы могли наблюдать в сериале "Рим" - реальный фрагмент, - когда Ю.Цезарь (по совместительству - Верховный жрец), совершал на многолюдном Форуме обряд в честь Астарты с чашей жертвенной крови (этикетку я не разглдел))).
Во времена Шатаны (архаика, или Тьма веков, по "крылатому" известного фантаста), жертвенную кровь заменили пивом, ронгом, а затем и вовсе - арак кочевников (перебродившее молоко кобылицы). Однако, в эпосе не упоминаются (наск-ко я помню) застольные тосты, тем более "7 по 7 обязательных"))).
Алан, тут многие валят на старших, .... но стоит ли молодёжи списывать на хисторат свою пассивность?! Не надо забывать тот факт, что многие из дедов и отцов, вплоть до 70-х, жили совсем в другой жизни. И они даже не заметили, как их безмятежную жизнь накрыла новая ре-лигия - либерализм. Ведь пышные всходы коррупции, воровства, наркомании, пьянства и др. "цветочки" расцвели уже в конце 60-х.
Затем случился сам переворот, - и многие оказались в ауте, на обочине, обманутые и ограбленные проповедниками "демократии". Многие остались вне трудовой или гражданской деятельности ... отсюда и унылая пассивность, ... а за столом - некая площадка для самовыражения, что ли .... хоть какая-то общность ....
Вот и остаётся им лишь "говорить, - но не делать, как надо", ... но другой мудрец сказал, что "лучший воспитатель - тот, к-ый не воспитывает". Абсолютное единодушие в комментах на Ваш ролик, лишний раз убеждает в том, что полагаться на активное участие хистората в исправлении ситуации - безперспективно, а рассчитывать на власть - тем более(!). И уж совсем наивно ожидать помощи от Уас Георги, - на иконах Св.Георгий даёт мастер-класс: как поступать с зеленным змием, и др. гидрами - "добрым молодцам урок". Старшие сегодня те, кому неберазлично будущее потомков и этноса в целом!
В Ваших Словах боле всего, на мой взгляд, нуждаются пацаны средних классов - старшеклассники уже отравлены "либеральными свободами".... Логос - против стакана и иглы. По-моему, Ваши ролики полезно рассылать по школам - запускать на переменках.
Histaer, histaer, you could be a big star...
(навеяно темой)
А я иногда выпиваю вина со своим сыном, немного :).
Неужели все так печально? Честно говоря, думал, что на Кавказе эта проблема не так актуальна...
digorgom, рад, что понравилось!
alik, ну не знаю опять же насчет 90% всех "Хистаров", исследование не проводил. да и вообще на кувдах очень редко бываю. но вот Valan только со своадьбы, вроде довольна хистаром))
Отличная тема! Спасибо, Алан!
9_volk, я не оцениваю проблему пьянства на кавказе (в Осетии) в сравнении с Россией. просто я думаю, что на Кавказе эта проблема имеет свои особенности, и при этом быстро прогрессирует.
В Осетии вполне можно не напиваться за традиционным столом: можно пригублять, можно пить слабый или даже безалкогольный напиток. На этот случай есть расхожие фразы — вроде „предки молились водой/молоком“ и так далее. Было бы желание сохранять трезвость.
» По осетинским обычаям взять в руки водку - позор, не
» говоря уже о её употреблении. Наши предки могли себе
» позволить пару глотков браги или подобного ей напитка
Не знаю, на чём зиждется этот идеалистический миф. Полезный, конечно, — если бы все в него поверили и пили бы только пиво на праздниках!..
Но вот у С. Гадиева — „арахъхъ“ встречается в десятке стихотворений как неотъемлемая часть быта:
Фыдимæ дзурæм...
Æхсæвæр хæрæм...
«Дæ чызджы курæм...
Ганисы цæрæм»...
Цы дардыл дзурын, —
Фыд дæр ысразы...
Арахъхъы дурын
Лæууыд нæ разы.
» Вы сказали "хазарами" (2:15)...
» Если же Вы также рассчитываете и на
» стороннюю публику, то, наверное, стоило бы каким-то
» образом делать пояснения
Слово „хазар“ прочно вошло в русский язык вместе с другими заимствованиями в русском языке Владикавказа, оно описывает уникальное местное явление, всем известное в пределах вещания этого телеканала, а делать развесистое пояснение (понятных публике вещей) было бы не в стиле передачи.
Вот тут самый раз вспомнить осетинские традиции, их корни, смысл. Тогда точно будет понятно, что пьянство всегда было позорным для осетинской общины.
я вспоминаю времена, когда завозил своих старших на мероприятия, уезжал по своим делам и приезжал обратно по звонку, чтобы развозить и с этим "грузом 200" колесил по городу. а бывало, что после звонка ждал еще по 5часов. а бывало, что ночью дома не бывал. как меня это раздражало, но никогда не мог возразить.
Да, действительно - это не лучший пример для подражания.
алик, верно, смотрят только на старшинство, на год рождения, но на счет 90 процентов конечно не согласен. а то можно подумать, что все старшие такие кошмарные в Осетии и нечеловекообразные. но есть конечно такое явление. да и что это за определение такое общее - "старшие"? старше какого возраста? 50-60?
Остин, добрый день! я давно собираюсь написать передачу именно об этом слепом послушании старшим. о подражании без мозгов. сделали из возраста некий безупречный культ, но тем самым они же убивают всю способность молодежи к самостоятельному мышлению. молодежи не надо думать - просто смотри как делает старший и повторяй. идиотство. кстати, могу использовать и вашу притчу, очень понравилось. только не очень понятно из вашего рассказа что они там сажали.
ну а честь старшим можно оказывать куда как более достойными способами, нежели соглашаться с ними выпить.
Здравствуйте, Алан. Как всегда актуальная проблема и достойный субъективный взгляд. Передача заставила меня задуматься о следующем:
Я так же как и Вы, Алан, сначала ползал, а потом и бегал вокруг вечных застолий. Нет, ничего ужасного никогда не было, все как у всех, а может и лучше - всегда радостно, всегда весело. Но за все эти годы алкоголь для меня стал олицетворением такой гадости, нечисти и недостойности, что до сих пор я ни разу не выпил ни грамма алкоголя, сколько бы мне ни пытались его влить «свои» пацаны на свадьбах и т.п. Зная весь его вред с медицинской точки зрения, я, прежде всего, ненавижу алкоголь именно в социальном плане.
И, что интересно, со стороны может показаться, что у меня нет уважения к старшим: ведь я не следую их примерам, да и не оказываю им чести, когда они призывают меня выпить с ними.
Быть может это и правда, у меня нет слепого уважения к поступкам старших. А причиной этому стала моя реакция на притчу, которую нам рассказала одна «осетинистая» учительница еще в школе: отец послал сына в огород с саженцами и наказал ему посадить их корнями вверх, а не вниз. Когда сын вернулся, то на отцовский вопрос он ответил: «Я посадил их корнями вниз. Если бы я посадил их корнями вверх, что бы из этого выросло?». А отец ответил: «Из этого выросло бы послушание». Учительница рассказала нам эту притчу с таким достоинством, а я с первых же секунд испытал отвращение к этой морали…
Вы, Алан, обеспокоены плохим примером, который подают старшие. А я удивляюсь тому, что люди, видящие подобные примеры, не стремятся стать другими…
вспоминается случай празднования Хетаджы Бон в парке Кузьминки. процентов 80 - не трезвой молодежи, мат - перемат, потасовки, драка в итоге. Был там один субъект, который мало того напился,как свинья - снял обувь, майку и начал размахивать своей потной плащеницей. так ему хотелось ушатать - и не мне одному. в итоге вылилось в потасовку и нашлись такие, которые защищали его. и это все на глазах у жителей Москвы, гуляющих по парку.
Думал больше не пойду на такое мероприятие, а потом решил, что все таки буду ходить, чтобы такие мудилы не складывали о нас мнение в глазах окружающих.
З.Ы не святой я, но выпиваю исключительно в своей компании и далеко от цивилизации.
Кстати, у нас в Ногире, на моей улице, очень порядочная, трезвая и агъдаугин молодежь. откда берутся эти синяки? не понимаю...
АЦ, обещал, что появляться будешь не менее эффектно. Больная тема, об этом давно нужно говорить, а то если мужчина не выпевает считается он "или больной, или паскуда" - Гоголь, или "не уважаешь".
Друг не тот, кто в застолье крут,
И когда за здоровье пьют
Друг не станет тебе кричать
"Пей до дна"
Друг почувствует, что тебе
Стало холодно на земле
И согреет своим теплом
Без вина
Алан. Еще раз спасибо за именно эту тему. Все правильно, со всем согласен.
Извини за офф, но ты не в курсе, почему и куда уходит Диамбеков? Как-то неправильно это. Начал он совсем неплохо, и твоя передача тому подтверждение.
elcaucasico, все правильно, об этих вещах тоже надо думать. например, "хионизм" я пояснил в передаче. в будущем буду держать это в голове.
elcaucasico
Хазар - "дом". Ещё есть во дворах постройки - хазары, где собираются гости на свадьбу или поминки. У осетин приезжают сёлами, поэтому в квартире не поместятся.
Так, глядишь, всемирная сеть осетинский выучит!
Алан, маленькая ремарка. В своей речи Вы используете выражения, отражающие местные реалии и понятные только местной публике. Например, Вы сказали "хазарами" (2:15). Я так понимаю, если Вы рассчитываете только на внутреннюю аудиторию, хотя и размещаете запись во всемирную сеть, то нет проблем. Если же Вы также рассчитываете за одно и на стороннюю публику, то, наверное, стоило бы каким-то образом делать пояснения (не у всех же их есть знакомые осетины, которые бы разъяснили...).
Когда Вы говорите о том, что увидели в Питере, то сюда можно добавить, что многие родители с детьми умудряются не только держать и пить банку пива, но и держать и курить сигарету...
Горняк, спасибо! насчет Диамбекова ничего не могу сказать. вообще-то слухи о его уходе идут с первого дня его руководства. сам точно ничего не знаю. он действительно много сделал и будет жаль, если реформы прервутся.
dzeba, спасибо за пояснение, но речь шла не конкретно обо мне. Мне-то как раз, если что не пойму, есть у кого спросить). Я говорил в общем, о сторонних зрителях в целом. Ведь это видео - с youtube, оно просто вставлено сюда в блог, и не все, наверное, могут смотреть это видео именно тут и читать комментарии. Не знаю, может я и усложняю...
Проблема пьянства в Осетии гораздо более серьезная, чем о ней принято думать. Ведь в Осетии до сих пор выпивка связана с молитвой Богу. Если ты не пьешь, то ты выпадаешь из осетинского круга, в определенной степени.
С другой стороны, каждый человек осведомленный в религиозных делах, подтвердит, что молитва с алкоголем в руках и последующее многократное возлияние никакого отношения к Богу иметь не могут, скорее к Его противоположности.
Получается очень интересная дилемма - с одной стороны хочется быть "своим среди своих", с другой - понимаешь, что это не только дикость, но и грех.
Вот и получается, что если ты большой любитель выпить и плотно закусить, то ты правильный, настоящий осетин. Если же ты не пьешь, то ты уже не совсем понятно кто. Таким образом, лучшие осетины быстрее всего спиваются и выпадают в осадок. И конца этому не очень видно пока, насколько я могу судить из своего далека.
mir1984, насчет съемки согласен, но это так трудно организовать... дело не в операторе, а скорей в монтаже, при котором я не присутствую. а вот с метод подачи по-моему выгодный. я ведь эти нравоучения подтверждаю историями из жизни.
-Пусть зритель сам приходит к нужной автору мысли.-
А вот другие считают, что надо всё и везде "разжевать", именно автору, когда тот представляет свою идею, см. тему "про лучший памятник жертвам террора..."
Алан,хорошая передача,....хотя поспорила б с методом подачи материала. Когда "поучают",то многие...даже слишком многие, начинают злиться-это наш менталитет! Мы считаем себя лидерами и не терпим нравоучений!!! Понимаю,это специфика программы,но может нужно давать зрителю додумывать,а не предоставлять"разжеванный"материал.Пусть зритель сам приходит к нужной автору мысли. Ну,это мое мнение, может даже ошибочное... Что касается затронутой темы про пьянство,то...Я знаю многих представителей молодого поколения,которые думаю также, как и ты-я тоже к той плеяде отношусь...Некоторые наши обряды воспитывают калдырей,а не хороших представителей нации!Наверно,поэтому у некоторых молодых пренебрежительное отношение к некоторым осетинским традициям!И еще-пусть твой оператор не лениться и снимает тебя с разных ракурсов,чтобы смена смыслового блока совпадала со сменой кадра. Пусть крупные кадры тоже будут,"детали" даже,это мое субъективное мнение...А так мы за тобой следим!!!
2Valan, вот именно, что это никакая не молитва, но по имени это молитва, кувын. Молитва/куывд сводиться к обильному возлиянию, ну и некоторому количеству красивых слов, которые нужно сказать. Сколько хороших людей в Осетии получили из-за этих красивых обычаев цирроз печени, рак и пр., это одному Богу известно.
Мне не кажется, что справедливо все сваливать на хистартыл. А молодежь где? Почему они не высказывают свое отношение? Я понимаю, если человеку 10 лет, вряд ли он сможет противостоять взрослым, но если молодым людям по 20-25-30 лет, то надо как-то проявлять себя, а не послушно делать все. что говорит хистар.
Если кто-то хочет пить и много кушать, это его или ее право конечно, но проблема в том, что стремление человека покушать и напиться освящается осетинскостью (афтæ æмбæлы). В то же время, если человек не пьет, то за осетинским столом, он/она, практически не могут совершить молитву, обратиться к Богу. Что тоже неправильно (можно подумать, Богу нужна такая жертва с чьей-то стороны, чтобы кто-то выпил или покушал).
Ну и самое главное, есть какая-то вялотекущая дискуссия, но мало кто выходит за пределы дискутировния о том, как и сколько пить за осетинским столом. Хотя я бы предложил вообще, в принципе разделить молитву и пьянку - абсолютно ни пива, ни вина, ни водки - ничего для молитвы. И наоборот, если кто-то хочет хорошенько выпить и закусить пусть не прикрывается обычаями предков, именем Бога и пр.
-разделить молитву и пьянку - абсолютно ни пива, ни вина, ни водки - ничего для молитвы. И наоборот, если кто-то хочет хорошенько выпить и закусить пусть не прикрывается обычаями предков, именем Бога и пр.-
dzutsev на все 100% поддерживаю!
Мой прадед говорил: "Делайте так, как я говорю. Но не делайте так, как я делаю". Я думаю в этих словах есть мудрость! Так как многое из того, что говорят старшие - это действительно умные вещи(к которым нужно прислушиваться), но не всегда и не все старшие делают, так как говорят!
По осетинским обычаям взять в руки водку - позор, не говоря уже о её употреблении. Наши предки могли себе позволить пару глотков браги или подобного ей напитка и пили меньше, чем нужно для ощущения лёгкого опьянения, ведь главное в молитвах и застолье - ясность мыслей. И еда была в таких ритуальных случаях символическая, хорошо наедались во время пиров, которые были не всегда, а в некоторые периоды их и вовсе осетины не знали. Однако, мы можем видеть, что осетины стали свиньями не в наше время и даже не в прошлый век. Это началось во время жизни Шатаны. Тогда нарты из мужиков превратились в ничтожеств, которые пили и бездельничали. Некогда великая нация стала на только беспомощной, что её спасением была одна женщина - Шатана. Позор, иначе не назовёшь. Мы - женщины можем быть умными, мудрыми, сильными, но только рядом друг с другом. По сравнению с мужчинами мы всегда будем на одну ступень позади, так распорядилась природа. Шатана, какой бы уникальной она ни была, не могла быть лучше нормальных мужчин. Это означает, что мужчины тогда были уже ненормальными. С тех времён снежный ком только увеличился.
Сказать правду, Алан, был уверен, что подобная тема есть у Вас в размышлении. Очень уж это в Вашем стиле ))) Поэтому и написал ))) Уверен, что у Вас получится интересно и достойно раскрыть данную тему. Мне кажется люди зачастую не чувствуют разницы между уважением к возрасту и уважением старших. Уважение к возрасту необходимо во всех случаях, независимо от человека – это и вежливость, и уступить место, ну и многое другое. А вот слепое уважение старших и слепое следование всем примерам и советам – это то, с чем я не совсем согласен ))
А притча и вправду хороша… Рад, что Вам понравилось. Если мне не изменяет память, отец попросил сына посадить репку… Хотя, наверное, это и не принципиально, что они там сажали… Когда сын вернулся, отец спросил его, как он ее посадил… Ну а что было дальше, я уже писал ))
Мне кажется, что очень наглядный и интересный пример. Буду рад, если притча будет полезной для Вашей передачи…
PS: понял, что пропустил в первом посте слово саженцы... Но уже исправил )))
Земляк, люди там хорошие живут - вот и подтянулись в Ногир))
Алан, браво!
Жаль, что в какофонии рекламы и заправок проповедников либеральных ценностей, Слово разума (Логос) воспринимается единицами(!), ..... Ваш ролик надо каждый день транслировать на ТВ и радио, чтобы он "достал" именно тех, кому он, в первую очередь, адресован.
С годами (увы, не в молодости) пришёл к заключению, что вино - та же еда: - поел с аппетитом - и баста! - вряд ли заставишь себя тут же повторить))). Так почему бы таким же образом не относится и к вину, коли вовсе нельзя без него?
Иной скажет - традиция! А с каких это пор пьянство вошло в "традицию"? 100 или 500 лет назад? Такие "традиции" могут привести к тому, что наркота и иные пороки тоже войдут в традицию))). В одном комменте упоминалась Шатана - это именно та эпоха, когда иноземные адаты, а следом и арак, ослабили ментальный иммунитет предков. Относительно недавно мне объяснили смысл возлияния при обращении к Богу или Святым (надеюсь, так и есть).
Оказывается, к Верховному божеству обращались на Горе - Святом месте с алтарём, менгиром или храмом, и с жертвенным камнем. С чашей в руке вождь (или глава рода) обращался к Небесам, а закончив молитву или Обет, выливал содержимое на бороздку жервенного камня - духам Земли. В чаше, как правило, была кровь жертвенного быка, хотя в жертву могли принести и пленённого варвара-кочевника.
Как правило, в Горе устраивали некрополи, а для того, чтобы Земные духи отпустили души усопших на Небеса - им "делали уважение".... Подобный обряд Вы могли наблюдать в сериале "Рим" - реальный фрагмент, - когда Ю.Цезарь (по совместительству - Верховный жрец), совершал на многолюдном Форуме обряд в честь Астарты с чашей жертвенной крови (этикетку я не разглдел))).
Во времена Шатаны (архаика, или Тьма веков, по "крылатому" известного фантаста), жертвенную кровь заменили пивом, ронгом, а затем и вовсе - арак кочевников (перебродившее молоко кобылицы). Однако, в эпосе не упоминаются (наск-ко я помню) застольные тосты, тем более "7 по 7 обязательных"))).
Алан, тут многие валят на старших, .... но стоит ли молодёжи списывать на хисторат свою пассивность?! Не надо забывать тот факт, что многие из дедов и отцов, вплоть до 70-х, жили совсем в другой жизни. И они даже не заметили, как их безмятежную жизнь накрыла новая ре-лигия - либерализм. Ведь пышные всходы коррупции, воровства, наркомании, пьянства и др. "цветочки" расцвели уже в конце 60-х.
Затем случился сам переворот, - и многие оказались в ауте, на обочине, обманутые и ограбленные проповедниками "демократии". Многие остались вне трудовой или гражданской деятельности ... отсюда и унылая пассивность, ... а за столом - некая площадка для самовыражения, что ли .... хоть какая-то общность ....
Вот и остаётся им лишь "говорить, - но не делать, как надо", ... но другой мудрец сказал, что "лучший воспитатель - тот, к-ый не воспитывает". Абсолютное единодушие в комментах на Ваш ролик, лишний раз убеждает в том, что полагаться на активное участие хистората в исправлении ситуации - безперспективно, а рассчитывать на власть - тем более(!). И уж совсем наивно ожидать помощи от Уас Георги, - на иконах Св.Георгий даёт мастер-класс: как поступать с зеленным змием, и др. гидрами - "добрым молодцам урок". Старшие сегодня те, кому неберазлично будущее потомков и этноса в целом!
В Ваших Словах боле всего, на мой взгляд, нуждаются пацаны средних классов - старшеклассники уже отравлены "либеральными свободами".... Логос - против стакана и иглы. По-моему, Ваши ролики полезно рассылать по школам - запускать на переменках.
Ещё раз - браво!