"Северный Кавказ глазами блогеров" - совместный проект Русской службы Би-би-си и Интернет-СМИ "Кавказский Узел". Уже более пяти лет кавказские блогеры рассказывают о жизни в своих республиках.
Диана Алиева ("Кавказский Узел") и Ольга Ившина (Би-би-си)
В Турции постепенно расширяется община российских мусульман, покинувших Россию по причине давления со стороны властей.
"Сейчас из России мусульмане не уезжают, а эвакуируются. Притесняются все группы, все направления ислама. Людей очень много переехало", - говорит главный редактор сайта "Голос Ислама" Дмитрий Черноморченко, переехавший в Стамбул в 2012 году.
ФСБ, в свою очередь, подозревает некоторых из уехавших мусульман в причастности к экстремизму и терроризму.
Однако было бы чрезвычайным упрощением приравнять всех мусульман, уехавших в Турцию из-за проблем с российскими властями, к сторонникам запрещенной в России группировки "Исламское государство". Так кто же эти люди?
Переезд или эвакуация?
Российские мусульмане, эмигрирующие в Турцию, называют себя "мухаджирами". В переводе с арабского это значит "переселенец".
"Абсолютно на каждом шагу [российские] полицейские, увидев мой паспорт, спрашивали меня, не мусульманин ли я. Иногда приходилось отшучиваться, что у меня борода, потому что я геолог. У геологов же всегда бороды", - поясняет Черноморченко.
Мухаджир: справка "Кавказского Узла"
Дмитрий был одним из активистов мечети “Нур Ислам” в Новом Уренгое. В 2010 году сразу нескольких прихожан мечети обвинили в экстремизме. Дело дошло до Верховного суда РФ, который вынес решение в пользу представителей мечети “Нур Ислам”.
"Сейчас абсолютно весь актив нашей общины – особенно те, кто ее финансировал – либо лишились работы, либо лишились бизнеса, либо были посажены по сфабрикованным делам. Наш имам был убит", - говорит Черноморченко.
Как говорят многие "мухаджиры", к их родственникам и друзьям по-прежнему приходят с проверками и расспросами российские силовики.
Впрочем и в Турции переехавшим из России мусульманам не всегда живется спокойно.
По словам "мухаджиров", Москва до последнего времени постоянно присылала турецким спецслужбам запросы о выдаче тех или иных россиян, подозревая их в связях с экстремистами.
Согласно двустороннему договору о взаимной помощи по уголовным делам, Турция исправно задерживала запрашиваемых россиян и депортировала их на родину.
Мы обратились в ФСБ России с просьбой предоставить информацию о сотрудничестве турецких правоохранительных органов с российскими властями, а также данные о подозреваемых в экстремизме и терроризме россиянах, выехавших на территорию Турции.
Однако на момент публикации статьи ответа не поступило. "Мухаджиры" утверждают, что иногда задерживали десятки людей.
Полиция Турции задержала в ходе рейда уроженку Дагестана: читайте на "Кавказском Узле"
По данным Генштаба вооруженных сил Турции, за 2015 год 913 человек были задержаны при попытке вступить в ряды ИГ. 99 из них – россияне, то есть почти каждый десятый. Все они, по данным силовиков, были депортированы из страны.
Связи с ИГИЛ – настоящие и мнимые
Есть ли связь между "мухаджирами" и теми, кто едет вступать в ряды ИГ?
Директор Института российских исследований в Стамбуле Гумер Исаев уверен, что не стоит смешивать эти два феномена.
“Я считаю, что нельзя идти на поводу у некоторых "исследователей" и поголовно всех называть "экстремистами" и по умолчанию отправлять в ряды ИГИЛ”, - заявил Исаев.
С ним согласен и мусульманин Павел Окружко, переехавший из России в Турцию в 2012 году. Весной 2015 года на него было заведено уголовное дело об участии в незаконном вооруженном формировании на территории Сирии.
"Окружко П.А. обвиняется в том, что он с июля 2013 года по настоящее время, действуя умышленно из религиозных убеждений, осознавая преступный характер своих действий, участвует на территории Сирийской Арабской Республики в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства", - говорится в ответе УФСБ по Ставрополью на запрос семьи Окружко.
Суда еще не было, однако Павел уже включен в перечень действующих террористов и экстремистов на сайте Росфинмониторинга, у него заблокированы все банковские счета.
Окружко говорит, что не ожидал таких действий от российских властей, поэтому документов, подтверждающих его невиновность, у него не так много.
Павел признает, что ненадолго ездил в Сирию в 2002 году на курсы арабского языка, а затем вернулся в Россию. По словам Павла, то, что сейчас он постоянно живет в Турции и “ни в какую Сирию не ездил”, могут подтвердить соседи и учителя в школе, где учится его дочь. Мы спросили Павла, как, по его мнению, живется русским, принявшим ислам.
“К русским мусульманам особое отношение. И российские СМИ это раздувают сейчас. Часто пишут, что русские могут принять ислам и стать радикалами, кого-то взрывать. Не исключено это. Среди любой нации есть радикалы. Но из большой массы русских, принимающих ислам, радикалами становятся единицы", - добавляет он.
Старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований ИЭА РАН Ахмет Ярлыкапов называет частями одного процесса переезд с целью осесть и жить мирной жизнью и переезд для участия в войне.
"Основная цель "мухаджиров" - жить в мусульманской стране. Кто-то этой идеальной моделью считает Турцию, кто-то Египет периода Мурси, а кто-то ту часть Сирии, которую контролируют оппозиционные Башару Асаду силы. Даже те люди, которые сейчас воюют в Сирии – они едут туда жить, основывают поселения. У них стремление жить в мусульманской стране совпало с желанием воевать за нее", - говорит эксперт.
По оценкам экспертов, лояльных Кремлю, общее число российских мусульман, выезжающих для вступления в ряды ИГ, может достигать 7000 человек.
Но в стамбульском Институте российских исследований к таким цифрам относятся скептически.
“Сегодня всех интересует число россиян, которые едут из Турции в Сирию, чтобы примкнуть к боевикам. Мы постоянно слышим какие-то якобы достаточно точные цифры, но у меня есть сомнения в их достоверности”, - замечает Гумер Исаев.
“Готовы применить боевой опыт”
Некоторые "мухаджиры", иммигрировав в Турцию, продолжают высказываться на русскоязычных исламских сайтах, заниматься правозащитными вопросами и выступать на конференциях.
"Помимо помощи "мухаджирам", у нас есть плотные контакты с украинскими коллегами, которые, как известно сдерживают российскую империалистическую машину самым непосредственным образом", - говорит правозащитник и мусульманский активист Салман Север.
О деталях взаимодействия между "мусульманской Турцией, российскими "мухаджирами" и украинскими комбатантами" Салман предпочел умолчать.
В начале 2000-х он был одним из лидеров русскоязычной мусульманской общины Петербурга, достаточно известным блогером, а также принимал участие в мероприятиях оппозиции.
В августе 2013 спецназ задержал его по обвинению в оправдании терроризма. Эксперты усмотрели нарушение закона в статье "Ислам и приморские партизаны", которую Салман разместил в интернете в 2011 году.
Однако суд не удовлетворил ходатайство об аресте Салмана, и он поспешил уехать из России. Его объявили в международный розыск, и Турция дала активисту политическое убежище.
По словам Салмана, из чувства благодарности к приютившей их Анкаре немало российских мухаджиров готовы взять в руки оружие.
"Генеральное настроение мухаджиров сейчас – мы готовы защищать Турцию от России. Многие, получившие боевой опыт в других местах, готовы его использовать его для поддержки Эрдогана и наших братьев, например, сирийских туркменов", - отмечает Салман.
Что говорит статистика?
Точное число российских мусульман, уехавших в Турцию, назвать не может никто.
Органам статистики крайне сложно выделить их из общего миграционного потока. Специалисты говорят о нескольких тысячах переехавших по религиозным мотивам. Сами мусульмане – о десятках тысяч.
По данным Росстата, в 2014 году из России в Турцию на постоянное место жительство выбыло 2327 человек – это на 55% больше, чем в 2013. При этом в начале 2000-х число выезжающих не превышало 300 человек в год.
Резкий скачок наметился лишь в 2012 году, когда из России в Турцию, по данным Росстата, уехало сразу 1037 человек. Это почти в пять раз больше, чем годом ранее.
При этом в официальную статистику не попадают те, кто не уведомил ФМС о своем "выбытии".
Зачастую люди заезжают в Турцию как туристы, а затем получают разрешение на проживание для иностранцев. Разрешение выдается на срок до 1 года с возможностью продления.
Среди переехавших мусульман можно встретить и татар, и башкир, и представителей народов Кавказа, и русских. И "мухаджиры" считают, что процесс только набирает обороты.
"В России запрещены многие джамааты (религиозные общины, движение – прим. Би-би-си), хотя они не имеют отношения ни к ИГИЛ, ни к богословской платформе, на которой зиждется ИГИЛ. Силовики продолжают закручивать гайки, зажимают любую исламскую активность, выкашивают недовольство. А значит поток мухаджиров усилится", - считает Салман Север.
Поскольку слова Гумера Исаева авторы материала взяли из моего блога, а именно из поста "Гумер Исаев о "новых мухаджирах" в Турции", было бы корректно и этично дать ссылку на источник, не так ли?