Северный Кавказ глазами блогеров" – совместный проект Русской службы Би-би-си и Интернет-СМИ "Кавказский узел".
Мурад Магомадов (псевдоним). Родился в 1985 году в Волгоградской области. Окончил ВУЗ. Живу и работаю в Подмосковье, периодически бываю в Грозном. Основное занятие – работа в частной кампании. Журналистикой увлекаюсь как хобби.
Формированию общественного мнения и собственному имиджу чеченское руководство уделяет огромное внимание, даже чрезмерное. Пропаганда в печатных СМИ и на телевидении достигла таких пределов, что передачи местных телеканалов вызывают у многих жителей Чечни стойкую антипатию.
Власть активно борется за умы граждан в присущей ей агрессивно-навязчивой манере, едва ли не в режиме онлайн. Религия, светская жизнь, национальные традиции - любые темы, касающиеся Чечни, тут же становятся сюжетами для телевизионных передач и новостных сообщений.
Последние традиционно начинаются, продолжаются и заканчиваются Рамзаном Кадыровым или членами его семьи.
Рамзан многоликий
После просмотра местных телепередач в голову невольно приходит сравнение с "Гаврилиадой" поэта Ляписа-Трубецкого из "12 стульев" Ильфа и Петрова. Этакая чеченская "Рамзаниада": "Рамзан работал..." - и далее по списку.
Условно "телевизионного" Рамзана можно разбить на несколько групп:
Список можно продолжить.
А еще в Чечне стало модным читать Инстаграм и просить у Рамзана помощи. Просят деньги, машины, новейшие телефоны, квартиры, работу, средства на бесплатное лечение или женитьбу. И все это становится сюжетом для местных новостей или публикуется в личном блоге САМОГО.
Всему придается смысл, все обставляется как близость власти к народу и стремление сделать жизнь людей лучше, достойней и краше.
Где еще детям, появившимся на свет в день рождения пророка Мухаммада, могут выделить по тысяче долларов? Даже руководители исламских государств до такого еще не дошли, а в Чечне это стало уже "доброй традицией".
"Весь чеченский народ, как один человек"
Наряду с исламом чеченская власть почитает и все светское. Новый год в этот раз глава Чечни отмечал в костюме Деда Мороза, и даже провел в этом образе последнее в минувшем году заседание правительства республики. Министры были весьма воодушевлены, особенно когда по указанию Рамзана прямо в телекамеру читали стишки и пели песенки.
Жить по Конституции - и руководствоваться шариатом. Часть населения такие взгляды не понимает и не приемлет.
31 декабря в селе Автуры Шалинского района местный житель по громкой связи из мечети обратился к односельчанам, призывая их не ходить на новогоднюю елку, так как ислам это запрещает. В тот же день он был задержан силовиками.
На следующий день, 1 января, были увезены из своих домов еще одиннадцать молодых людей – друзья первого задержанного. Через три дня все они получили по 10 есять суток административного ареста. Освободили их 14 января. Вроде бы, вернулись домой уже без бород.
После Нового года пришел черед Олимпийского огня. Власть и тут "оторвалась по полной". В списках почетных факелоносцев были исключительно "свои", немного разбавленные известными спортсменами и певицей Гурцкой.
На всем маршруте эстафеты - а это свыше 16 километров - были выставлены толпы ликующего народа из числа работников министерств, школ, техникумов и ВУЗов, ожидающих когда мимо них пробежит свои 200 метров очередной факелоносец, чтобы потом быстро разъехаться по своим домам и делам.
Кульминация торжества: на стадионе имени Ахмата Кадырова олимпийский огонь зажигают Рамзан Кадыров и его младший сын. Во всем цивилизованном мире такой чести обычно удостаиваются самые выдающиеся спортсмены. Но ради большой политики о таких мелочах можно и забыть.
В общем, жизнь в Чечне бьет ключом. Правда, на фоне бодреньких докладов и отчетов об улучшении, развитии, росте, повышении, стабилизации и так далее, в стороне остаются реальные проблемы людей: хроническая безработица, низкий уровень образования и медицинского обслуживания, поголовное взяточничество и мздоимство, массовый отток населения из республики и прочий негатив, который принято замалчивать.
К эксцентричным выходкам Рамзана в Чечне привыкли и не обращают на них никакого внимания. На официальную телепропаганду, далекую от реальной ситуации, многие отвечают единственным доступным способом – переключением канала.
Других возможностей для протеста в Чечне уже давно ни у кого нет.