Отцы и дети. Строгие правила или вольный режим?

11 февраля 2012, 22:28

У осетинского писателя Коста Хетагурова есть этнографический очерк «Особа».  В нем он описывает случай, якобы произошедший в его семье, но на самом деле это предание бытует на всем Северном Кавказе.

Как-то ребенок, играя на крыше дома, очутился на самом краю и стал падать. Стоявший рядом отец посчитал неприличным суетиться, звать на помощь, кричать; он, сохраняя выдержку, только лишь наступил на подол детской рубахи, чтобы удержать сына до тех пор, пока на помощь не прибежали соседи.

Действительно, еще европейцы, побывавшие на Кавказе в XVIII-XIX веках, писали, что отношение мужчин на Северном Кавказе к своим детям, особенно к сыновьям отличается своеобразием. Дистанция, сдержанность, даже внешняя холодность  - не берут на руки, не называют «ласковыми словами», не участвуют в детских играх, не хвалят…

Землемер Н. Тульчинский, работавший на Кавказе в XIX-начале ХХ века, писал о балкарских отцах, что они «ни в каком случае не подадут руки помощи своим детям даже тогда, когда им грозит опасность гибели или увечья; в этом случае они ограничиваются громким призывом на помощь жены или других женщин».

У восточных черкесов «отец, особенно молодой, при старших никогда бы не взял своего ребенка на руки, не стал бы о нем говорить или же как-нибудь иначе проявлять свои отцовские чувства», - пишут известные этнографы А.И. Мусукаев и А.И. Першиц.

Советские этнографы, говоря о преобразованиях горского быта в СССР, отмечали, что Великая Отечественная война кардинально повлияла на  психологию кавказских мужчин.

Не поленюсь и процитирую довольно длинную выдержку из книги «Культура и быт народов Северного Кавказа» (1968): «Если раньше служба в армии была одним из каналов культурного взаимовлияния народов СССР и способствовала общему интеллектуальному и моральному росту призывников, то теперь, когда кавказские мужчины… прошли через интернациональное горнило армейской службы, действие этих процессов усилилось и явилось существенным фактором отмирания устаревших взглядов и обычаев… Во многих семьях произошло смягчение домостроевских порядков».

В 1960-е на Северном Кавказе отцы, особенно в аулах, по-прежнему стеснялись брать ребенка на руки, гулять с ним на улице, но уже в 1970-х гг. новые кавказские горожане стали гулять со своими сыновьями в парках, провожать во Дворцы пионеров, встречать из школы и т.д.

Однако эти отношения были далеки от того, что называется «сюсюканьем»;  хвалить своего ребенка, вообще говорить о нем  считалось неприличным.  Даже совсем маленьких мальчиков приучали вести себя, как взрослых мужчин, уже в маленьком возрасте выстраивая перед мальчиком границу, которая отделяла его от мира девчачьих слов и девчачьих игр.   

Как сегодня складываются отношения отцов и детей? Что осуждается? А что из того, что осуждалось еще 10 лет назад, уже воспринимается как норма?

 

Девочки, в отличие от мальчиков, на Северном Кавказе - абсолютная сфера влияния матери.

Э. Спенсер. Глава черкесской фамилии с семьей. 1838 год

Среди моих собеседников – молодые женщины и мужчины с Северного Кавказа в возрасте от 28-45 лет. Из наших диалогов ясно, что отношение к ребенку на людях и отношения внутри семьи – это разные вещи. Также очевидно, что к сыновьям молодые папы более требовательны, чем к дочерям.

Мой друг Нальбий из Майкопа даже сказал, что сейчас мужчины более консервативны, больше держатся за традиции, а женщины стали чуть ли не основными агентами нововведений.

Зураб: «Для меня  вопрос взаимоотношений с сыном очень острый. В последнее время держать ребенка на руках и нянчиться с ним уже не зазорно, на этом настаивают старшие. Лично я, признаться, вообще не испытываю желание играть со своим ребенком, и считаю это неприличным делать на людях. Постоянно получаю упреки от своей матери своей и своего сына, что не играю с дитем. Мол, ты относишься к нему, как к чужому. Скажем так, таких, как я, и тех, кто сюсюкается с попустительства старших, 50 на 50».

Заур: "На людях у моего брата более строгое, холодное отношение к сыну, тогда как дочку они и на руки берет, и чуть-чуть повозиться может. А дома, мне кажется, он шалости прощает больше сыну, чем дочке».

Марианна: « Молодые люди сейчас очень редко скрывают свои чувства по отношению к детям и это уже привычно, когда отец носит ребенка на руках. Мой отец, когда дело доходило до меня, забывал обо всем на свете,  за что его очень порицали подружки моей прабабушки (вообще, это было его единственной слабостью, с сыновьями он был более сдержан)».

Азамат: "Меня лично коробит, когда при мне здоровый мужик сюсюкает со своим чадом и бегает за ним, готовый выполнить любое его желание. Но тут, наверное, нужно различать поведение на людях и в семье. Хотя, я и в семье не приветствую».

Мадин, живет в Австралии,  вспомнил случай из своего  детства: «В ауле у деда по матери сидит мой отец, о чем-то разговаривает. Мне было что-то лет 6 или 7, точно не помню. Так вот,  я подхожу к отцу и пытаюсь забраться к нему на колени. Мой дед среагировал мгновенно – мухобойка, которая была у него в руках, в шутку несколько раз опустилась на мою голову и плечи. Дед с криками -  "Ты что, не мужчина,  что ли к отцу на колени садиться, да и еще при людях" - выгнал меня из комнаты. Честно говоря, для меня это был шок. Дед, который меня любил, все время совал то конфеты, то деньги в карман, и вдруг так обошелся со мной. Сейчас я, конечно,  понимаю, но тогда....»  

Халимат, живет в Москве: «С нами, со мной  и моими сестрами и братьями на людях никогда не сюсюкались. Мне кажется, когда отец берет на руки младенца и укачивает, пусть даже на людях, это одно, а когда потакает уже многое понимающему 2-3 -летнему ребенку, это уже другое. Вот ко второму случаю я отрицательно отношусь».

Алим, живет в США: «Нас отец никогда на руки не брал при людях. Еще помню, как он с детства учил нас, детей, как правильно идти со старшими (с какой стороны, когда двое, и с какой - когда трое), как правильно здороваться, и куча всякого старого этикета, который многие уже не соблюдают. От моего слова доброго в адрес детей было не услышать: ни один на один, ни, естественно, при людях.

Если кто-то похвалит меня при нем, он обязательно скажет что-то типа: "этот лоботряс? чего его хвалить? ругать его надо!"

Но, конечно, он нас всех очень любит, только не показывает. Благодаря отцу я выучил все эти правила на всю жизнь. Сам я грешен, беру годовалого сына на руки при людях, но и живу в ином культурном окружении, где бы меня просто сочли извергом, если бы я применял традиционные черкесские методы».

Аледжуко: « Я старался при своих родителях не проявлять чувств к своему сыну. В семье я, конечно, играю с ним. Но для меня важно – какая игра. Это серьезный и основной вопрос. Я придумываю для своего сына сказки, в которых он – главный герой, он совершает походы за тридевять земель, помогает слабым, освобождает пленных.

Я хочу, чтобы через такие сказки мой сын учился сопереживать, быть щедрым, делиться с людьми, даже если это последний кусок хлеба. И в конце сказки я говорю: «И теперь все люди узнали, какой оказался смелый и добрый человек…  и называю сына по имени-фамилии». Чтобы он понимал с детства, что по его поступкам будут судить обо всей нашей большой семье».

Арсен:  «Со своим ребенком я не мог быть похож на отца... У меня дочка как никак,  сына пока нет. Считаю, что к сыну надо относиться строго, как мой отец, но где-нибудь, когда окажешься с ним один на один, например, в поле ,у моря, в пути, надо быть с сыном, как с другом. С дочками быть строгим не обещаю».

Аслан: «На людях, конечно, я не вожусь с дочкой, но дома у себя, а не у родителей, позволяю себе с ней играть, уж больно трудно противостоять дочке. Сыну было бы легче противостоять наверно, не знаю»

Закончу самой пронзительной историей. Ее рассказала мне Анжела из Черкесска: «На поминках наны (бабушки-НН) папа читал Коран, он читал его в оригинале и так красиво... Когда почти все разошлись и остались лишь самые близкие, я стала папу целовать и говорить, что он красиво читал Коран.  Тетка меня стала ругать, мол, неприлично проявлять свои чувства на людях. Я ответила: "Папе за 70 , если сейчас не буду проявлять свою любовь, когда я это сделаю ?". Папа меня обнял и поцеловал... через полгода его не стало...». 

 

11.02.2012 в 22:55berzek

помню когда маленький шел в ауле с дедушкой по улице и хотял взять его за руку у меня это не получилось)) а вцелом смягчение не одобряю

12.02.2012 в 15:49Western

Спасибо, Наима! Суперинтересно! Я и не задумывался об этой теме. И теперь просто не знаю, как надо поступать в таких случаях, как вести себя с детьми. Задело.

12.02.2012 в 20:12Наима Нефляшева

berzek, а почему Вы не одобряете, что публичные отношения между отцом и сыном стали более теплыми?

12.02.2012 в 20:15Наима Нефляшева

АЛИК, здравствуйте! Неужели это реальная история? Может быть, это фольклор? Ведь были же истории в фольклоре всех кавказских народов о том, как стариков бросали со скалы - это же истории, за которыми не стоит искать реальных фактов, это истории, которые сочинялись в назидание. Типа - "вот что будет, если будете отказываться от мудрых стариков".

15.02.2012 в 05:59don pedro

Я папой не ел, с гостями он меня не сажал.

Стоять в своем присутсвии правда не заставлял, но и на коленки не брал.

14.02.2012 в 21:14SULTANA

Перед глазами картинка...По улице Майкопа идет очень колоритный пожилой мужчина, а за руки ведет двух очаровательных внучек, с обожанием на них смотрит и все громко читают стихи)) Было очень трогательно и приятно смотреть на них....Это был знаменитый Ю.К.Намитоков и его внучки Наима и Индира))

Спасибо, Вам Наима, за очень интересный материал, с огромным удовольствием всегда читаю.

15.02.2012 в 14:17Наима Нефляшева

SULTANA, мы, кажется. с Вами знакомы... Да, мы с нашим дедушкой часто ходили кормить голубей на площадь Ленина

15.02.2012 в 15:49Gor

Очень интересный пост, спасибо автору!

15.02.2012 в 21:43Мисост

Наима, прошу прощение за нескромность, без тени возношения над другими этносами Кавказа, но тебе как ученому вопрос: не кажется ли тебе, что у осетин лучше сохранилась этнопедогока за счет сохранения обрядового цикла, застольного (похоронного, свадебного), например, меня специалиста, к.н. только так гоняли в процессе подготовки к столу, разделай, приниси, ит.д., это очень быстро формирует полушание старшим, навыки, представь, ушел представитель фамилии, подготовка к похоронам, одну ночь кто-то из мужчин обязан остаться в доме этой семьи, потом режут быка, потом все садятся за стол, тут тоже младшие обязаны услуживать старшим, потом три пятницы, тоже самое, потом 40 дней, потом бадантае после Нового года, день поминовения, потом год, и конечно язык сохранился только за счет обрядов? 

16.02.2012 в 17:45Наима Нефляшева

Мисост, правильно ли я Вас поняла - по-вашему, чем устойчивее сохраняется обрядность, тем лучше ребенок усваивает навыки и обычаи, принятые в этой куультуре? Возможно, Вы и правы, но сегодня мир стал мобильным, открытым, люди не сидят на месте, скорости изменились, так что сохранить в чистом виде обрядность все равно не удасться...Возможно, изменения в обрядности будут не столько заметны, но то, что они будут - это очевидно

12.02.2012 в 02:29АЛИК

Наима здравствуйте! Мало того, у осетин не принято невесткам при свёкре не то что сюсюкаться, но и брать на руки своих детей. Пожилая мать моего друга рассказывала давнюю историю, как её родственница будучи молодой невесткой, когда её маленький сын полез во дворе в костёр не посмела при слепом свёкре взять его на руки а побежала в дом за помощью. В итоге ребёнок погиб. Она при этом хвалила ту невестку, мол насколько раньше женщины были порядочнее.

12.02.2012 в 20:18Наима Нефляшева

Да уж, Western, у Вас будет повод призадуматься. Я думаю, Вам надо поступать с детьми также, как в свое время с Вами поступал Ваш отец. Это лучший и бесценный опыт.

16.02.2012 в 09:20Мира

Вы затронули очень важную тему! Действительно, воспитание ребенка, а затем и взрослого происходит в семье и - шире- в социуме. И эти прекрасные обычаи осетин, о которых Вы пишете, присутствуют в полной мере и у адыгов. Думаю (не специалист в этом вопросе), что у других кавказских народов также. Упомянутый здесь Ю.К. Намитоков (Султана, спасибо!) - один из основоположников адыгской этнопедагогики как науки.

15.02.2012 в 21:33Мисост

Считаю, что надо продолжать воспитывать в духе нашей нашей этнопедогогики, не нужны нам новшества! Вы даже себе не представляете насколько ужасная система воспитания скажем среднемосковская, просто делает из мальчика калеку (да из девочки тоже), даже в полной семьи (не беру в пример общероссийскую тенденцию с матерью одиночкой), микс из гиперопеки и подавления помноженные на равнодушие и закинутость, казалось бы противоречивые категории, отнюдь, первое выражается в постоянном давлении в плане учебы, зубрежка, контроль оценок, эти репититоры, ит.д., никакого физического развития, никакой работы по дому мужской, либо заставляют делать женскую, самому себе стирать, убирать, утюканость короче, с другой безразличие к внутренней жизни ребенка, осюда эмы, готы, детские самоубийства!