Вчера, 2 декабря, в Москве на площади Яузских ворот прошел митинг в поддержку эвакуации сирийских черкесов. Сегодня ситуация в Республике Сирия достигла критической отметки и оценивается экспертами как гражданская война и гуманитарная катастрофа. Мирные средства урегулирования конфликта исчерпаны. В ходе военных действий гибнут мирные жители, старики, женщины и дети, разрушаются населенные пункты. Тысячи людей, лишившись крова, стали беженцами в Турции, Ливане, Иордании, Ираке.
В Сирии проживает 100-120 тыс. черкесская диаспора. На митинге люди, находящиеся постоянно на связи со своими родными, говорили, что положение катастрофично; символом этой катастрофы для меня стала расстрелянная несколько дней назад войсками оппозиции статуя ключевой героини нартского эпоса Сатаней гуаще в черкесском ауле Бир-Аджам, на Голанах. (Сатаней гуаще – центральный женский персонаж нартского эпоса, воплощение духовной красоты и женской мудрости).
Сирийские черкесы практически не имеют возможности выехать на родину: РФ прекращена выдача виз в связи с исчерпанностью квот на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Адыгее и КБР.
Поддержать черкесов пришла абазинская молодежь Москвы
Еще до окончания квоты возможности оформлять и легализовать документы в российских консульских отделах были ограничены - визовые платежи оказывались очень дороги, что особенно сказывалось при переезде семей; было также невозможно, в значительном числе случаев, корректно оформить требуемый российской стороной пакет документов, поскольку многие государственные учреждения в Сирии полностью парализованы.
Наконец, требование лично явиться в российские консульские отделы в городах Дамаск и Алеппо из-за ведущихся по всей стране интенсивных боевых действий опасно для жизни.
Братья-абхазы были рядом...
В пресс-релизе митинга говорится, что «организаторы митинга в Москве рассчитывают, что митинг будет способствовать реализации Закона о соотечественниках в отношении сирийских черкесов, началу процесса гуманитарной помощи и эвакуации сирийских соотечественников, а также упрощению и ускорению официальных процедур получения разрешений на въезд в РФ для лиц, попадающих в эту категорию».
Голосование за резолюцию митинга.
В ряду многих инициатив черкесских общественников с конца 2011 года (обращения к руководству страны, съезд черкесов в Майкопе весной 2012 года, акции по сбору средств помощи, одиночные и массовые пикеты в Майкопе, Нальчике, Москве) митинг можно считать особенным событием и отражением дальнейшего развития и переформатирования черкесского активизма.
3.Организаторами митинга стали «люди из социальных сетей», до 2011 года неизвестные в пространстве черкесского национального движения. Все они молоды и образованны, свободно владеют иностранными языками, успешны в Москве, некоторые из них имеют ученые степени, стабильные адвокатскую и медицинские практики. По характеру и самое главное, по реактивности, своих инициатив они переигрывают целые общественные организации на местах.
4.Средством мобилизации участников стали социальные медиа – через смс люди оповещались о митинге, а через закрытые сообщества отрабатывались инструкции для участников, тематика выступлений и т.д. Там же обсуждались тексты для плакатов и другие нюансы.
5.Митинг показал высокий потенциал самоорганизации участников – ни один из 150 участников не нарушил ни одного правила публичного поведения, а площадь Яузских ворот по окончании митинга осталась в такой же чистоте, в какой она была в начале дня.
6.Наконец, у современного черкесского активизма, и это было заметно на митинге, хорошо виден гендерный аспект, женское измерение. На Северном Кавказе найдется не так много общественных движений, где участие женщин столь заметно и продуктивно. Молодые женщины стали инициаторами и ключевыми спикерами на данном мероприятии, а среди участников были и девушки из Нальчика, специально прилетевшие на митинг в столицу.
Подведем итоги. Лично я не питаю иллюзий, что митинг станет переломным моментом в ситуации с сирийскими черкесами и будет способствовать второй реализации косовского сценария (репатриации сирийских черкесов по аналогии с черкесами из Косово в 1998 году). Он представляет интерес как отражение новых процессов в черкесском национальном движении, когда на смену традиционным формам мобилизации приходят новые, появляются «новые лица».
Наконец, Москва становится заметной точкой черкесской активности, и не исключено, что через пару лет черкесский активизм будет структурироваться здесь также, как в Майкопе и Нальчике периода 1990-хгг.
Фото - Али Кунаш
Наима, издержки публичности, ничего личного....
почему же полу, я прямо говорю для кого балаган.
Lex, будьте так добры - не пишите в моем блоге. Мне это неприятно. Спасибо заранее.
Замечательный анализ, упсо Наима.
ориентация на дядюку Сэма... так у него бы и просили...
роль социальных сетей в мобилизации людей на митинг была выше, чем роль каких-то социальных организаций. Я не знаю, от какой организации выступал Замир. По-моему, ссылка на организацию - это просто формальность. Замир Шухов выступал как Замир Шухов.
я-то слюней в отличии от тебя по поводу национал-[...] на угоду заморскому дяде не пускаю, а ты не пусти в штаны струю урины от счастья..
[Комментарий отредактирован модератором Интернет-СМИ "Кавказский Узел". Воздержитесь от грубостей]
Большое спасибо за статью Наима, и огромное спасибо тем кто собрался несмотря на свои проблемы и дела, чтоб поддержать своих братьев! Вы показали всем что Черкесы своих не забывают, и что на родине есть люди которые ждут их возврашения на родину! Надеюсь власти перестанут относиться к нам с недопониманием и подозрением, самое время повернуться к нам лицом.
Могу с уверенностью сказать, что заявка на проведение митинга в мэрию Москвы была подана не от общественной организации, а от трех частных лиц, двое их которых проживают в Москве, а один в Твери. Поэтому я рассматриваю митинг как успешный проект не какой-то конкретной организации, а отдельных активистов, людей, объединившихся через фейсбук. Возможно, на митинг пришли люди из каких-то организаций, возможно, в детстве они были членами юных натуралистов или клуба интернациональной дружбы. Я сама участвую в нескольких экспертных советах некоторых организаций, но это не значит, что эти организации, в работе которых я участвую как эксперт, приняли участие в этом митинге.
митинг показал, что черкесские активисты владеют языком тех, кто поливает огонь междуусобицы в Сиррии напалмом из брансбойта... для кого эти аглицкие транскрипции???
акция, кстати, организована почти скрупулёзно по Шарпу...
Дай Бог, Наима, чтобы твои прогнозы сбылись.
Спасибо за статью, за грамотный анализ ситуации. Знал о том, что митинг состоится, но к сожалению не мог принять в нем участие, не в Москве нахожусь. В КБР и Адыгее митинги не состоялись. В Нальчике даже одиночный пикет не дали провести, вышедшего на улицу с плакатом незаконно задержали и вместе со случайными прохожими в отдел отвезли.Так, что предположение о том, что Москва может стать центром активности черкесского национального движения выглядит вполне логично.Местные власти вот чего добьются: http://s018.radikal.ru/i517/1212/a9/61b5c3ca8034.jpg
Одни яркие личности на митинге.
Я тоже не понимаю, почему столько плакатов на английском (правда, это не вызывает во мне столько сарказма, как у Lex-a). Те люди, которые профессионально занимаются черкесским движением etc. за пределами России, наверняка знают русский язык. Значит, ориентация на черкесов диаспоры?
Молодчина Lex, а говоришь не пускаешь слюну, да еще с желчью перемешанную. Да ты ведь давишься ею ))))))))))Давай еще побольше маразма, побольше слюны, побольше [...] полунамеков про заморских дядечек )))))))))))))) Будет хоть над кем посмеятся ))))))))
[Комментарий отредактирован модератором Интернет-СМИ "Кавказский Узел". Не переходите на личности]
Не было бы последних двух предложений, я бы просто плюсик нажал. Но раз натуралисты, то есть, на мой личный взгляд, принципиальная разница, Наима, между "списались три человека через Фэйсбук" и организовали стихийный митинг и тем, что "одним из подключившихся к организации митинга" был Замир Шухов, который больше десяти лет занимается черкесским национализмом и по крайней мере еще недавно был лидером разветвленной организованной инфраструктуры активистов, сформированной и действующей с помощью как раз-таки социальных сетей. Принципиальная разница может быть если Замир не сам по себе в одиночку пришел и приятелей привел, а обратился к ребятам из насколько мне известно официально зарегистрированной в Москве организации.
Если под организацией митинга понимать "подали заявку" и всё - то да, организован "ВНЕ участия всех известных черкесских общественных организаций в Москве". Если же включать в организацию митинга "принесли плакаты с текстом", "подготовили тексты выступлений", "сагитировали тех-то и тех-то принять участие" - то это уже вроде бы и стихийно задуманный оторвавшимися от дел неравнодушными митинг, но все-таки с участием организованной команды.
Я это не в негатив митингу говорю, а объясняю почему уточнить хочу. Потому что просто пришли от себя лично или пришли лично, а к организации митинга ресурс организации подключили - это для меня принципиальная разница. Потому что это два разных варианта активности. И мне интересно как было на самом деле.
Наима, я не понимаю. Если члены общественной организации участвуют в организации мероприятия с помощью социальных сетей - это не то же самое, что организация участвует? Я спросил потому, что Вы написали "ВНЕ участия", а я как раз думал, что ребята из АКМ участвовали. Если эти ребята и есть АКМ, то значит участвовали, если нет - значит они участвовали сами по себе, а АКМ ни при чем. Но они по-моему эту организацию для того и создавали, чтобы в том числе такие мероприятия организовывать.
Здравствуйте, Наима. Спасибо за пост. Разрешите вопрос.
"Митинг был инициирован и проведен ВНЕ участия всех известных черкесских общественных организаций в Москве".
Там был Замир Шухов. В Москве есть (или был?) "Адыгский конгресс молодежи". Мне казалось, если на митинге есть Замир, то это признак их участия. Хотя и без участия Замира я бы думал, что ребята из АКМ в организации митинга участвовали. Или это не так?
С уважением,
Присоединяюсь к сказанному Clueshugun! Упсо Наима за статью и действительно грамотный анализ!
Я считаю митинг прошел замечательно! Очень хотелось бы отметить энергетику,которая присутствовала на этом мероприятии - чувство консолидации,сплоченности,некого родства..Когда оказавшись в кругу, казалось бы совершенно незнакомых тебе людей,ты чувствуешь,что находишься среди своих,родных и близких по духу людей, объединенных одной целью - помочь своим соотечественникам оказавшимся в беде.На самом деле сложно описать эмоции,которые переполняют в этот момент! Хотелось бы выразить отдельную благодарность организатором митинга,которые не жалея ни сил не времени,проделали на самом деле колоссальную работу - спасибо! Вообще хочу сказать,пока есть такие неравнодушные люди,как организаторы и все участники этого мероприятия,которые не смотря ни на холод,ни на какие другие обстоятельства,посчитали своим долгом прийти на площадь и выразить поддержку своим собратьям - у нашего народа есть будущее!
Lex Столько плакатов на английском специально сделали, чтобы ты перевозбудился от их вида, пустил рефлекторно слюну и подавился ею. Давай, мы ждем. Пускай )))))))))))))))))