Северный Кавказ. Люди топографической периферии. Конокрады и горское общество

23 апреля 2012, 13:29

Конокрадство имеет несколько измерений – это и своего рода профессия, и способ демонстрации своей воинской состоятельности, и часть ритуала инициации для молодых людей. Мужская молодежь в горских обществах обязательно должна была принять участие в краже скота, однако не превращая это в постоянное занятие, источник благосостояния. Таким образом общине демонстрировались  личная состоятельность, удаль и другие навыки. На всем Кавказе перед тем, как жениться, молодой человек должен был украсть коня – и чем дальше будет место, из которого он пригонит своего скакуна, тем выше будет статус молодого человека. «Говорят, что аракульцы (жители села Аракуль Рутульского района Дагестана – НН) прежде не выдавали дочерей замуж за тех, кто не отличился в воровстве», - писал известный советский ученый Леонид Лавров.

В кражах коней принимали участие и представители горской элиты. «В Абхазии занятие конокрадством в последнее время стало почти исключительно привилегией бывшего класса князей и дворян, считающих унизительным для себя заниматься какою бы то ни было работой…Украсть хорошую лошадь и ночью угнать ее за перевал, куда-нибудь к черкесам или в Мегрелию, ‒ это казалось удальством, молодечеством», - цитата из знаменитой книги известного ученого Г.Ф. Чурсина «Материалы по этнографии Абхазии» (книга издана в 1957 г., а полевой материал собирался автором в течение конца XIXв.- 1920-ее гг.).

В глазах населения конокрадство выглядело престижным в том числе и постольку, поскольку было увеселением князей и дворян.

Скотоконокрадство было важным элементом в структуре кровной мести – кража породистого коня, сама по себе наносящая серьезный урон его хозяину, считалась симметричным ответом на оскорбление.

"В ряде случаев население могло с пониманием отнестись к факту кражи скота, если похитителем был абрек, пользовавшийся репутацией народного защитника" (Ю.Ботяков). Афиша фильма "Зелимхан". 

Конокрад, указывает современный питерский этнограф Юрий Ботяков, мог рассчитывать на лояльность общины в трех случаях – если он был молод; если его набег был связан с риском (а риск его убийства хозяевами коня был весьма велик); и, если угоняя скот, он таким образом сводил счеты кровной мести со своим врагом.

В том случае, когда случаи кражи скота становились критическими, общества сами пытались снизить их количество и поставить ситуацию под строгий контроль. Одна из мер – это публичное осуждение. Конокрадов могли вывести на площадь перед всем аулом, стыдить их, а затем приводили к присяге на Коране.

Кража коней у некоторых горцев принимала характер непреодолимой страсти, отказаться от которой они смогли только на склоне лет. У конокрадов была репутация «одержимых людей», что вызывало снисходительное отношение к ним в обществе. «Но видимо это своего рода страсть, хобби, как на охоте», - писал о конокрадах абхазский ученый и политик Симон Басария в 1920-е гг.

Интересные и убедительные предположения о реакции общества на конокрадов сделал Юрий Ботяков. Общество лишь тогда не принимало конокрада, когда кражи становились профессией, т.е. постоянным занятием, приносящим прибыль. Пока добыча конокрада не использовалась для его личного обогащения, а справедливо перераспределялась в общине, община сохраняла лояльность конокраду. Как только принцип перераспределения нарушался, общество реагировало негативно, практически ставя конокрада в положение нерукопожатного человека.

Если конокрад отступал от принятых норм поведения, проявлял жестокость, то его «не считали за человека», старалисьс не сидеть рядом  с ними на свадьбах, могли выгнать из селения.

О людях современной кавказской периферии – в следующем посте… 

  

25.04.2012 в 03:06LeningradSKY

[Комментарий удален модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Дублирование сообщений запрещено Правилами.]

25.04.2012 в 14:26Мира

Интересно. Никогда не слышала, что конокрадство осуждалось. Наиболее адекватным ответом было украсть у "обидчика" и получить таким образом "свое" обратно. И даже "моральную компенсацию" в виде лучшего коня.

01.05.2012 в 15:31don pedro

До революции в Кабарде был такоя известный тип - Ляля Ныров.

Мне с детства нравилось, что суровый абрек носил имя "Ляля" - это так по-черкесски 

23.04.2012 в 22:56Земляк

+1 

Я как потомок 2 канокродов согласен с автором. Не смотря на все асоциальность моих предков я в мельчайших деталях знаком с самыми удачными операциями. Но моя прапрабабушка(жена того абрека) никогда не кормила своих детей тем что ее муж добывал преступным путем.

25.04.2012 в 04:56LeningradSKY

МОДЕРАТОР!!!

Тогда НИКТО не имеет право препятствовать мне пригласить к обсуждению данной темы:

http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/378/posts/11334#comments

Предупреждаю: что в RuNet уже распространяются формы заявлений не только в Генеральную Прокуратуру, но и против СМИ (кем вы являетесь) - и у вас тоже возникнут бАльшие проблемы с тем, что вы прекпятствуете распространению разоблачения ФАШИСТСКИХ, РАСИСТСКИХ, ЭКСТРЕМИСТСКИХ поползновений.

Вы вляпались из-за этого кретина....Не усугубляйте своё положение,- не трите сообщения, а лучше до утра подумайте как на это ПРАВИЛЬНО и БЕЗБОЛЕЗНЕННО отреагировать.

25.04.2012 в 19:54Наима Нефляшева

LeningradSKY , хотя это и флуд, но отвечу вам, что считаю слова Хасавова чистой и отвратительной провокацией. Его никто не уполномачивал говорить от имени мусульман, он не представляет ни одну из мусульманских организаций. Если говорить серьезно, то два исламских ареала в России - поволжский и северокавказский - имеют принципиально разные проблемы, а призывы введения шариатского суда как системы (именно системы - с разработкой законодательных норм, их кодифицированием, введением наказаний по шариату и т.д. ) и попытки замены его судом светским есть покушение на светскость нашего государства.

Есть еще одна вещь, о которой надо сказать в связи с этим сюжетом - почему ни один из достойных образованных мусульман, способных говорить об исламе, о проблемах уммы, никогда не попадает на ТВ? Почему из всех возможных вариантов РЕН-ТВ предпочло именно Хасавова? Он не является ни экспертом, ни ученым, ни публичной фигурой. Это не случайность, а тенденция, потому что образ маргинального и агрессивного мусульманина, как в данном случае с Хасавовым, кому-то удобен - он тиражируется, клонируется, воспроизводится. Это типичная "техника переноса". 

И последнее. Элементы шариатского судопроизводства есть в Дагестане, Чечне и Ингушетии, действует и ФЗ, который называется законом о медиации: люди заключают браки, разводятся, мирятся, решают мелкие бытовые конфликты, делят имущество с участием имама.