"Северный Кавказ глазами блогеров" - совместный проект Русской службы Би-би-си и интернет-СМИ "Кавказский узел".
Мурад Магомадов из Грозного пишет об особенностях проповедования Ислама в Чечне и других странах.
Мурад Магомадов родился, вырос и сейчас живёт в городе Грозный, Чечня. Журналист, публицист, непрофессиональный писатель. Бывший корреспондент газеты "Чеченское общество", писал для Британского института по освещению войны и мира (IWPR).
Над центром Грозного, возле выстроенной в прошлом году мечети, разносится громкий и четко поставленный голос. На чеченском языке с вкраплениями арабского (когда приводятся суры и аяты из Корана) он рассказывает о недопустимости смертоубийства, о взаимоотношениях в обществе или о правильной трактовке того или иного исламского положения.
Голос бывает слышен в течение не всего дня, а только во время проповеди, которую проводит один из имамов центральной мечети в Грозном – когда люди собираются в ней для совершения очередного намаза.
Послушать его можно и внутри самой мечети, но для большего охвата аудитории проповедь ретранслируется через огромные динамики, установленные на минаретах мечети.
Более того, одновременно эта же проповедь показывается в прямом эфире по местному телеканалу. Иногда она может быть повторена, но уже позднее.
Но вот формат проповеди совершенно не телевизионный или вернее не в виде шоу. Без лишнего пафоса и других шоуменских штучек. «Говорящая голова» - так обычно говорят про экспертов на ТВ. Но при определенном подходе этот термин можно применить и по отношению к работе телевизионных проповедников.
Сам жанр исламской проповеди в Чечне востребован – прежде всего, чтобы противостоять экстремистам, также использующим его в качестве инструмента пропаганды. У боевиков, выступающих за Эмират Кавказ, нет возможности для широкой трансляции своих проповедей, потому они записываются на видео и распространяются через Интернет или в виде роликов через мобильные телефоны.
Та же схема также применяется и властями Чечни – и чтобы противостоять той же продукции боевиков, и потому что она удачна для коммуникации, прежде всего, с молодежной аудиторией. Это крайне важно в том числе для предотвращения ухода молодежи в боевики.
У властей есть еще возможность не просто записывать проповеди в мечети, но и стандартные (с точки зрения технологий) передачи в телестудии. Но опять же не в формате шоу, и не с участием аудитории в зале, а в жанре телевизионной проповеди или Круглого стола с участием богословов. «Круглым столом» его можно бывает назвать разве что условно, споров и дискуссий там обычно не бывает. Просто несколько экспертов в области ислама высказывают свои точки зрения, как правило, совпадающие в итоге.
Эти же записи распространяются затем на ДВД-дисках. Для этого в республике создана целая компания, занимающаяся изданием материалов, способных повлиять на духовно-нравственное воспитание молодежи. Этакий исламский медиахолдинг, изготавливающий печатную (буклеты и книги) и телевизионную продукцию (диски с роликами и передачами).
Проповеди же в формате шоу – зрелище в Чечне невиданное. И пока что явно не востребованное. Во всяком случае, ни население республики, ни духовные лица (из числа опрошенных мной) не видят будущего у таких шоу-проповедей.
«Человек духовного звания не должен изображать из себя клоуна. Иначе потеряет весь авторитет и уважение», считают и те, и другие.
Аргумент, что в арабском мире появился подобный проповедник (Амр Халед - http://www.bbc.co.uk/russian/
Традиционное общество в Чечне и на Северном Кавказе слишком консервативно для таких жанров.
Конечно, стиль проповедования зависит от человека. Один имам предпочитает говорить с напором, повышая тон голоса во время особо эмоциональных мест своей речи, другой – спокойно и рассудительно, третий – с улыбкой и тихим голосом.
Однако устраивать представления из своих выступлений никто из них не спешит. Аудитория и интерес к их проповедям есть и без того. Зачем ломать то, что и так хорошо работает, уверены все.
ih lozhnye propovedi nenuzhny nekomu v chechne oni rabotayut na sebj i dlj uspokoenij kadyrova ,unih net budushego v nashei respublike vse zhdut kagda isheznet kadyrov.
Гуманные проповеди и истинное толкование Корана актуальны при любых правителях. Нет основания подозревать всех имамов в неискренности.