Связанные одной цепью... Кризис института большой семьи

04 апреля 2012, 21:01

О том, что институт семьи меняется, говорит многое – люди не только отдаляются друг от друга в силу занятости, суеты и больших расстояний… Изменяется  социальный контекст, в котором родственные связи могут поддерживаться без особых проблем.. Уходят старшие рода, люди – легенды, почти что герои нартских сказаний, одно слово или взгляд которых были способны и прекратить мелочные распри, и остудить пыл разгоряченной молодежи…

Заменить их, как правило, некем. Неслучайно я не раз слышала от образованных людей на Кавказе ссылку на фразу известного русского поэта: «Какие рухнули дубы, какие карлики поднялись».  Сегодня чаще всего люди тянутся к тому родственнику, который обладает возможностями для их социального продвижения – или материальными, или административными. И милые посиделки вокруг родового очага, что греха таить, сводятся к формальному минимуму или к ритуальной обязанности в праздники…

Лариса : «К большому моему сожалению, не всегда  удается поддерживать искренне общение. Очень тяжело стучаться в закрытую дверь, в конце концов, это надоедает. В некоторых случаях родственные связи постепенно заменяются деловыми. Часть родственников вследствие определенных причин общаются только с равными себе по достатку. Я испытала это на себе. Своих детей учу, что родственников не выбирают по карману».

Талустан Кертов: «Не считаю, что институт старшего в роду исчезает, но он безусловно, меняется… По своему роду я этого сказать не могу, но если смотреть на соседей и родственников разной близости родства,  подчиненность младшего старшим сходит на нет. Причем основные функции (совещательная и рекомендательная),  которые в некоторых родах и выполняли старшие,  уходит совсем. С нами это не так; не знаю хорошо это или плохо - это так есть и всё ... Старшие рода Чэрты правят железной рукой, начиная от старших братьев и отцов семейств и заканчивая старшими рода ». 

Алибек: «К сожалению, на родственные связи стало сильно влиять богатство родственников. Часть бедных начинают "подлизываться" к богатым, другие же проявляют какую-то непонятную гордость, типа мы и без них что-то из себя представляем.

Помню похороны в Баксане. Когда всех рассаживали, чтобы покормить, отдельно поставили стол и никого туда не пускали. Я спросил,  почему людей не сажают за этот стол, они уже не помещаются,  сидят в тесноте. Мне одна сноха ответила: «Это для Толика и его братьев». Я понял,  что совсем не в контексте происходящего, и промолчал...

Кроме выгоды, люди мало что ищут в родстве, никто не посещает мудрого старшего, зато посещают того, кто может чем-то помочь, или его родителей. На похороны бедняка приходят ближайшие родственники, а на похоронах у богатого все три дня полный двор....При таком раскладе о каком институте рода может идти речь?  Просто кое- кому это не нужно, "лишние" родственники не нужны....всем придется помогать.  Получается, что  институт большой семьи все еще существует, дышит, но он многим навязан, для многих это оковы, которые они при возможности скидывают с себя....»

Алибек сказал правду, о которой мы пытаемся умолчать, таким образом, цепляясь за память о мифическом «золотом веке», когда родственники были бескорыстны, а родственные связи крепки и незыблемы..

С  другой стороны, пока есть хотя бы один человек, который ухаживает за родовым грушевым деревом, сидит в архивах, ищет родню в Сети, открывает свой дом новому брату или сестре, есть надежда, что тема родственных связей на Кавказе не отойдет в область легенд и мифов…

 Пока люди ищут друг друга в разных странах и радуются встрече, институт большой семьи будет жить..Встреча представителей абхазского рода Ажиба в Турции. Лето 2011 г. 


 Фото размещены на фб в группе "За возвращение махаджиров!"

07.04.2012 в 02:10Dgulat1

Воспевание родовых отношений говорит о неготовности образованных людей , в большинстве именно адыгов, воспринимать современную жизнь своего народа и не могут предложить своему народу больше ничего. Ни у кого больше на Западном Кавказе, ни у карачаевцев и балкарцев, ни тем более у осетин, не ведутся разговоры на эту тему, не собирают, по-крайней мере, такое количество родовых встреч. Эти народы развивают национальное сознание опираясь на более общие духовные ценности. Все это говорит только о нашей отсталости в области общенародного самосознания, которое расползается на родовое и тормозит первое.

Т.е. у наших соседних народов отношения строятся от своей семьи и близких родственников, потом идет родня не дальше троюродных, затем община, село или небольшой город, как часть уже большего- народа.

  У адыгов же за семьей идет родня, сперва близкая, затем далекая вплоть до 7-8 колен, минуя всякие общины, которая часто живет в других районах и городах и на этом и заканчивается.  Человок воспринимает себя в первую очередь как часть рода, а не частью более крупного и сложного образования как народ.

В сельской жизни эта деревенская идиллия, в глазах городской родни, еще возможно живет, подменяя общинные отношения. В итоге даже в рамках большого села нет никого, хотя бы небольшого общинного самоуправления.

Корни этого самосознания растут из влияния такой кочевой культуры, как Ногайская орда, чье существование в течении долгого времени отразилось на адыгах, т.к. мы были между этим степным народом и остальным Кавказом.

Не зря у казахов, частью которой и была орда, существуют точно такие же понтия родства и даже такие же слова как нэмыс и нэсып.

Именно поэтому вы не найдете такой институт, который по-русски называется родом, а по-кабардински лъэпкъ,также и у дагестанских народов.  Но в кабардинском это слово (лъэпкъ)означает и народ, отсюда, возможно,у адыгов еще большое смешение родового сознания и народного.

 И если в советское время эта идиллия еще подпитывалась общей уравниловкой и действительно экономической поодержкой со стороны

государства, то теперь этим институтом, наполовину выдуманным, могут себе позволить заниматься далеко не все даже материально обеспеченные люди.

В конце еще хотел заметить, что вы, по-моему, еще смешали в своих статьях понятия рода, как принято у адыгов до седьмого колена, и понятие большой семьи, в рамках которой проживают близкие родственники нескольких поколений. И как часто бывает с адыгейцами, воспринимаете остальной северный Кавказ, может из-за кабардинцев, схожими во всем с адыгами, но это далеко не так. А Дагестан в особенности.

07.04.2012 в 18:02Наима Нефляшева

Разместила Ваш, Dgulat1комментарий на своей страничке в фейсбуке и вот как на него отреагировали люди:

"категорически не согласен,как раз таки балкарцы и карачаевцы ничуть не меньше держатся за свои родовые обьеденения,осетины тоже не отстают...вообще какой то субьективный мониторинг.....а помимо лъэпкъ еще есть понятия л1акъуэ,благъэ,1ыхьлы,унэкъуэщ...так что ничего у нас не путается..."

10.04.2012 в 12:35Мира

Я вообще заметила, что люди в интернете категоричнее и резче в спорах, чем в реале. Сказываются маски и ники, наверное. Личной ответственности нет. А Ваша реакция понравилась.

18.04.2012 в 22:28гарикбатыр

Наима, привет!

Родственные связи на Кавказе, и внутреннее ощущение принадлежности к роду тормозит только окончательное падение нравов. И совсем не мешает образованным людям интегрироваться   в современный мир!

07.04.2012 в 18:03Наима Нефляшева

"Не очень понял, что хотел сказать Dgulat1, с кем и зачем он нас сравнивал (в Дагестане есть понятие "тухум", о котором он видимо не знает) и пр. Разложение системы внутри которых существует сфера бесплатных услуг (семьи, рода и пр.) конечно бюрократии на пользу - в чем "прогресс" для тех кто в них когда-то состоял... Сложно сказать, тем-более что в этих структурах лучше сохраняется память об ушедших, придавая смысл бытия живущим.

PS Часто возникает такое ощущение, что многие наши испытывают какие-то комплексы перед соседями, не выясненной этимологии. Хотя, скорее всего, в их основе лежат представления что травка на той стороне зеленее (бабла, власти и независимости больше) - это иллюзия".

07.04.2012 в 16:26Наима Нефляшева

Уважаемый Dgulat1, родовые встречи проводят не только адыги, но и потомки семьи Романовых, потомки Льва Толстого и потомки других известных фамилий. Приняты родовые встречи в Шотладии и у басков. По вашей логике, это говорит об их необразованности и неготовности воспринимать современную жизнь? Их общенародное сознание (использую вашу лексику) является отсталым, расползается на родовое и тормозит первое? 

10.04.2012 в 01:09Dgulat1

Тукхум (тюрк. род, порода, потомство) — это союз группы тейпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач — защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум, в отличие от тейпа, не имел официального главы или военачальника (чеч. бяча). Таким образом, тукхум был не столько органом управления, сколько социальной организацией.

Однако дагестанский тухум и нахский тейп отличались не только семейно-брачными традициями, определявшими степень политической мозаичности региона, но и своими социально-политическими функциями. Так, сами дагестанские тухумы не являлись политическими образованиями. Во-первых, тухумы не имели институционализированных органов административного правления. Традиционными политическими единицами в Дагестане являлись не тухумы, а сельские общины (джамааты, от араб. – «общество», «община», «сообщество») и их союзы («вольные общества»). http://www.gazavat.ru/history3.php?rub=19&art=141

Ярким пережитком патриархально-родовой организации являлся лъэпкъ- кабардинская родовая группа. http://virt-circassia.ucoz.com/

Хотел сказать вовсе не про бабло, тем более о дагестанцах знаю, благодаря родне, немало. Комплексы приписывать совершенно незачем. Жаль, что восприняли так негативно, даже высокомерно.

05.04.2012 в 14:32Fatima

Люди всё больше времени проводят в Интернете ,в социальных сетях.Стремительное развитие виртуального социума связано с кризисом традиционных социальных институтов (институт брака,институт семьи и др.)