Послевоенное время, вторая половина 1940-х -1950-е гг., несмотря на экономические трудности, - период появления новых типов жилья. В это время было не до архитектурных изысков, главная задача – восстановить разрушенное на войне жилье и как можно скорее расселить людей. Сотни трех-, четырех- и пятиэтажных домов, появившихся на Северном Кавказе в эти годы, - новая деталь городского пейзажа.
В городах появляются здания псевдоклассического типа – как когда-то резиденции наместников на окраинах Российской империи, они символизировали незыблемость нового политического и социального порядка. В таком стиле в 1950-60-е годы были построены, например, «Дом связи» и гостиница «Майкоп» в Майкопе, квартал «Герхожан» в Тырныаузе, университетский квартал в Нальчике и др.
"Дом связи" в Майкопе был построен в 1950-е гг.
В аулах тоже строили административные здания такого типа – вдруг на фоне скромных саманных домиков произрастал помпезный сельсовет или дом культуры.
Кинотеатр "Октябрь" в Майкопе построен в псевдоклассическом стиле
Однако такое строительство обходилось дорого, в конце 1950-начале 1960-х появляется установка на строительство дешевого типового жилья. Типизация и стандартизация советского быта проявляется и строительстве жилых домов – в Москве и Ленинграде разрабатываются типовые проекты, по которым возводят жилье в Грозном, Нальчике, Майкопе, Черкесске, Тырныаузе. Новое жилье в кавказских городах лишено всякой индивидуальности.
В первой половине 1960-х появляется такое явление, как генеральный план развития того или иного города. Незаселенные городские территории застраивались жилыми районами с обязательным «боекомплектом» – торговый центр, кинотеатр, парк, клуб, стадион, школа, детский садик и т.д.
В 1965 году на Северном Кавказе появляется первая высотка – в пригороде Нальчика Долинске был построен 8-этажный пансионат. Вскоре в северокавказских городах появляются водопровод, канализация, центральное отопление, асфальт на улицах, цветники клумбы. Все это вплоть до 1980-х гг. для жителей аулов было недостижимым уровнем роскоши и комфорта.
Однако облик села тоже меняется – в селах и аулах выравниваются улицы, вдоль центральных дорог высаживаются деревья, появляются аптеки, парикмахерские, кинотеатры, книжные и хозяйственные магазины. В больших селах проводят водопровод и канализацию.
В 1960-е годы появляются новые детали в сельских домах – веранда и терраса становятся архитектурными новинками, обычно они пристраивались к средней части фасада.
Люди массово переходят к жилищу квадратного плана, дома в основном строятся из саманного кирпича, только на западном Кавказе – из дерева.
Появляются такие новые детали домов, как литой фундамент, окна из стекла, деревянные полы и потолки, крыша покрывается черепицей и фабричным листовым шифером.
В доме обычно 3-4 комнаты, которые впервые соединяются между собой внутренними дверями – тогда как в старом варианте дом был вытянутым в плане, и каждое жилое помещение в доме имело свой выход наружу.
Кухня и гостиная (кунацкая) теперь располагаются внутри дома, но не имеют между собой сообщения.
Открытый очаг с трубой-дымарем, с которым была связана целая эпоха и семейные традиции, сказки у очага и совместная трапеза, окончательно уходит. Вместо него появилась кирпичная печь, которая отапливала сразу все комнаты.
В интерьере горского жилища в 1960-е царит покупная мебель. Мебельный гарнитур считался невообразимой роскошью. Обстановка кунацкой типична – зеркало-трюмо, кровать, стулья, стол, этажерки с книгами, радиоприемник. На стенах – вместо развешанного сто лет назад оружия и черкесок – ковры. Ковры, кстати, начнут снимать со стен и использовать по прямому назначению только в 1990-е годы.
На стенах появляются портреты членов семьи. Культура семейной фотографии на Кавказе – отдельная тема. Может быть, в будущем я об этом напишу…
Окна, как и двери между смежными комнатами, стало принято занавешивать – ситцевыми и гобеленовыми занавесками. Пол кунацкой красят красно-коричневой краской, а стены тщательно белят.
В остальных комнатах обстановка поскромнее – две-три кровати, платяной шкаф, недорогие ковры. Число кроватей в доме превышает число членов семьи – это правило незыблемо и остается таким вплоть до сегодняшнего дня. В 1960-е появляется новый атрибут – цветы на подоконниках.
В кавказском доме вплоть до середины 1980-х сохраняется летняя кухня с земляными полами. Такие полы тщательно подметаются и взбрызгиваются водой. Отличительная деталь кавказской кухни – наличие одной-двух железных кроватей.
В 1960-х окончательно закрепляются как деталь жилища ставни и наличники. Их обычно красят синей краской. Сочетание синего (ставни) и белого (белили дома и снаружи) - цветовая гамма, типичная для сельского жилья в 1960-е гг.
Практически уходит в прошлое старая традиция строить дом задней стороной к улице – фасад новых домов строится лицом к улице.
Об интерьере 1980-х, о таком стихийном бедствии, как евроремонт, в 1990-е, о садиках с керамическими утками и прудиками, об огромных, уходящих в бесконечность, заборах как показателях достатка и престижа, о «ее величестве» лестнице, соединяющей этажи в современном кавказском доме, о моде на минимализм – читайте дальше.
комментарий на фб:
Хорошая статья, все прям как в ауле, синие ставни, красно-коричневые полы, отбеленные стены))))) класс
Жуткое время для традиционного быта: в городах типа Нальчика черкесов почти не прописывали - туда завозили русских. Колхозникам еще не выдали паспорта и только начинали давать деньги вместо натуры. быт убогий, нищий, послевоенный. Мужчин не хватает. Мрак.
Спасибо Вам за статью Наима Нефляшева, было интересно почитать, об интерьере середины прошлого века наших предков, ждем эпоху новую... Увлекательное путешествие... Было что вспомнить из остатков того времени, и по сей день дают нам знать -))
Не знала, что была "традиция строить дом задней стороной к улице" – но обратила внимание, когда была в Кабарде, что там часто встречается такая архитектура: дом своей сплошной каменной стеной включается в забор и представляет с ним единое целое. Такого у нас в Адыгее нет.
комментарий на фб:
После второй мировой у нас в Бесленее была открыта артель инвалидов, кроме всяких веников-корзин, основной продукцией которой было подсолнечное масло. В конце 50-х освоили производство олифы и масляной краски с использованием натуральных пигментов - охры и сурика. Краску производили до конца 60-х. И по рассказам старших, весь аул у нас был двухцветный. Все двери, карнизы крыш, наличники, ворота были или красного или желтого цвета)
Наима, мне кажется окна из стекла появились на Кавказе ещё до войны...
marinasogma, Вы абсолютно правы. Они пояивлись в домах богатых людей в имперское время. Я писала в этои в первом посте этого цикла. В 1950-е окна из стекла распространяются повсеместно и перстают восприниматься как инновация. Я это имела в виду. Возможно, стилистически это не удалось донести...