Выходной пост - Сергей Кастальский, Led Zeppelin и Белый кит.

21 августа 2011, 14:34

воскресенье, надеюсь читатели мне простят этот пост "не в тему". хотя, что такое "в тему"?

бесцельно копаясь в интернете набрел на печальную новость - в январе этого года в Москве умер Сергей Кастальский, один из лучших рок-журналистов в Союзе и потом в России. всего 55 лет, инфаркт...

так получилось, что я можно сказать вырос на его музыкальных статьях, сам того не зная. Кастальский писал в "Ровеснике", революционном журнале конца 80-х. тот "Ровесник" за несколько лет я потом перечитывал наверно по несколько десятков раз, хранил их черт знает сколько. публиковавшаяся там рок-энциклопедия была просто кладезем информации, и писал ее тоже Кастальский. в принципе, я только сейчас задумался как много я узнал от этого человека, и как он расширил мой кругозор и вообще повлиял на жизнь. а ведь даже не знал его имени тогда.

имя я узнал гораздо позже, когда в 93 или 94 во Владик начали привозить газету Hot Rock - основным автором которой и был Кастальский. я тогда успел купить только 3-4 номера, потом она куда-то исчезла, но несколько статей запомнил очень хорошо. а одна меня впечатлила самым сильным образом. Кастальский писал о мистике музыки Led Zeppelin и романа Мелвилла "Моби Дик".

 

огромная аналитическая статья, где он задавался вопросом, почему они назвали свою инструментальную вещь со второго альбома именем этого романа. именно ее, довольно тяжелую для восприятия, так как это в основном барабанное соло. он пытался найти в их музыке поэтику Мелвилла, а в романе дух блюза. и он его нашел, помню как он оригинально процитировал отрывок из романа:

Я запихнул  пару рубашек/ 
в свой старый  ковровый саквояж,/ 
подхватил его под мышку/ 
и отправился в путь к мысу Горн,/
в просторы Тихого океана.

ведь это действительно звучит как строчки из какого-нибудь блюзового стандарта. в ту пору Led Zeppelin были для меня богами и я конечно взялся за роман, который, так же как и песня, был очень тяжел для чтения, через многие главы я продирался с большим трудом, но одолев его я испытал очень сильный эффект. потом я еще писал реферат по Моби Дику и преподавательница по зарубежной литературе так и не поверила, что я написал его сам.

Слушать песню
Moby Dick
Led Zeppelin

я не нахожу в сети ни этой статьи ни почти никаких других. мои вкусы сильно и не раз менялись с тех пор, но я просто хочу сказать свое запоздалое спасибо человеку, которого я никогда не знал, и который научил меня воспринимать музыку не как развлечение, и не как культ, а как отдельный мир, со своими философами и поэтами. и в котором я живу до сих пор. пойду, послушаю что-нибудь из старого...

R.I.P.

 


21.08.2011 в 19:13alik

Очень жаль....Узнал только здесь.И это при том как важен был этот человек и то что он делал....

Анонс-hot rock как и последующую New Hot Rock помню очень хорошо,у меня были все номера т.к. я на них подписалься.О Ровеснике и говорить нечего.

Конечно газета по тем временам была уникальная- шикарные постеры-многих своих кумиров я увидел впервые,четко и ясно,а не как на на рублевых фото с базара. Ну и конечно статьи.Так как он не писал никто

22.08.2011 в 05:09Ehk@

Добрая, светлая память. Что тут добавить. Разве только то, что статьи  из "Ровесника", ещё в школе, в старших классах, переписывали вручную в общие тетради. Доставалось и девочкам с хорошим почерком.  Ну и, если интересно: Скан «Рок-Энциклопедии», издания  2003 года в формате djvu , автора Сергея Кастальского.

22.08.2011 в 02:17Алан Цхурбаев

новости об этом нигде и не было, только на сайте Союза журналистов России было короткое сообщение, и в паре блогов кто-то написал. и все кажется. а ведь трудно представить даже сколько людей его читало... один только "курс выживания для подростков" чего стоил, это ведь он переводил.

23.08.2011 в 00:17Алан Цхурбаев

удивительно, что он до последнего писал в Ровесник, когда уже про журнал все забыли. не в какие-нибудь РоллингСтоуны, а именно в Ровесник. возможно, это говорит о невостребованности качественной музыкальной аналитики, лишенной налета рок-н-роллного гламура.

23.08.2011 в 17:45Ehk@

Скорее всего, так и есть, а С.К., все-таки романтик и подвижник, как я его воспринимаю. Т.е.,  некий формальный, огламуренный, "неочёмный" подход бульварной писанины, которая только и востребована, не про него, слишком много любви(не только аналитики). И видно, с "Ровестником" та же история(любвовь)..

23.08.2011 в 18:30alik

да они у меня стоят в самом конце конце этого ужасного))) ряда -Kiss,Motley Crue,Europe,Cinderella,Poison и т.д.

23.08.2011 в 18:13Алан Цхурбаев

я тоже так и не понял эту группу. кажется из всех этих ужасных хейр-рок-групп 80-х эта самая плохая. а "Курс..." меня реально перевернул тогда

23.08.2011 в 18:12Алан Цхурбаев

сам Кастальский об этом: "Группа «Твистед Систерс» была очень популярная тогда. И тут выясняется, что человек из этой группы, Ди Снайдер, не просто обезьяна с гитарой, а тончайший психолог, с чувством юмора, прекрасно пишет." http://akzia.ru/projects/6years/rovesnik

23.08.2011 в 17:55alik

Кстати после прочтения наинтерес прошлушал музыкальные произведения этого Ди Снайдера и его группы-оказалось писатель он более талантливый(имхо).Хотя возможно это заслуга переводчика))) 

23.08.2011 в 18:16Алан Цхурбаев

согласен. современные популярные рок-журналы просто хлам абсолютный. я бы с большим удовольсвием почитал архив его статей, потому что они без срока давности. но в сети только отдельные встречаются.