Охота, в отличие от пастушества, считалась у горцев престижной профессией, занятие охотой с его постоянными рисками столкновения с дикими животными выделяло человека из общей массы общинников.
На Северном Кавказе немало мест, названных в честь охотников. Например, в Абхазии одна местность называется «Место, где охотился Тания. Здесь он убил много туров».
Охотники были людьми авторитетными, и нередко представители горской аристократии привлекали известных охотников в качестве посредников и переговорщиков. Ипостась медиатора – одна из социальных ролей охотника в горском обществе.
Высокий статус профессионального охотника сохранился и в советское время, более того, он приобрел новые смысловые оттенки. В СССР охота была одним из способов развлечений советских партийных боссов – двух-трехдневное совместное времяпрепровождение вдали от аулов и поселков на какое-то время создавало иллюзию замкнутой артели, связанной общей целью. Кроме того, охота сокращала дистанцию между людьми разных социальных уровней, существующую в реальной жизни.
Охотник, включенный в эту систему, таким образом, способствовал коммуникации местной администрации с высокими гостями, получал доступ к миру власти и приобретал у односельчан высокий статус.
Высокий престиж, закрепившийся за охотой, объяснялся тем, что в условиях высокогорья это занятие было сопряжено с риском.
«Если представить себе ту опасность, которой должен подвергаться охотник за турами, сернами, медведями без всякой мысли о выгоде,… то личность абхаза-охотника делается какой-то необъяснимой загадкой», - писал абхазский журналист и общественный деятель 1920-х гг. Симон Басария.
Для русской аристократии охота в кавказских лесах стала любимым развлечением. Правда, это были уже другие традиции, табу и мотивации...
Кубанская охота в присутствии Е. И. В. Вел. Князя Сергея Михайловича. Группа охотников. «Великому князю в этот день тоже сильно повезло. Хотя он и не нашел зубра, зато набрел на спящего оленя и с двадцати ярдов, конечно, легко убил его на месте. Я еще не видел таких красивых оленьих рогов. У них был 21 отросток… Весил этот гигант свыше 52 стоунов (330 кг – Прим. С. С. Манукова, переводчика мемуаров Демидова)». Фото и комментарии предоставлены историком из Адыгеи Самиром Хотко
Охотник, в любой момент готовый отразить натиск оленя, медведя, или вепря приравнивался к мужчине-воину, статус которого был традиционно высок.
Колыбельные песни, которые пели мальчикам, превозносили достоинства метких охотников, в них охотники назывались статными благородными людьми, подобными самым благородным диким животным и птицам.
Вместо традиционного «счастливого пути» вслед охотникам и пастухам произносили «Да милуют тебя горы».
Сдержанность и чувство меры – главные качества, которые община ожидала от охотника. В лесу нельзя было убить больше животных, чем это было достаточно для общины – в противном случае можно навлечь на себя и соплеменников гнев богов, покровителей лесов, охоты и диких животных.
Распределение добычи – конечный результат и финальный аккорд деятельности охотника. В традиции народов Кавказа существовала целая система "правильного" распределения той или иной части убитого на охоте животного между людьми.
«Возвращаясь с добычей, охотник вносил в мир людей из мира природы некий дар, который в силу своей особой ценности считался всеобщим достоянием, о чем говорит система распределения добычи», ‒ замечает этнограф Юрий Ботяков.
«Не дать – нельзя», - говорили сами охотники ученым, разъясняя смысл распределения добычи. Современные охотники, за редким исключением, не знают, какую именно часть туши следует принести в дар, а какую оставить себе, но их высокий статус и представление о них как о людях, приносящих общественную пользу, сохранилось.
Интересно, что ученым, собиравшим полевой материал на Кавказе, ни один респондент не сказал об охотниках ни одного плохого слова.
это противоестественно,убивать ради забавы.хобби(((еще хлатиться этим.
мой сосед признался,что если бы не охотился,то неизвестно,выжила бы его семья во время грузино-осетинского конфликта.он никогда не хвалился своими трофеями,даже стеснялся их.
Человека тянуло на волю, подальше от тесного мирка в котором он вынужден был жить.