Только я было выпустил на прошлой неделе передачу против культа старших в Осетии, как тут стал свидетелем истории, которая меня в очередной раз убедила в собственной правоте.
В пятницу вечером мы отдыхали на водной станции, у известного родника (наверняка многие знают это место, где собираются часто любители скупаться в ледяной воде).
Тут подкатили какие-то три мужика, лет по 60, а то и больше. Начали там какое-то бревно поднимать, чтобы запрудить родник или что-то в этом роде. Не успел даже понять что они хотели сделать, потому что конфликт случился в секунды. С другой стороны шла толпа молодых ребят, лет по 15-16 наверно. Не успели они даже приблизиться к этим трем, как один из пожилых начал на них кричать. Цитирую практически дословно: «Э, б**, ну-ка подойдите сюда, вы че? Подойдите-ка и помогите! Вы че, б**, не видите, что помочь надо?».
И порадовала реакция молодежи. Один из молодых, остановившись, спокойно сказал: «Если бы без «б**», то и сами бы помогли, а так, без нас». Ну тут этому старшему совсем сорвало, и он начал их маму ругать плохими словами, все сразу превратилось в конфликт, мы вмешались, развернули молодежь, чтобы она ушла и долго потом пытались образумить разбушевавшегося «старшего». Это было бесполезно, потому что он ничего не хотел понимать. Он был круглым дэбилом. Он видимо был им и в молодости, а потом постарел и решил, что ему все можно. Мы успокаивали его с полчаса, но ни черта не вышло, он даже своих друзей не слушал. Короче это было на редкость гадское создание, которое, я уверен, кого-то еще учит жить. Ах да, он сказал нам что он трижды дед. Значит ему есть кого поучать и кому передавать свои жизненные ценности.
О таких вот и я рассказывал в передаче. О том, что наши старшие это далеко не идеальные люди, и о том, что просто количество прожитых лет само по себе не делает человека мудрей. И что, тем не менее нам навязывают этот культ повиновения старшим, без возможности им перечить или даже немного сомневаться в их правоте. надо стоять опустив головы и слушать какие-нибудь бредни. а потом вырасти и самому эти бредни повторять.
если старший ведет себя не как старший-это не старший, простите за тавтологию, а нормальных хистаров у нас хватает.
Малхаз, более чем согласен, думал об этом. и сделаю в ближайшее время
Как говорил Попанов :-Если человек идиот-то это надолго!
Алан,
ты поднял тему, которая гораздо злободневнее и сложнее, чем кажется. Ведь она не только о том, как посадить на место единичных зарвавшихся старших. Будь это так, разрешить эту проблему не составило бы большого труда.
Но за отвратительным следствием, которое мы обычно видим, скрываются очень серьёзные причины. У нас было много мудрых старших, поколение довоенных и военных лет. Большинство из них были носителями фарна и ирон агъдау. Из них, к сожалению, сегодня практически никого не осталось. А пришедшее им на смену поколение нынешних 50-70 летних так и не сумело перенять эти фарн и агъдау, не стало их носителями и продолжателями. Это поколение тех, кто воспитывался в условиях отрицания национальных ценностей, отказа от родного языка, игнорирования корней народа. К тому же они глубоко поражены пороками своего времени: тяге к стяжательству, "сарандзинад", нахапыванию всего, что руки могут достать, в ущерб тысячелетним нравственным ценностям. Использование матерного языка даже за столом стало для них нормой, также как и поголовная тяга к пьянству. Они превратили наши удивительно красивые традиции и обычаи в уродливые искажения и нововведения, не забывая при этом доказывать всем с пеной у рта, что это и есть настоящий Ирон Агъдау.
Не буду продолжать, вы и сами прекрасно всё видите. Я сам из этого поколения. И мне очень горько читать то, что вы пишете. Потому что всё это - правда. Только единицы моих сегодняшних сверстников имеют представления о том, что значит называть себя старшим. Остальные стали просто "старыми" пьяницами, фразёрами и пустыми демагогами. И тем более, они ничему хорошему не могут научить своих младших.
Из стройного воспитательного процесса выпало целое звено. Прадеды ушли в мир иной, деды сами пропащие, отцы в недоумении. А что делать детям? Откуда им взять эти чистые понятия: афсарм, агъдау, намыс, лагдзинад? Кто им передаст те сокровища, которые переходили из поколения в поколение на протяжении многих веков? В этом главная проблема, а не в тех, кто "старый" но не "старший".
Перечить старшим считалось непристойным для молодых. И мы не должны ломать эту основополагающую норму. Но, как здесь кто-то правильно выразился, старший ли тот, кто сидя во главе стола кроет матом направо-налево, заставляет пить молодых водку бортовыми стаканами и сам напивается до того, что его голова покоится на столе рядом с бычьей? Если учесть, что потакание таким подрубает на корню основы Ирон Агдау, наверно правильнее выбирать в таких ситуациях меньшее зло, и в рамках этого же ирон агъдау, вежливо но уверенно ставить зарвавшихся на место.
В крайних случаях можно использовать и самое строгое наказание наших предков - хъоды (игнор). Если это случается за столом, например, встать и попросив прощения у присутствующих (Бахатыр канут. Аз ахам хистары далейы на бадын), уйти. Поверьте, это будет иметь эффект похуже оплеухи.
И, позволю себе ещё раз повториться (хатыр). Согласитесь, что в этой войне один всё-таки не ахти какой воин. Пальцы по одиночке слабые. Сжатые в кулак они представляют гораздо большую силу.
вообще ничего не помогало этого типа образумить, никаких аргументов он не слышал. он знал одно - он старший, значит автоматически прав во всем. и он никак не мог понять за что мы на него накатили.
Я тоже видел таких лах хиштаров .Приходилось говорить,что прежде чем претендовать на то,чтобы тебя слушали как старшего научись себя вести и выглядеть как положенно старшему .У многих так называемых старших в мозгах басяцкие и тюремные понятия смешались с обычаями и победили их.Плюс комплекс неполноценности,когда дети и внуки на тебя забили можно оторваться где-то на стороне.
Алан, мне кажется, этот эпизод заслуживает того, чтобы быыть включенным в одну из следующих передач. Если хотя бы сотня-другая ознакомится с ней по ТВ, то было бы хорошо, наверное...
Ни в коем случае. Если человек неадекватный, надо сразу ставить на место. Много раз с таким сталкивался. Самое главное аргументрировать грамотно свою правоту.
давидик, ну после таких историй вообще не знаю что сказать. моя просто детской кажется. стоит ли еще что-то доказывать, обосновывать свое мнение? здесь вообще не важно что там было в скифо-марматкие времена, я тоже это слышал... важно что сейчас, вокруг нас идиотизм.
давидик, о том и речь, о том и была моя передача. о том, что как раз у нас этот знак равенства ставят смело. на днях поставлю здесь ее.
dawidikА если этот аланский воин храбро сражался и по воле Всевышнего доживал до 60 лет его что ,за позорника принимали ?(нарты)Где тут логика?По моему во сем нужна середина.С безумцем не надо сразу ругаться если ты считаешь себя отличным от него,все равно дураку ничего не докажешь,мудрый спорить с идиотом не станет кокого возраста он не был
Алан, а можно было бы эту передачу (про безумных "старших") в виде статейки тиснуть в "Северную Осетию"? Я вот помню у нас во дворе была группа таких вот "старших", которые в любое время суток, года, в любую погоду, заседали во дворе. Не думаю, что они успевали смотреть ТВ, но вот прочитать газету - это свято было (м.б. это было единственное, что они читали). Так вот пускай бы эти (и подобные им) товарищи прочитали про себя.
ир-ланд, действительно, как и эти молодые ребята, они сразу поняли, что этот тип просто безумец. но окажись они за одним столом с ним, где он был бы старшим, все было бы по-другому. он был бы в образе неприкосновенного старшего и отношение к его словам было бы уже другое.
Я вам расскажу гениальную историю про легкость, с которой мужчины на севере используют слово б…в любом контексте и чем это обернулось для наивного и почтенного южанца. Рассказал мне историю мой отец и еле выжила от смеха. Когда открылся тоннель, то очень многие из ЮО ехали основательно повидать родных, походить по ним, посмотреть СО, просто побыть там недельку. И многие из севера тоже так делали. И вот один почтенный крестьянин из высокогорного села ЮО, откуда предки моего отца, осенью, после уборки урожая и благополучной продажи скота, отправился в СО с хуыном:-)). Очевидно, родственник там были рады ему и один из старших взял шефство над ним, водил, показывал ему что есть посмотреть. Пили квас, а кваса на юге нет, и принимающий от удовольствия восклицал – б…как хорошо идет после вчерашнего, показывал свою строящуюся дачу и тоже повторил – б…это будет место для кувдов. И вот все в таком духе, целый день хозяин произносил б..при позитивном восприятии вещей. Вечером он пригласил гостя домой на ужин, который к их приходу приготовила его жена. Гость выразил свое почтение тостами и он особо захотел отметить труд и гостеприимство хозяйки дома, которая его так хорошо приняла и произнес искренне и восхищенно – какая у тебя б…жена!
Я без смеха не могу эту историю вспоминать и хочу сказать, что на юге мы никогда речь, наполненную такими словами, не слышали. Это было бы дикостью. И во Владикавказе у меня был культурный шок от того, что люди друг другу говорят на улицах, когда я там оказалась в 92 году!
Лара)))))))))))))))))))))))
Ну не зря же говорят что некоторые с возрастом действительно становятся мудрее, а некоторые просто старше..)))) Водка наших старших одолела. Иногда у меня приступ желания бывает, наброситься на хиштара за столом и избить его до полусмерти, а потом стол разметать.. Еще один раз меня из себя вывело, когда дядя начал за столом меня поучать как правильно чекаться с собутыльниками за столом, чтоб мне потом никто замечания не сделал, типа ты неправильно чекнулся со старшим)))) У дяди такое серьезное лицо было в этот момент словно он мне тайну вселенной раскрывал, которую ему запретили раскрывать Боги, но он все равно раскрыл мне ее.. Может нельзя так на своих говорить, но уже все достало.
dawidik يبحث حرب (нужна война)Сpедь оплывших свечей и вечеpних молитв,
Сpедь военных тpофеев и миpных костpов
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастpоф.
Детям вечно досаден
Их возpаст и быт,-
И дpались мы до ссадин,
До смеpтных обид.
Hо одежды латали
Hам матеpи в сpок,
Мы же книги глотали,
Пьянея от стpок.
Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фpаз,
И кpужил наши головы запах боpьбы,
Со стpаниц пожелтевших слетая на нас.
И пытались постичь
Мы, не знавшие войн,
За воинственный клич
Пpинимавшие вой,
Тайну слова "пpиказ",
Hазначенье гpаниц,
Смысл атаки и лязг
Боевых колесниц.
А в кипящих котлах пpежних боен и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов!
Мы на pоли пpедателей, тpусов, иуд
В детских игpах своих назначали вpагов.
И злодея следам
Hе давали остыть,
И пpекpаснейших дам
Обещали любить,
И, дpузей успокоив
И ближних любя,
Мы на pоли геpоев
Вводили себя.
Только в гpезы нельзя насовсем убежать:
Кpаткий век у забав - столько боли вокpуг!
Постаpайся ладони у меpтвых pазжать
И оpужье пpинять из натpуженных pук.
Испытай, завладев
Еще теплым мечом
И доспехи надев,
Что почем, что почем!
Разбеpись, кто ты - тpус
Иль избpанник судьбы,
И попpобуй на вкус
Hастоящей боpьбы.
И когда pядом pухнет изpаненный дpуг,
И над пеpвой потеpей ты взвоешь, скоpбя,
И когда ты без кожи останешься вдpуг
Оттого, что убили его - не тебя,-
Ты поймешь, что узнал,
Отличил, отыскал
По оскалу забpал:
Это - смеpти оскал!
Ложь и зло - погляди,
Как их лица гpубы!
И всегда позади -
Воpонье и гpобы.
Если, путь пpоpубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жаpком бою испытал, что почем,-
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если pуки сложа
Наблюдал свысока,
И в боpьбу не вступил
С подлецом, с палачом,-
Значит, в жизни ты был
Ни пpи чем, ни пpи чем
Давидик вот ещеМы – молодые люди
всех человечьих рас –
споем о том, что любим,
о том, что мучит нас.
Пусть черный, желтый белый –
мы об одном споем,
летит над миром целым
та песня о родном.
Протянем другу руку,
выстраиваясь в ряд,
и полетит по кругу
доверье без преград.
Враг шепчет прямо в ухо:
«Зачем друзья тебе,
подумай не о друге –
о собственной судьбе…»
До нас вам не добраться,
нет, толстосумы, нет,
мы в дружбе ищем счастье
и крикнем вам в ответ:
От По до Амазонки,
от Ганга до Куры
звучит напев наш звонко,
что люди все добры.
Мир – не для лиходеев,
планета – для людей,
пусть золотом владеют –
идеи посильней!
Вся молодость планеты
выходит на парад,
и каждый в жизни этой –
сестра, товарищ, брат.
алан, думаю ради справедливости стоит открыть темку о том, как наша молодежь нынче "уважает" старших.
".... я решил доканать "старшего" фактами, сказав, что у древних скифов-сармат-алан не было почитания старших!!! Воины доживали максимум до 40 лет, а жизнь "премудрым пескарем" считалась позором!!! Читал таких камнями забрасывали(не знаю правда или нет)".
Браво, Давид!
Более того, у предков осетин, до появления в их пределах указанных кочевых популяций, не было культа застолья и спиртного, а возлияние из Чаши (жертвенной крови) Богам имело сакральный, а не животный смысл.
"... жизнь "премудрым пескарем" считалась позором!" вот именно, - для чего маргинальным налётчикам Мудрость и Разум?! Кочевники не созидали, а грабили. И именно у кочевых популяций воинов-наёмников из ближневосточных регионов практиковалась традиция побивания камнями и посадка на кол (зрелище, понимаешь!).
"В отличие от всех живых существ, человек продолжает свой путь после окончания его репродуктивного периода" ..... - а для чего?! Неужели лишь для передачи застольных традиций? - мало того, что сами спиваются и гибнут от недугов, так туда же втягивают молодые поколения!
На форумах высказываются, в основном, молодые люди, перед к-ми далёкое будущее, а у зрелых и пожилых - короткое прошлое. Молодые даже не заметят, как станут старшими, поэтому уже сегодня должны позаботиться о своём будущем старшинстве, о своих потомках, о своей Этнокультуре и своих пределах.
Стоит ли замыкаться на привычках старших - они пережили множество потрясений, и так и не перестроились, применительно к новым условиям либерального существования. Так стоит ли заниматься осуждением или защитой привычек старших? Логичнее самим строить своё будущее Общество! А те из старших, к-ые действительно могут быть отцами Отечества, с благодарностью присоединятся к гражданскому движению (ведь сегодня они оказались на обочине, даже в застольях!).
"Глубокий смысл живет в обычаях старинных, их надо чтить". Шиллер
Львиццца, вопрос ритрический, но ответ весьма очевидный: забыть, как жили предки, и начать жить, как жили предки предков.