Этнотуризм - бизнес, сохранение традиций или китч?

01 января 2012, 15:21

1 января …Уже написаны все мыслимые и немыслимые поздравления, почти прекратились сигналы  от новогодних смс-ок, на какое-то время наступило затишье на фейсбуке, а «навистный» оливье, как назвала его на своей стене на фб одна известная журналистка из «Коммерсанта», все еще так вкусен, как всегда и бывает с домашними вкусняшками… Вспоминаю свою недавнюю поездку на ежегодный фестиваль документального кино Юга России «Кунаки» в Лазаревском, автором идеи которого и президентом является Сулиета Кусова-Чухо.

Среди многочисленных приятных неожиданностей фестиваля – поездка в Большой Кичмай по приглашению Руслана Бердиева, главы Кичмайского сельского округа, на «шапсугские вечера» - вечеринку в ауле, которая устраивается специально для туристов.

Что такое этнотуризм – бизнес, попытка возрождения и сохранения  традиции или риск скатиться к китчу?

Этнотуризм сегодня развивается во всем мире – и наряду с лечебным и экстремальным туризмом в Африку, на север или даже куда-нибудь на войну, где можно устроить себе потрясающий experience, «испытать себя» и пережить ощущения на грани жизни и смерти (есть и такой нелегальный вид туризма) – становится очень популярным.

Этнотуризм основан на обычном человеческом интересе к новому месту, к новой культуре, но, в конечном счете, на интересе к самому себе. «Туризм – тоже торговля. Только сам товар – поскольку это недвижимость под охраной государства – продать нельзя, так что торгуют любознательностью. Твоей. Ты – одновременно покупатель и товар. Странное шизофреническое ощущение, когда тебе назойливо и агрессивно продают тебя – хочется сказать, лучшую часть тебя…», - только что прочла у Петра Вайля в его «Гении места».

Сегодня этнотуризм в России развивается в Ленинградской области, в Удмуртии, Ямало-Ненецком округе и на Кавказе. Пожить в кочевье в тундре, научиться плести бусы из бисера, порыбачить и поохотиться, как ненцы или эвенки, почувствовать себя рыцарем гор – почему бы и нет? Туриста напоят чаем, накормят, покажут, как вязать варежки, стрелять из лука, кидать аркан, посадят на прирученного скакуна и, изрядно потратившийся еще и на сувениры, он вернется в свою унылую рутинную среду.

Для шапсугов, одной из черкесских субэтнических групп, проживающих на побережье Черного моря, этнотуризм - относительно новый бизнес.

Одним из первых опытов стал этнографический двор семьи Ачмизовых в поселке Ахинтам. Мимо этого места не проезжает ни один турист, кто бывает в районе Сочи. Трескучие дрова и огонь в традиционном очаге, шапсугский чай вместе с вареньем из киви, традиционные черкесские столики ане, рассчитанные на два-три человека (как мне кажется, еще одна иллюстрация черкесского индивидуализма),  старинные предметы быта – традиционные бурки и черкески по стенам, кинжалы, утюги, свадебные знамена из фундука, генеалогическое древо рода Ачмизовых…

Экспонаты из музея Ачмизовых

На целый час турист оказывается в традиционной Черкесии. Айса Ачмизов умело и тонко создает новое пространство смыслов и сознательно формирует то, что в психологии называется «якорь» - идею о благородных черкесах, когда-то в 19 веке переживших трагедию изгнания, но сегодня органично и прагматично вписанных в новое пространство рынка, частной инициативы и ответственности за сохранения традиций..

Рассказ Айсы Ачмизова...

После Ачмизова аналоги его двора стали появляться у многих. Торговля сеттингом — условным игровым пространством – принесла шапсугам  плоды. Добротные дома, по нескольку машин в каждом дворе, хорошие московские, ростовские и краснодарские вузы для детей – это в том числе результат инициатив тех, кто оказался способен ответить на вызовы рынка.

 Как сказала мне одна из женщин, придумавших в своем дворе кунацкую для гостей, только тот, кто ленив и не хочет работать и «крутиться», будет бесконечно жаловаться и ждать грантовой поддержки.

 Моя собеседница, будучи уже немолодой, начала с нуля, и вскоре ее бизнес стал семейным – в черкесской кунацкой за чаепитием или бокалом вина туристам предлагается рассказ о героическом прошлом. Она видит в своей работе еще и просветительскую миссию – численность  шапсугов, насчитывающих в 19 веке 300 тысяч человек, когда-то самого многочисленного черкесского субэтноса, сейчас составляет 10 тыс., и хозяйка считает, что должна рассказать гостям как можно больше об истории своего народа.

 Есть еще один знаменитый этнографический комплекс в Большом Кичмае, куда мы и приехали вместе с гостями «Кунаков». 

Традиционный черкесский танец "Кафа" пользуется популярностью у зрителей

Он действительно дает возможность зарабатывать, развиваться, создавать новые рабочие места. Вечерняя танцевальная программа с черкесскими и абхазскими танцами, традиционная черкесская еда «щипс – пастэ», имитация кавказских тостов, специально заточенных под стереотипы нетребовательного в это время года, зимой, туриста – все это вполне покупается. И, судя по мгновенно всплывающим над залом десяткам мобильников со светящимися экранами, очень нравится…

Но все же некоторые вещи удручают и наводят на грустные размышления – во всем этом есть явный риск, что вместе с  желанием угодить туристу уйдет (мне кажется, уже уходит) что-то главное, что определяет качество черкесской культуры. И когда-то высокая планка, которая выдерживалась, например, в советских фольклорных коллективах и выдерживается профессиональными артистами и сейчас, опустится до уровня третьесортного ресторанного шоу. Культура станет эрзац-культурой, карета превратится в тыкву, а золото - в черепки…

Пошловатые  тосты тамады, размахивающего шапсугским фундуковым знаменем, украшенным нехарактерными для черкесов ярко-розовыми, ярко-зелеными и оранжевыми поролонновыми бубонами, и шутки на грани фола по поводу тещи и мужчин, которые верны своим женам и своим любовницам – это «звоночки» такой возможной деградации… Так когда-то могущественные джегуако ( распорядители торжеств) теряли свое искусство и превращались в странствующих жонглеров. Об этом писал черкесский просветитель и журналист Адильгирей Кешев и было это сто лет назад…

эксклюзивные фото Анзора Нибо, главного редактора газеты "Шапсугия".

04.01.2012 в 11:58sult

Да ладно, есть спрос - будет и предложение. Академические фольклорные ансамбли - отдельно, ресторанные шоу - отдельно. И это нормально.

11.01.2012 в 11:00don pedro

Пошлость есть пошлость, как ее не называй: можно "этнотуризмом".

Спасибо за статью.

11.01.2012 в 21:04Tamurys

Этнотуризм - хорошее подспорье в гармонизации межнациональных отношений. Да и задействованным в нем не позволит забыть свою культуру (гостеприимтство, приготовления пищи и т.п.).

02.01.2012 в 00:38АЛИК

И всё таки Наима, с Новым годом! Успехов вам в вашей творческой и интересной деятельности!

01.01.2012 в 17:23mia

))))))) 

02.01.2012 в 14:47Наима Нефляшева

АЛИК, поздравляю и Вас с Новым годом) здоровья, душевного комфорта и успешных новых проектов на работе)

02.01.2012 в 15:28abadzex

во время одной нашей поездки по шапсугским селениям (2009), заехали в долину Шахе и побывали в Шэхэк1эишху. Мы тогда не смогли определить свое отношение к увиденному. С одной стороны наш гид Аслан Гвашев был горд за то, что его односельчане имеют возможность демонстрировать туристам "что-то из этнической культуры", и оно было в общем-то похоже, но и с другой стороны это не соответствовало тем стандартам, что хотелось бы преподнести "миру". Будучи в курсе специфики этнотуризма на побережье, покойный Аслан Ципинов тогда риторически заметил: "нет, мы должны пойти другим путем", но его уже заразила его мысль о необходимости создания черкесской этнодеревни. Был составлен проект. Было получено обещание высокопоставленных лиц в реализации этого проекта. Даже был выбран участок земли... Помимо всего прочего (финансового, например) фактор человеческой самоорганизации, действительно, немаловажен. но в равнинных условиях, когда туриста возможно привлечь только чем то исключительным, Шапсугия и Убыхия привлекательны естественным природным ландшафтом, на котором возможно поиграть в "культурное домино", создание этнодеревни возможно только (на первых порах) в том случае когда самопроигрывается "этнопродукт", т.е. показывают, но не приглашают к участию покупателей, туристов. Предполагается, что реакция зрителей и толкает "игрока на сцене" к самоорганизации - он в дальнейшем ищет возможность преподнести свой "товар" как можно в лучшем свете, и, конечно же, решает вопрос связанный и с последующим поэтапным погружением. И еще. Основной механизм успеха проекта этнодеревня в ее научной обоснованности. а факторы актуальности и значимости в исследованиях никем не отменялись. Бизнес бизнесом, но лицо народа в бизнесе тоже нужно оберегать. Весьма успешный тому пример - этнодеревня "Атамань", где каждый объект финансируется тем или иным муниципалитетом Краснодарского Края, а мы это обстоятельство даже не затрагиваем... Хорошая статья!

02.01.2012 в 14:59О.М.

 

На мой взгляд, этнотуризм на Кавказе (если сейчас не говорить уже о набившей оскомину и сохраняющейся "напряженной" обстановке-будем считать ее нет) сфера малоизведанная, а потому и может быть неправильно поданная. Во-первых, конечно, поедут определенные группы людей (я их могу назвать экстрималы в какой-то мере, потому что сама в жизни не смогу жить вне сервиса и комфорта на отдыхе). Во-вторых, местные не должны превращаться в "обслугу" , хотя гость -это почетный человек. Могут понять неправильно: раз меня так обхаживают-я "белый человек", а они-аборигены. Принимающая сторона должна быть мало-мальски информирована, что в данном случае турист-это человек, который на время принимает образ жизни местных, а не глазеет по окрестностям, пьет до опупения и, извините, жрет. Люди вливаются в быт хозяев, получая при этом информацию поведенческую, узнают об истории обычаев и быта. Вот именно, бизнес может перекрыть смысловую нагрузку этнотуризма и верх возьмет китч. Поэтому нужно сначала "образовываться" местным в этой сфере туризма, чтобы не потеряв своего достоинства, красиво преподнести колорит Кавказа и его традиционную  культуру.

02.01.2012 в 15:05Аслан Бешто

 Если честно, я несколько лет назад был в Большом Кичмае на закрытии сезона этнотуризма. Там местный парень сделал китч под названием "В гостях у черкесов". Так вот, мои впечатления были очень противоречивы. С одной стороны хорошо, что этот парень даёт заработать многим односельчанам...С другой-потеха для пьяного быдла, многие из которых уже не помнили, как их зовут...Короче, я так и не сформировал мнение по этому поводу пока...

02.01.2012 в 18:189_volk

дело хороше, но тут главное не скатиться в пошлость кокошников-косовороток, медведей с балалайкой. в определенном смысле, не надо предъявлять туристу то, чего он уже ждет. нельзя перебарщивать, не следует традицию и корни выставлять на абсолютный экспорт. иначе это похоже на самораспродажу. хотя многое зависит и от качества самих "туристов"

ну про эту проблему александр гельевич дугин подробно рассказал - http://www.youtube.com/watch?v=S9zKBk6NfQQ

03.01.2012 в 14:57anastasia-mit

У меня сложилось однозначно отрицательное отношение к этнотуризму. Я по доброй воле никогда не участвую в таких мероприятиях - только если приходится в составе организованных групп передвигаться. Этнотуризм развращает обе стороны - и потребителя, и поставщика услуг. Профессиональный фольклор, театрализованные представления, этнографические музеи под открытым небом - более честные варианты, и безвредные.

03.01.2012 в 14:15Western

В любом случае, этнот уризм должен быть хотя бы чуть-чуть адаптирован для российского туриста. Немного истории, больше традиций и еще больше угощений. Путь к сердцу туриста лежит через развлечения и угощения. Иначе он просто будет шокирован, увидев на "исконно русской земле" каки то дикарей в папахах, размахивающих палкой и балакающих непонятные слова на бусурманском наречии.... А так все ясно - приехал цирк с этническим грузинским уклоном.

20.01.2012 в 12:42don pedro

Учиться этнотуризму надо в Европе, в той же Италии.