Программа югоосетинской партии «Ирон»

16 мая 2010, 22:42

На днях в Цхинвале должен пройти учредительный съезд новой республиканской политической партии «Ирон». Партия, я так понял, формируется в идеях недовольства ситуацией в Южной Осетии и действиями ее руководства. Один из лидеров будущей партии Тимур Цховребов, главный редактор газеты «21 век».  Ну и в связи с этим предлагаю к обсуждению программу партии. Программа разбита на несколько частей, и в вводной части имеется острый критический момент в отношении властей.

Мы – антифашисты. С сожалением приходиться констатировать, что то, с чем боролся наш народ на протяжении последних двадцати лет – провинциальный фашизм начал пускать корни в нашем обществе и укрепляться. Шовинизм – расовая исключительность пропагандируется у нас с экранов государственного телевидения, чего стоят одни заявления о полукровках. Ксенофобия – ненависть к чужим, дошла до того, что мы уже свой народ делим на южан и северян, Квайсинцев и Чребинцев, защитников и не защитников. Государство проникает во все сферы деятельности общества, тут можно вспомнить последние события с российско-югоосетинского форума проходившего 9 октября в Москве, когда до форума предполагаемым участникам угрожали по разным каналам, в то числе угрозы были и в адрес их родственников. Журналистами был обнародован факт сожжения книг из хранилищ университета, но гнев властей и организованной ими общественной кампании вылился не на виновников этого акта, а на людей предавших огласке это безумие! А захват парламентской партии "Союзом защитников отечества" поддержанный спецслужбами и всем госаппаратом, это ли не госпереворот в угоду "особо отличившимся"? А изменение выборного законодательства за два месяца до выборов и введение выборности парламента по пропорциональной системе вместо смешанной в стране только, что восстановившей свою территориальную целостность, это ли не лишение права народа на представительство во власти? Мы – антифашисты, против какой-либо исключительности. Защитники – не защитники, бедные – богатые, осетины – грузины, все равны в нашей стране! Фашизм не пройдет!

Кроме того, «иронцы» предлагают сократить все выборные должности в стране до трех лет. Естественно, включая Президента. Объясняется это так:

Частая процедура смены руководителей может обеспечить более гибкое и эффективное управление любыми процессами. Не надо ждать 4 или 5 лет, чтобы сменить нерадивого руководителя. У нашей небольшой страны нет запаса времени как в больших странах, когда просчеты управления компенсируются территорией или ресурсами. Нам нужно действовать быстро и эффективно!

Согласен, за три года можно себя показать достаточно, чтобы быть переизбранным или изгнанным. Всего допускаются три срока.

Предлагается также новая форма Парламента, состоящей из трех палат. Палаты Законодателей, Палаты Национальностей и Палаты Старейшин. И всем депутатам придется отказаться от двойного гражданства.

Ценз оседлости предлагают убрать вообще, видимо имея в виду большую миграцию населения в ЮО. Правда, при этом же настаивают на том, чтобы выборы проходили только на территории республики, а не как обычно, с дополнительными участками во Владике и Москве. Ради чего, гарантировать честные выборы? Но никто же не поедет из Владика в Цхинвал проголосовать. Я даже не знаю где больше проголосовали на последних выборах – в ЮО или за ее пределами…

Внешнеполитический курс выражен в этой цитате:

Мы, Республиканцы, четко осознаем, что вопрос признания нашего статуса, это вопрос возобновления вооруженного конфликта и физического существования нашего народа. В связи с этим мы четко понимаем, что заявления внешнеполитических ведомств тех или иных стран о непризнании нашего статуса как независимой страны неразрывно связаны с позицией грузинского государства и, следовательно, деятельность нашей внешней политики должна быть направлена на налаживание мирных отношений с Грузией.

Весьма обтекаемая цитата, из которой однако можно предположить, что «иронцы» хотят сами говорить с грузинским руководством, то есть, иметь большую долю самостоятельности во внешней политике, чем нынешнее руководство.

Ну и в экономике предлагается освободить от налогов на 10 лет «предприятия всех форм собственности и во всех сферах от налогов. Мы предлагаем создать условия для беспроцентного кредитования малых предприятий в течении10 лет, в сумме не меньше 1 млн. руб.»

 

Программа принята:

1. Джиджойты Сурат Антоновгна,
2. Санакоев Мухар Сарбегович,
3. Тедеев Валерий Казбекович,
4. Цховребов Андрей георгиевич,
5. Цховребов Сослан Валентинович,
6. Цховребов Тимур Иванович,
7. Асеев Виссарион Владимирович

 

Вообще, я не читал программ других ЮО-партий, и мне не с чем сравнивать. но эта написана весьма понятно и я бы даже сказал привлекательно. все это звучит серьезно, красиво, пафосно, но кажется таким далеким от реальности... чтобы собрать единомышленников с такими идеалами и сделать партию популярной это надо всем наверно вынуть мозги, вставить в них программу партии и положить обратно. в ЮО все очень сильно завязано на личностях и я боюсь, что на партию "Ирон" навесят ярлык какой нибудь "оппозиционной" или еще чего похуже придумают.

Полностью программу читать здесь

19.05.2010 в 18:17lara

Dan, конечно, я понимаю, что человеческие существа намного разумнее, чем мы с вами их описываем. И они вряд ли бы выбрали такой экстрим – жить в горах, где снег 6 месяцев по 2 метра и скудная растительность.

Но в жизни, в истории многое приходится менять. И наши предки поднялись в эти горы с влажных теплых долин и им надо было выживать. Вот эта необходимость выживать и диктовала очень многое, что они принимали как вызов.

Никак не скажу, что в долинах они жили хаотично, но когда внешнее давление увеличивается, сопротивляемость переходит в новую стадию организованности общества. Это то, что есть во всех горных сообществах.

 

И полностью согласна в вами, что надо чтобы сообщество зашевелилось, чтобы оно пришло снова понимание, чем лучше для нас, тем лучше для меня. К сожалению, у нас наоборот. Не могу даже понять, откуда это пришло – это советское, когда красть, смошенничать стало делом чести? У нас же не ценят ничего, что дальше своего дома. Мусор валяется на обочинах и это стало нормой для глаза. На Юге рубят лес беспощадно и уже появляются во время ливней оползни. Конечно, люди уже столько лет без газа, отопления и никак нельзя обвинять кого-то, что хотел согреть дом для своих детей.

Но всегда я думала, что столько КАМАЗов уезжало за все эти годы на Север наполненные чем-то и обратно впустую. Можно было бы наладить привоз угля из России для отопления домов и лес бы был спасен. Но это долгосрочный проект, долгосрочное мышление, а большинство людей мыслят и живут на перспективу здесь и сейчас. Быстрые деньги, быстрый результат…

В той же Швейцарии меня поразило, что они пропускают грузовики через свою территорию. Они на границе разгружают с грузовиков груз и ставят на поезда. И обратно в таком же режиме. Они считают, что грузовики страшно вредны для их экологии. И еще одно – специальная поисковая служба после официального сезона охоты подбирают все выпущенные пули в лесах, чтобы свинец не разлагался. У нас Элктроцинк пыхтит ядом на людей как дракон и, как я читала у Алана, это приравнивается к тому, что выделяет человек при выдохе. Все настолько просто, что гениально.

18.05.2010 в 13:18Dan

Братцы, пока читал, всё время чертыхался, потому и вспомнил мудреца Гёте:

"Народец!  Чётр меж них, а им не догадаться:
хоть прямо их за шиворот бери"                  

Давайте задумаемся, - что есть партия? В Вике говорится:

"Политическая партия — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать ее в своих руках, использовать государственный аппарат для реализации объявленных перед выборами программ".  Добавим, что part - это часть, часть общества. Значит, сами по себе партии - это инструмент разделения общества на части. Конечно же, "программы", как правило, являются пустыми лозунгами, морковкой, для достижения цели, а часто нет даже и декларативных программ ....

Это - лишь один чёрт разделения общества!

Ещё один чёрт, с виду невинный, - это искусственное размежевание на этноэлементы - иронцы, дигорцы, кударцы и др. надуманные размежевания. Неужели народ Ирыстона такой многочисленный, а пределы Отчины такие великие, что надо изобретать искусственные причины разделения своей древней этнокультуры.

Всё предельно просто и прозрачно: в 7 в. днэ на терр. Б.Кавказа сформировалось ряд землячеств индоевропейских племён и общин. В самом центре, на маршруте Вел. Шёлкогого пути по обе стороны Крестового перевала проживали предки осетин иры и родственные им общины соседей.  Это государство-землячество приняло название Овсетия.  В 4-ом веке, когда на Б.Кавказе доминировала Византийская империя, название Овсетия сменилось на Осетию (писарь имперской канцелярии пропустил букву В). Однако базовая этнокультура народа оставалась та же - ираттае!

Названия по ущельям, скорее всего, были выдуманы алдарами и др. маргинальными силами - для разделения, и значит, ослабления этноса. Какие-то отдельные нюансы в лексике и обычаях могли проникать в среду иров, в силу длительного проживания бок о бок с халдейскими и  тюркскими популяциями, а также саками и аланами. Но генетика при этом не менялась! Так что, нек-ые различия диалектов, вовсе не означают различия в генетике, т.е. этнокультура иров-овсов одна (!), что на Западном, что на Восточном Кавказе.

Про инородные религии и говорить не хочется ... Народ, к-ый сумел сохранить древнейшую Веру сквозь более, чем 3 тысячелетия, к-ая была основой Раннего Крестианства,  учение к-ого легло в основу всех последующих мировых религий, напоминает институтку из романа Ильфа и Петрова - у к-ой все ещё пора исканий ....

Конечно, это не полный список чертей, но и их вполне достаточно, чтобы отправить древнейшую этнокультуру в небытие, в архив истории человечества.

Многоголовый змей размежевания кромсает потомков иров-овсов на части, "а им не догадаться"! Коль сами не в состоянии справиться с маргинальными предрассудками и амбициями, то призовите на помощь предание о Уас Георги (Св.Георгии) - как следует расправляться с гадами! Это, конечно, Образ-символ, - победить нужно, в первую очередь, отравленное сознание, собрать воединно "рассеянное стадо", консолидировать граждан и общество, сформировать Нац. идею граждан Ирыстона, и начинать созидать и строить Госудаство. А для созидания и строительства самый верный помощник не маргинальные идеологи и политики, а здравый смысл, Нац. идея и плечо соседа, брата.

 

19.05.2010 в 16:05Dan

Лара, благодарю за понимание!

"....  необходимость личного территориального пространства намного сильнее выражено. И они очень ревностно относятся к его нарушению, вторжению в него.

Я бы могла перечислять долго, что отличает горцев от морских или равнинных людей, но основное – так как и опасности в горах выше и жизнь суровее и еще по многим другим причинам, горцев жизнь научила жить по жестким правилам. "

 

Дорогая, у меня другое объяснение. Как я говорил выше, предки осетин и др. старожилы Кавказа жили в долинах рек (в гористой местности располагались алтари, менгиры, храмы, Св. места, куда поднимались для исполнения сакральных ритуалов, в основном для  принесения Обетов, поэтому и назывался край Землёй Обетной или  Обетованной). Примите во внимание, что население планеты 3 тысячи лет назад было на порядки меньше. Поэтому нельзя считать предков недоумками, к-ые предпочли долину Терека, Куры, Арагвы и Риона суровому высокогорью. Причина переселения в предгорья - варварские нашествия маргинальных армад. Пришельцы и навязали свои адаты (касты князей и алдаров, кровная месть, калым и т.д.).

 

"И Ныхас – это то, что они приняли как прозрачную, справедливую и оптимальную систему своей общественной жизни."

 

Ныхас - это институт общественного мироустройства предков осетин, сформированный в течение тысяч лет. Такая же форма мироустройства практиковалась на всём Б.Кавказе до наступления архаики (7 в. до н.э.). У казаков таким институтом был Круг, и они по сей день сохранили свои древние устои. У осетин же Ныхас сохранился лишь символически, больше связан с застольем и празденством.

Родиной Демократии ошибочно считают Др.Афины, хотя институты Круга и Ныхаса гораздо древнее, говоря точнее, выходцы из Кавказа, переселившиеся в Эгеиду и Аргос, установили там свои принципы мироустройства общественной жизни. Об этом помнил Платон, и призывал граждан вернуться к мироустройству предков, но его не послушали, больше того, приговорили к казни.

 

"И я согласна, что перенимать и копировать чьи-то типы демократии или чего-то еще – это равносильно посеву в горах Кавказа бананов и ожидание бананового счастья.

У нас у самих были такие древние традиции общественной самоорганизации, что любое сверхдемократическое общество удивилось бы и позавидовало бы. Ведь общественный строй и порядок в современном демократическом пространстве  держится в большинстве своем на банальном штрафе".   

 

Всё верно, главное не копировать бездумно, но вспомнить и возродить принципы общественного мироустройства, привязать их к современной ситуации. Ведь Платон говорил о Демократии не то, что говорят нынешние хлюсты-либералы - "власть народа"....

Отнюдь, Демо-кратия - это власть Демов (Сыхов)!

Власть народа (охлоса, толпы) имеет своё название - охлократия.

Демократия не имеет "типов" и вариантов, она или есть, или нет!

 

То, что мы сегодня имеем, это далеко от Демократии - это вечевая система, кастовое общество - когда декларируя "интересы народа", олигархия магнатов и чинарей жиреет и раздувается, ведя государство к неминуемому экономическому, а затем и политическому и территориальному коллапсу. Началось всё с  маргинализации общества с приходом к власти партократии после отравления Кобы, место Государственника заняли маргиналы ....

Лозунги и декларации о коммунизме, "демократизме", либерализме и т.д. - это морковка, религиозные проповеди для охлоса - не хай думают о "светлом будущем", о либеральных "ценностях" и завоеваниях, и мечтают о замках, тачках и яхтах ....

 

 "У нас было уникальное  понятие Худинаг или Агад но куда-то все это делось. Вы не знаете, что с ними случилось?:-)))"

 

Браво! Никогда не забуду слова пожилого осетина, к-ый рассказывал, что не так давно, до ВОВ, в Осетии самым позорным клеймом считалось анаеаккаг и гартамхор. Лара, я давно пришёл к убеждению, что уклад жизни, Вера и мироустройство общества, являются взаимосвязанными и базовыми для этнокультуры, и вместе с языком и исторической Родиной, составляют суть этнокультуры, её отличие от других этносов. Лишённая этой базы, этнокультура обречена на угасание и исчезновение. Поэтому одинаково важно возрождать и Веру, и уклад жизни и мироустройство давних предков (что и сделали в 14 веке многочисленные племена горной  Гельвеции, причем, в отличие от осетинского народа, все они, изначально имели разные верования и жизненные уклады. Однако, здравый смысл привёл их к конфедерации и единственному справедливому мироустройству Общества - Демо-кратии. Они, конечно, не одни, - так же построились датчане, шотландцы, норвежцы и др., насмотря на монархические дворы).

20.05.2010 в 01:34Dan

Лара,

".... чтобы снова пришло понимание, чем лучше для нас, тем лучше для меня. К сожалению, у нас наоборот. Не могу даже понять, откуда это пришло – это советское, когда красть, смошенничать стало делом чести?"

Лара, вся беда в том, что весь постцарский период нам преподносят, как единое целое - Ленин-Троцкий, Сталин, Хрущев, Брежнев либеральными идеологами и СМИ нивелируется в один ряд - "советский". Не вдаваясь в историю всего ряда, обращяю Ваше внимание на постсталинский период. 

К 55-му году соратники Кобы были либо уничтожены, либо влились в ряды партократии. Уже запущена была либеральная религия, хотя большинство народа ещё хавало маргинальные лозунги о скором пришествии коммунизма, о том, что "перегоним Америку" и подобный бред.

Первыми обратились в либеральную религию сами партократы - льготы, привилегии, коррупция .... Но граждане уже стали догадываться, - пропал интузиазм, подъём сменился застоем, а в начале 70-х либеральные ценности охватили уже широкие слои общества - пьянство, наркомания, падение нравов и т.д. А потом проявились следствия - "хлопковые дела", сочинская мафия, дело директора Елисеевского, начались националистические сепаратные "движения"....

Лара, здесь налицо обычная в истории ситуация - Государственника сменила маргинальная олигархия. Точно так же Государственницу Елизавету сменила марионетка Екатерина (вернее олигархия царедворцев усадила её на трон). Падение Державы началось уже тогда, и только благодаря мощнейшей инерции в жизни общества и созидательного импульса,  к-ый инициировал Великий Пётр (и продолжила его дочь), позволил их никчёмным преемникам продержаться на троне аж до 1917-го года.

На терр. Ирыстона происходили те же самые процессы, что и в соседних регионах, но были всеьма  существенные различия между севером и югом. На севере в послевоенные годы стремительно развивались и народное хозяйство (ряд предприятий союзного значения), и наука (НИИ, лаборатории), и образование (4 ВУЗа, техникумы, проф.-тех училища), культура и искусство, а столица стала одним из самых высокоразвитых центров на юге России. Совершенно иная картина наблюдалась на юге - Ирыстон здесь был "автономией", а на деле "Цхинвальским регионом", как картвелы придумали, "самачабло", или как-то так .... - такая же забытая провинция, как и Рача, Сванетия, Абхазия, Хевсуретия, Аджария и др. Соответственно, и все сферы жизни были в упадке. Несмотря на это на юге выросли выдающиеся ученые, спортсмены, но их могло быть столько же, ск-ко и на севере(!). Однако у  маргинального Тифлиса не было причин для помощи провинциям, тем более, - неогрузиненным республикам.

Однако, и падение  оказалось более чувствительным на севере - тотальная маргинализация советского общества - коррупция, приспособленчество и карьеризм, воровство, наркомания (соседи постарались), пьянство  и т.д. и т.п., - стало нормой. На юге же последние 20 лет общество находилось в изоляции, выживало, ... и, похоже, накопившиеся трудности бытия сплачивали южан, придавали им сил, что проявлось в  90-х (ПР, Абхазия) ....

Однако либеральные "ценности" проникали и на юг Ирыстона, и с Тифлисского региона, и с РФ - "политическая борьба"(?!), криминал и междоусобица, насаждение культа потребительства и рвачества, т.е., как и везде ....

Казалось бы, - после Августа народ должен был встрепенуться, "засучить рукава", и дружно начать строить своё будущее, в соотвествие со своими историческими навыками и генетикой - созидать, творить, повышать уровень развития и благосостояния  граждан, в конце концов, Жить по-человечески на благословенной Земле своих предков(!). Однако элита ударилась в "политику", как и в 90-ые, а народ "потерялся" в непонимании происходящего ....

К тому же либеральная религия активизирует самые страшные пороки - гордыню, алчность, зависть, уныние .... Каждый из этих пороков в состоянии разложить общество в одиночку, а когда они поражают Сознание человека в комплексе, - о каком созидании и творчестве может идти речь?!

Вопрос сегодня стоит о самом существовании этнокультуры, об её инстинкте самосохранения ... Ведь выход из мрака маргинализации есть! Нужен лишь импульс, легкое движение в сторону Соборности граждан, единения вокруг Нац. идеи. Альтернативы Гражданскому обществу и созидательному укладу жизни нет, и быть не может(!).

Вы знаете, события Августа были очнь близко восприняты населением всей РФ, - ведь широкие слои населения сознают, или подсознательно ощущают, что общество серьёзно поражено. В обретении народами РА и РЮО суверенитета, россияне ожидали почувствовать ветер перемен, прецедент оздоровления общества, и этим можно объяснить широкую поддержку действий властей, и поэтому помощь братским народам целиком поддержана населением РФ, несмотря на известные проблемы ....

Эта мысль проскочила недавно в передаче либераста Познера из уст одиозного московского публициста: "Мы с надеждой наблюдаем за событиями в РЮО, именно оттуда ожидается оздоровление и возрождение Державы"....

Только как пробудить это "мёртвое царство"?

"...чем лучше для нас, тем лучше для меня..."!!! - побольше бы таких  лозунгов!

Я же, в заключении, приведу определение из Вики:

Собо́рность — понятие, ... охватываящее весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества.

... эти нормы безоговорочно осуждают крайний индивидуализм, стремление человека противопоставить себя общности «единоверцев».

Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что быть счастливым в одиночестве невозможно.


19.05.2010 в 10:03Dan

"уверена, что большая разница между укладом жизни, укладом мышления горцев и равнинцев, если так можно так выразиться. И это отражается на общественно- политическом устройстве тоже".

Лара, в этом я с вами не соглашусь, - укладов, по моему твёрдому убеждению, всего два: созидательный-творческий и маргинальный. Первые живут за счёт своих навыков, от трудов своих, и живут, как правило, зажиточно (если им не мешают), а вторые живут за счёт труда соседей (грабёж, воровство, обман, т.е. паразитирование).

К тому же большинство старожилов Кавказского края стали горцами вынужденно. В целях сохранения своей этнокультуры они поднялись в предгорья из плодородных долин в эпоху архаики, когда благословенный и зажиточный край подвергся опустошительному нашествию и разрушению. Тогда же в долинах закрепились маргинальные оккупанты и их подручные. Так что, предки осетин, сванов, рачей, касогов и др. старожилы жили в долинах, и уклад их был созидательный и творческий, потому земля совр. Ирыстона богата памятниками 2-го т.л. до н.э. (напр., артефакты Кобана, Зарамага, Майкопа и др.). На Горах располагались алтари и храмы, а также культовые центры (напр., Сиданы, Рекомы, а Цхинвал был центром поклонения индоевропейскому Богу Ваалу).

Если и говорить об отличии в мышлении, то оно не в пользу кавказских этносов: как можно жить на дотации и подачки в Терской долине? или на сказочной Земле Зап. Кавказа? Именно маргинальные популяции сами не созидают, и мешают соседям. Как не согласиться здесь с Э.Кустурицей: "У кого нет идей (созидательных), тот придумывает войну (войнушку)".

"Горцы в Швейцарии создали  тип государства, который ближе всего подходит  кавказцам с их многоэтничностью и традиционным укладом жизни."

Полностью согласен, более того, демократическое мироустройство швейцарского Общества подойдёт не только горцам, но и всем регионам РФ и др. регионам Мира. Представьте, как бы жило человечество, кабы все народы жили по устоям швейцарского общества ....

 

"Банальный пример, если ты работаешь в Швейцарии и живешь там достаточно долго и уже готов подавать на их гражданство, то решение принимают твои соседи. Уникально, но так. Без их одобрения государство не даст добро на твою просьбу. И самое главное, нет пути оспаривания, кроме как в Европейском суде."

Я немного в курсе, правда, в телаке говорилось, что после 10 летнего испытательного срока,  решение о получении гражданства выносит Совет Общины города (правда. это было в Цюрихе). В сельской местности, как Вы указали, решение принимают территориальные органы самоуправления (Сыхи-Общины).

Но кто мешает (да и как можно помешать!?) селянам юга Ирыстона сформировать Общины и органы самоуправления?  Да и не только на юге, но и на севере, и во всей РФ - Путин и Медведев не один раз декларировали необходимость формирования органов самоуправления ... только подойти к этому необходимо "снизу", самим гражданам, т.к. чинарям это ни к чему (точнее, против них!).

"Другой совсем пример Британия. Она же очень классовая страна. Общество разделено на сословия, несмотря на декларирование демократии и сверхтолерантности и тд."

Совершенно верно, "демократия" Британии и США - показушные, при внимательном рассмотрении становится очевидно, что это кастовые общества, а их высшие касты и кланы, и есть та закулиса, к-ая мешает Миру пойти по швейцарскому пути развития.

Вы правы, для чего метаться и искать заморских пророков - есть замечательный образец, причём, что этнически, что географически близок Ирыстону. Однако беда в том, что население (в т.ч. Ирыстона) отравлено идеологией либеральной религии, её "ценностями" - культ власти и потребления, бездуховность, отсутствие соборности граждан, растление общества пьянством, наркоманией и др. пороками.

Выход я вижу только один - возрождение соборности и формирование Гражданского общества на местах, т.е. "снизу" - в селах, городских кварталах (Сыхах). Ваши наблюдения и примеры крайне полезны в этом отношении - так бы всем гражданам начать думать! Ведь разговоры в СМИ и инетпространстве сегодня лишь о недостатках либеральной системы (кастового общества), но не о путях выхода из мрака маргинализации населения.

18.05.2010 в 12:26Алан Цхурбаев

ST, а что именно слабо показалось?

18.05.2010 в 19:35Dan
" Когда-то имела возможность политическое и общественное устройство Швейцарии изучить на месте ..." Лара, браво! Почему-то все зациклились на британском троне и Голливуде, на Москве и Тифлисе .... Правда, не понял, почему "горцы - особая категория людей..."? 600 лет назад жители горной Гельвеции - племена и общины с разным менталитетом и укладом жизни, основали конфедерацию - Швейцарскую республику. Скорее, они дружат со здравым смыслом, а кавказские этносы - нет. Но зачем оглядываться на других? Можно же в своих пределах выстроить здоровые общественные отношения, и показать пример другим. Ведь таких благоприятных условий для этого нет ни в РФ, ни в Тифлисском регионе, ни в Приднестровье, ни в Карабахе! У РА и РЮО с обретением суверенитета появился уникальный шанс построить Государство по примеру швейцарцев, однако в РЮО уже более 1.5 лет клонируется маргинальная вертикаль власти, к-ая неизбежно приводит к устоям кастового общества.
19.05.2010 в 00:19lara

Dan, уверена, что большая разница между укладом жизни, укладом мышления горцев и равнинцев, если так можно так выразиться. И это отражается на общественно- политическом устройстве тоже.

Горцы в Швейцарии создали  тип государства, который ближе всего подходит  кавказцам с их многоэтничностью и традиционным укладом жизни.

Там учитывается каждое мнение, решение принимаются на уровне Сыхы Ныхаса. Банальный пример, если ты работаешь в Швейцарии и живешь там достаточно долго и уже готов подавать на их гражданство, то решение принимают твои соседи. Уникально, но так. Без их одобрения государство не даст добро на твою просьбу. И самое главное, нет пути оспаривания, кроме как в Европейском суде.

И можно догадаться, почему там не стоят мечети и тд.

Другой совсем пример Британия. Она же очень классовая страна. Общество разделено на сословия, несмотря на декларирование демократии и сверхтолерантности и тд. Чего, кстати, есть много. Но система выборов тоже носит некий такой классовый оттенок. Парадокс в том, сколько голосов получила та или иная партия, не влияет на то, сколько мест они получат в парламенте. Т.е голос избирателя учитывается по месту проживания. И сейчас либерал – демократы ведут активную политику по замене 300 летней системы голосования и очень многие поддерживают это.

Так что нам ближе Швейцария:-)))

 

19.05.2010 в 12:58lara

Спасибо, Dan. С вами интересно беседовать. Но хотела бы добавить к вашим рассуждениям, что местность, где ребенок вырос, оказывает колоссальное влияние не его будущее, на формирование его мировоззрения, самоощущения и его коммуницирований с остальным миром.

И это не мои предположения, доказано психологией.

Например, горцы в большинстве своем определяют расстояние из пункта А в пункт Б достаточно точно, в то время, как люди, выросшие на равнине, никак не обладают этим навыком. Равнинцы, не обижайтесь, у вас другие преимущества.

Или еще -  горцев необходимость личного территориального пространства намного сильнее выражено. И они очень ревностно относятся к его нарушению, вторжению в него.

Я бы могла перечислять долго, что отличает горцев от морских или равнинных людей, но основное – так как и опасности в горах выше и жизнь суровее и еще по многим другим причинам, горцев жизнь научила жить по жестким правилам. И правила касаются, прежде всего, взаимоотношений с другими, такими же, как они сами. И Ныхас – это то, что они приняли как прозрачную, справедливую и оптимальную систему своей общественной жизни.

 

И я согласна, что перенимать и копировать чьи-то типы демократии или чего-то еще – это равносильно посеву в горах Кавказа бананов и ожидание бананового счастья.

У нас у самих были такие древние традиции общественной самоорганизации, что любое сверхдемократическое общество удивилось бы и позавидовало бы. Ведь общественный строй и порядок в современном демократическом пространстве  держится в большинстве своем на банальном штрафе.   

У нас было уникальное  понятие Худинаг или Агад но куда-то все это делось. Вы не знаете, что с ними случилось?:-)))

17.05.2010 в 20:37Fenix45

ООО ,Чъребайе Каспаровы тъаф скотта,ну ничего ГПУ сами за ними прийдутLaughing

Алан уи та че хабар у?Че дар ай не мбарен -Джабелич да зарде ма на цауе?

 

18.05.2010 в 10:50elcaucasico

Вроде как правильные слова против исключительности и т.д., но уже в названии новообразованной партии заложено "Ирон" - название только одного народа... Может просто придираюсь?

17.05.2010 в 19:41lara

Интересно, от какого гражданства должны будут отказаться парламентарии? Если от российского, то кто будут эти люди, желающие стать депутатами юго-осетинского парламента? С юго-осетинским паспортом на самолет сажают и где?

И совершенно согласна с Аланом, что при такой разбросанности населения ЮО отмена права выбора для людей, которые вне республики по совершенно понятным причинам, не приведет к их демократизации, выржению и учитыванию воли всех. Не стоит сужать круг, который и так узок.  

18.05.2010 в 03:23inter vestrum

Все - замечательно.

Только вот, палат в парламенте маловато.

Надо хотя бы 20, чтобы все населения в парламенте заседало.

Те кто не сбежал, как раз в 20 палатах и поместятся.

17.05.2010 в 22:35Алан Цхурбаев

лара, ну сейчас вроде о безвизовом подписали, по России можно будет кататься с юо-паспортами. а насчет голосования, мне кажется легче фальсифицировать выборы где-нибудь в селах на удалении от Цхинвала, чем в СО. хотя, может я ошибаюсь и у них другая мотивация. в любом случае, ЮО не единственная республика, которая открывала участки для голосования в других странах.

18.05.2010 в 09:00ST

Слабенько на мой вкус, хотя сомневаюсь что у остальных хоть что-то подобное есть.

18.05.2010 в 12:29Алан Цхурбаев

elcaucasico, конечно придираетесь, причем необоснованно. стоит ли объяснять, что народ один и название у него одно? просто если называть участников партии на русский лад "иронцами", то возникает ассоциация с выходцами из северной части Осетии. но само название по себе не имеет такого смысла.

18.05.2010 в 16:11elcaucasico

Алан, я ни в коем случае не оспариваю. Главное, чтобы "запрограммированное" не носило лишь декларативный характер.

18.05.2010 в 14:54lara

Dan, я соверенно согласна с этим. Выбирать надо не партии, а Старших (Хистаров) от каждого села, каждого городского квартала (Сыха) - вот истинные депутаты Народного Собрания! У меня не осталось иллюзий по поводу либеральных современных так называемых демократических политических ценностей. Все держится на двойных и тройных стандартах и на балансе фин. выгоды или ее отсуствия. И, кроме как быть хозяином себе, ничего не сможет работать оптимально. Хорошо знаю ЮО и чуть меньше СО. И хочу скахать, что народ не чувствует, что власть, депутаты их интрересы или вообще их представляют. Я за систему Ныхаса. Другое вряд ли у нас сработает. И горцы - особая категория людей, которые могут быть под одну гребенку подведены. Когда-то имела возможность политическое и общественное устройство Швейцарии изучить на месте и хочу сказать, что только такая представленность ущелий и учитывание каждого мнения сможет дать перспективу обществу. У них все так, как на Кавказе. Слово означает многое. И я была поражена, узнав, что до 70ых годов прошлого столетия в некоторых их кантонах женщины не имели право голосовать, но могли сидеть в Ныхасе...

Так вот, вы же помните Хъубады, который зимой и летом сидел в Ныхасе. Т.е он был не крут, он был нищ, но был депутатом, как бы сейчас сказали.

18.05.2010 в 14:13Dan

"Не стоит сужать круг, который и так узок". 

Лара, а есть ли в пределах Ирыстона Круг, Тымбыл, т.е. Гражданское общество?!

Кто, кого и зачем выбирает?  

"Надо хотя бы 20, чтобы все населения в парламенте заседало" - трудно не согласиться с интером!   Десяток партий и оппозиций, "правозащитники", либеральные "ценности", приспособленцы и посредники, др. паразитическая плесень, и при этом, - одурманенное "либеральными свободами", безвольное население, ... - это разве Тымбыл, это разве Гражданское общество?!

А кто, скажите на милость, будет растить хлеб, разбивать сады и виноградники, строить фермы, производить агропродукцию, учить детей, заниматься созиданием и творчеством во всех сферах и отраслях хозяйства? Сколько можно прозябать на дотации, ожидать манны небесной и доброго мессию? Логичнее сначала накормить своё общество, а затем продавть и повышать уровень благосостояния народа РЮО, укреплять суверенное государство экономически (!).

Не хай сегодняшняя власть дорабатывает свой срок максимально продуктивно, под контролем Народного Собрания. (контролировать в первую очередь надо бюджет /при этом надо понимать условия получения дотаций, и не делать из них повод для склок ..../).

Выбирать надо не партии, а Старших (Хистаров) от каждого села, каждого городского квартала (Сыха) - вот истинные депутаты Народного Собрания! А уж доверенные народные авторитеты на местах, "отцы Отечества", пусть и занимаются, и политикой, и гос.управлением. Пусть они выберут, в первую очередь, Верховного судью (пожизненно!), сформируют органы гос. Управления, аппарат и главу правительства (на 2 года максимум). И никаких "предвыборных кампаний" и др. либеральной мути не потребуется к окончанию срока полномочий действующей власти! Не надо мешать главному в жизни Общества - созиданию, творчеству, строительству, тогда и все здоровые, активные уроженцы юга Ирыстона вернутся в родные пределы, и активно включатся в строительство гармоничного Общества и Государства, без каких-либо идеологий и -измов!

Неужели предки осетин веками боролись за независимость, чтобы добившись её, вновь окунуться в маргинальный уклад жизни, - теперь уже собственного розлива? Для чего народу-творцу, народу-созидателю забивать своё сознание инородными идеологиями и -измами?

Неужели 20-ти летний опыт либеральных "преобразований" не убедил граждан Ирыстона в пагубности "идеалов" либерастов? Посмотрите, что происходит с обществом в Тифлисском регионе, в Малороссии, Киргизии, да и в РФ .... Для чего клонировать уродливую чужеземную религию-мироустройство в своих пределах? Разве от инородных идеологий и лозунгов кто-то стал жить гармоничнее и зажиточнее?