Мечеть в ауле Тхагапш

24 мая 2012, 00:21

Мечеть в ауле Тхагапш Лазаревского района Краснодарского края интересна тем, что это не только единственная из сохранившихся в регионе мечетей XIX века, но и единственная мечеть на территории Большого Сочи, находящаяся в 20 км от Сочи.

 Когда-то на месте аула, который покинули его жители, выселенные в Турцию в XIX веке,  размещался 1-ый Кавказский линейный батальон. После ухода батальона в 1890 г. оставшиеся в горах черкесы вернулись и воссоздали Тхагапш, тогда же сюда переселилась и часть аула Лыготх (Красноалександровский).

До 1935 г. аул Тхагапш назывался Божьи Воды. В советскую эпоху, в период всеобщих переименований, аул получил название в честь Сергея Кирова. А в 1993 г. аулу было возвращено черкесское название Тхагапш.

 Несколько лет назад в одном из архивов я работала с документами. по которым можно было восстановить количество мечетей в Кубанской области в тех аулах, где проживали западные черкесы.  В среднем количество мечетей в каждом ауле достигало от 3 до 8, от скромных молитвенных помещений до каменных мечетей, возведенных в своих родных аулах известными меценатами-черкесами в 1890-х гг.

 При каждой мечети складывалось свое мусульманское сообщество – мечеть становилась центром духовной жизни в аулах, здесь обучали детей арабской грамоте и чтению (или запоминанию) Корана.  При некоторых мечетях в начале ХХ в. сложились настоящие школы-медресе с преподаванием географии, математики, черкесского языка на основе арабской грамоты и т.д.

 Мечеть в ауле Тхагапш была построена еще в XIX в. по инициативе черкеса Ачоха Алецука, совершившего хадж  в Мекку. Первая мечеть в ауле была скромной – сделанной из  хвороста и обмазанной глиной. Вскоре на ее месте построили рубленную деревянную мечеть. При мечети работало медресе, куда приезжали учиться жители соседних аулов. Имамом мечети был  Тешев Таль Алиевич.

В 1930 г. мечеть в ауле Тхагапш не избежала участи большинства мечетей в СССР, которые закрывались, переделывались под склады, школы, врачебные кабинеты или разбирались на детали для возведения новых  зданий.  Мечеть была закрыта и использовалась местным колхозом как склад.

 В 2010 г. мечеть в Тхагапше была реконструирована и вновь открыта в день праздника Курман-Байрам.

 В этот же день по совпадению в московской Соборной мечети перед премьер-министром Владимиром Путиным поднимался вопрос о строительстве соборной мечети в Сочи.  

 Еще раньше, 15 июля 2009 г., будучи президентом, Дмитрий Медведев в Соборной мечети Москвы поддержал тему строительства мечети в Сочи:  «Давайте подумаем и о Сочи, конечно, тоже. Это нормально абсолютно». Тогда один из их муфтиев предложил, чтобы на время проведения Олимпиады в Сочи была бы построена временная мечеть. «Зачем строить временную, -  ответил Дмитрий Медведев. - Это неприемлемо, нерационально, нехорошо даже во всех отношениях. Если строить, то, конечно, необходимо строить нормально, на века».

 Поддержали идею с мечетью и сочинские власти в лице вице-мэра Сочи Анатолия Рыкова: «Конституция Российской Федерации гарантирует своим гражданам свободу вероисповедания. И то, что в Сочи нет полноценной мечети, где мусульмане могли бы совершать религиозные обряды, неправильно. Поэтому рассмотрением этого вопроса займемся безотлагательно".

Сегодня, однако, спустя два года, строительство мечети в Сочи так и не началось, а мечеть в Тхагапше восстановлена, и, при всей скромности своего облика, удивительным образом органична ландшафту аула, где сегодня преобладают современные кирпичные добротные дома.

 Мечеть, восстановленная силами энтузиастов, с самого начал стала интернациональным проектом – в ее реконструкции участвовали русские, черкесы, дагестанцы, ингуши, чеченцы, армяне, азербайджанцы, татары, таджики. Имена  Юнуса Едигова, Магамеда Малачиева, Яшара Рзаева, Ильи Качьяна, Адама Иванокова, Шамхана Хаджиева, Муаммера Коблева, Рамазана Сизо  с благодарностью вспоминают жители аула.  

 Руководил строительством черкесский предприниматель из поселка Головинка Аскерби Коблев; именно благодаря его усилиям удалось сохранить аутентичные детали мечети.  За свой собственный счет Аскерби заменил кровлю мечети. 

 Кто знает – возможно, в 2014 г. спортсмены-мусульмане и гости из исламских стран за отсутствием выбора поедут на пятничный намаз именно в аул Тхагапш, в эту скромную аульскую мечеть?  

Мечеть в ауле Тхагапш. Май 2012

Интерьер мечети скромен..

Из-под новых (зеленых) деталей декора видны старые перекрытия

Место для омовения

25.05.2012 в 16:05Valan

Армянская диаспора против?

08.06.2012 в 20:24Kvato

 Увы,  Leх  прав ... Армяне  там хозяевами себя  чувствуют ...  А  ведь  был  период  в 90-е , когда  Адыги  их  "гасили"  ...

30.05.2012 в 18:38Leх

диаспора там все остальные ) армяне там совсем не на правах диаспоры, увы...

25.05.2012 в 00:26miia

слава богу хотя бы такая есть пусть всевышний воздаст в десятикратном размере каждому кто участвовал в востановлении мечети 

24.05.2012 в 23:26Gorec-b-uma

а почему в сочи строить мечеть столько проблематично? типа - город греха и верующим там не место? и почему ближайшая мечеть в 20 км только? странно как-то. 

25.05.2012 в 09:25Наима Нефляшева

Gorec-b-uma, этот вопрос надо задавать тем, от кого зависит строительство мечети. В какой-то мере каждый современный город - город греха и порока, но это не мешает строить в мечети на Кавказе и в Татарстане; не думаю, что тема "греха и порока" была главной, когда вопрос о стройке вдруг сошел на нет, да еще  после указаний первых лиц страны.

26.05.2012 в 23:18miia

конечно вопрос не в этом стоял))) собака зарыта глубже )) 

1- построив мечеть поток исповедующих ислам в этот город в разы увеличиться 

2- армян начнут зажимать 

3- начнется большой кипиш ))

4- лучше говорить и отвечать да и хорошо , чем нет нельзя 

5- любимая тактика кремля ))) 

27.05.2012 в 21:15miia

нет, кремлевская диаспора