Один из тех вопросов, которые меня давно интересуют ― к какому времени относятся первые попытки самоорганизации черкесской интеллигенции и деловой элиты? Кто были эти люди, культурные и благотворительные акции которых и спустя сто лет привлекают внимание как опыт консолидации представителей разных возрастов и сословий? Что можем мы, сегодняшние, извлечь из их биографий и успешных образовательных проектов?
Из источников известно о том, что впервые западные черкесы пытались объединиться для совместного проведения культурно-благотворительных акций в 1900-е годы. Объединительным центром стал Екатеринодар, центр Кубанской области, что неудивительно ― в городе сформировалась довольно многочисленная и влиятельная адыгская община, которая нуждалась в структурировании, совместном формулировании целей и задач своего культурного развития.
В Екатеринодаре начала ХХ века складывается традиция «Черкесских вечеров».
Первый «Черкесский вечер» состоялся в январе 1908 года. Поводом для его проведения послужили драматические события - разрушительное наводнение на р. Кубань, в результате которого пострадали многие закубанские адыгские селения.
Местные газеты писали, что люди остались без крова и имущества, а аульные общества не справлялись с ликвидацией последствий стихии - строительство дамб и устройство предохранительных валов требовало немалых средств.
Тогда-то черкесы Екатеринодара решили создать специальный «Комитет по сбору пожертвований в пользу пострадавших от наводнения». Комитет состоял из Султана Довлет-Гирея, Касполета Улагая и Гамида Трахова. Комитет инициировал «Черкесский вечер», который вызвал ажиотаж среди екатеринодарской публики ― на вечер съехались не только черкесы из кубанской столицы, но и «из самых отдаленных мест Кубанской и Терской областей».
Вечер состоял из трех отделений. Первое отделение было музыкальным ― черкесская музыка, звучавшая в залах городского собрания, потрясла слушателей. Второе отделение, основное, представляло «живые картины» на темы и сюжеты из национальной истории, традиционной культуры и быта черкесов. Зал, писали очевидцы, не мог вместить всех желающих».
Финал вечера ― черкесские танцы. На вечере собрали приличную по тому времени сумму, около 2700 рублей, которые были направлены на оказание помощи пострадавшим сельским обществам.
Однако, и организаторы вечера прекрасно это понимали, дело было совсем не в очевидных финансовых эффектах от устроенного вечера. Важнее было другое ― Комитету удалось консолидировать и объединить мужчин и женщин, людей разных возрастов, материального положения и сословий.
Вот как об этом выскажется в печати один из его организаторов, «ответственный распорядитель» С. Довлет-Гирей: «...В этот вечер в залах городского собрания можно было встретить такую разнообразную публику, что ни у кого не могло явиться сомнение в том, что благая цель вечера достигнута уничтожением различий пола, возраста и национальности. Это настолько знаменательный факт, что мы не можем обойти его молчанием».
Успех «живых картин» из черкесской жизни вдохновил черкесскую интеллигенцию на проведение новых любительских постановок в этом жанре, который был очень популярен для самодеятельных театров рубежа XIX-XX вв.
Источники свидетельствуют о том, что в течение 10 лет, в 1900-1910-e годы, черкесская промышленная и интеллектуальная элита Екатеринодара не раз пыталась создать постоянно действующую организацию, которая бы выработала механизмы и способы решения проблем, остро стоявших перед черкесским обществом.
Однако ситуация в стране и на Кубани в целом была неблагоприятна. Сказывались последствия первой русской революции - усиление полицейского режима и охранительных тенденций; введение в регионе чрезвычайного положения и временных ограничений на право учреждения и деятельность общественных организаций. Практическое воплощение смелых проектов откладывалось на неопределенное время.
В этот же период создается Кружок черкесской учащейся молодежи г. Екатеринодара. Из мемуарной литературы известно, что «кружок имел целью помочь слабым в учёбе ученикам и поддержать материально беднейших из них, изыскивая хоть небольшие средства путём устройства спектаклей и вечеров. В кружке проводились чтения произведений русской классики и книг по истории адыгского народа. Читались рефераты на исторические и научные темы. Смысл преобладающего числа тем сводился к тому, что без просвещения народ не может улучшить свою общественную и экономическую жизнь и, что народу в этом должны помочь его сыны, получившие образование.». Позже бывшие «кружковцы» Сафербий Сиюхов, Айтек Намитоков, братья Асланбек и Юнус Бжассо станут известными активистами, политиками, общественными деятелями.
Наконец, в мае 1912 года окончательно оформилось и официально зарегистрировало свой устав Екатеринодарское черкесское благотворительное общество. По замыслу учредителей, общество должно было соединить усилия и финансовые средства национальной интеллигенции и деловой элиты «для проведения совместной созидательной работы на благо и в интересах своего народа».
Первое заседание Правления Общества состоялось 11 мая 1912 года. Председателем Правления Общества стал известный общественный деятель и меценат, пользовавшийся уважением кубанской администрации, инженер Б.Б. Шарданов. Почетную должность вице-председателя занял крупный промышленник и меценат Л.Н. Трахов. В правление общества вошли также К.Д. Улагай, П.Т. Коцев (будущий премьер-министр Горской республики) , А.Н. Богарсуков, Ч.З. Тугуругов, П.-Б. Султанов и др. Общество аккумулировало самых образованных горцев, служащих, представителей торговой буржуазии Екатеринодара и черкесских селений.
Целями Общества являлись «доставление средств к улучшению материального, нравственного и физического состояния мусульман и содействие школьному образованию горцев Кубанской области...». Устав и программа общества предполагала проведение культурно-массовых мероприятий: театрализованных и танцевальных вечеров, благотворительных спектаклей, лотерей-аллегри и т.п.
Самым мощным и зрелищным проектом Общества стал «Черкесский вечер», организованный в январе 1914 года. Программа вечера была разнообразной, актерами самодеятельной труппы Общества было поставлено масштабное драматическое действо - пантомима по мотивам эпической повести знаменитого черкесского писателя и историографа С. Хан-Гирея «Наезд Кунчука».
Участники "Черкесского вечера" в январе 1914 года. Екатеринодар.
Выбор сюжета постановки не был случаен. На сцене воспроизводились драматические события времен борьбы черкесов за свою свободу и независимость. Пантомима была аллегорическим ответом адыгской общественности на раздававшиеся время от времени в ее адрес обвинений в «пантюркизме» и «туркофильских симпатиях».
В представлениях участвовали нескольких десятков актеров-любителей из черкесской молодежи, военный оркестр, скрипичная группа для сцены, национальные ансамбли сазандаров и адыгской народной музыки. На декорации, костюмы участников, другой театральный реквизит было израсходовано более 1325 рублей.
О целях, общественной и культурной значимости мероприятия в кубанской печати писали: «... Черкесский вечер может почитаться не только культурным удовольствием, но может иметь, отчасти, и общественно-историческое значение. Через посредство живых картин откроется уголок минувшей жизни черкесских племен, мало исследованных в исторической литературе. Сухие страницы книг не дадут нам того, что может дать верная, живая, историческая картина. Правда, интерес вечера местный, но все же должен вызвать общее сочувствие, т.к. может дать многое, в смысле изучения быта и жизни туземного населения...».
Далее отмечалось: «...Помимо всего этого, цель вечера - благотворительная. Черкесское население имеет свои нужды: заботится о распространении знаний и просвещения среди своих соплеменников, о приобретении всего того, что необходимо для приобщения к культурному миру...».
Вечер, состоявшийся 2 января 1914 года, получил широкий общественный резонанс, отзывы прессы и рецензии были полны восторгов. Вечер, писали газеты, «явился сплошным триумфом устроителей..., вполне оправдав те ожидания, которые на него возлагались».
Чистый доход от вечера был внушителен - 5437 рублей. Наиболее крупные денежные пожертвования поступили от Б. Шарданова и Л. Трахова (по 1000 руб.), К. Улагая, Султан-Гиреев, Б. Казанокова, Т. Шовгенова, К. Натырбова, А.-М. Афамготова, черкесогаев Б. Черачева, Б. Кусикова, К. Терзиева, Н. Шапошникова, К. Хабахпашева, Ф. Джагупова. Материальную помощь этому и другим культурно-благотворительным проектам общества регулярно оказывали торговые товарищества братьев Тарасовых и Богарсуковых.
Собранные средства позволили Обществу реализовать новый крупный просветительский проект - первые в истории народного образования черкесов национальные педагогические курсы. Об этом напишу как-нибудь в другом посте..
Пост написан на материалах статьи Азамата Бузарова «Из истории Екатеринодарского черкесского благотворительного общества».
Прежде всего надо благодарить историка Азамата Бузарова, который первым поднял тему формирования черкесской интеллигенции начала ХХ века, как светской, так и получившей образование в исламских вузах. Имена Батырбека Шарданова, Джанхота Хаткова, Лю Трахова и других он открыл для людей заново.
Замечательно! Какая интересная тема! А будет продолжение? Про восточную Черкесию? Про более поздние времена, в плоть до наших?
Интересная мысль, подумаю об этом. То, что сегодня делают обычные люди для сирийских репатриантов в КБР - оплачивают им уроки русского, покупают учебники, занимаются рисованием с детьми и устраивают выставки - это тоже по-своему опыт саморганизации и благотворительные проекты.
Представляется, что бескорыстность адыгской интеллигенции в начале ХХ века может стать примером для сегодняшней, если ее представители таковыми себя считают.
Праздник черкесского флага, праздник адыгейского сыра, праздник халюжа, которые проводятся при участии и вложении в него средств известных предпринимателей - это новые формы благотворительности И их надо только приветствовать…но должна быть внутренняя потребность помогать своему ближнему, своему народу ( и не только своему – но об этом не сейчас) -благотворительность, благое творение (вспомним идиому ,часто встречающуюся в газетных заглавиях - ш1у ш1эри псым хьадз).Много ли мы делаем добрых дел –простых на каждом шагу и значительных?
Коко Шанель (кто только не восхищается ею!) как-то сказала «Есть люди, у которых есть деньги, и есть богатые люди».
- Так что могут сделать богатые люди? Создать Фонд типа «Русский мир» - к примеру «Черкесский мир» и регулярно вносить определенные средства на благие дела ….
- А что могут сделать люди, у которых есть деньги? т.е они самодостаточны, чтобы не нуждаться и содержать свою семью и себя собственным трудом Они тоже могут помочь Фонду, внося свою лепту не только в Фонд типа членских взносов (одну тыс. – в год, например) , но и своим интеллектом.., который подскажет, как лучше его использовать на благо общества.…
- А что могут сделать бедные люди? ИХ не должно быть.- надо просто трудиться, не тупо трудиться . а душа должна трудиться и обогащать себя делом…
-А что могу лично я? могу помочь репатриантам (2-3) овладеть русским языком по своей методике –бескорыстно и это могут сделать, наверно, мои друзья-коллеги, если серьезно за это взяться…, могу помочь в поисках истории своего рода, своего имени. М.б. и еще чего-то смогу сделать для них..
-А что можешь ты? Подумай ..и напиши. Я знаю, что есть энтузиасты, есть настоящие честные люди, есть идеи, но нет поддержки. Может быть, об этом надо говорить великому братству блогеров? - «Северный Кавказ сквозь столетия - в 21 веке?»:
Есть, конечно, мутные люди, как пишет блогер БЕРГмэн, но нам с ними не по пути…
Спасибо за интересный пост, Наима!
«Черкесские вечера» в Екатеринодаре были ярким моментом в процессе урбанизации и зарождения городской культуры черкесов. Я тоже с интересом читал, как в 1914 году был поставлен любительский драматический спектакль по мотивам рассказа Султана Хан-Гирея, черкесского писателя 19 века. Вечер завершился грандиозным массовым игрищем. Подобные мероприятия освещались местной прессой (Черкесский вечер // Газета Кубанский край. 1914. №3). Но из-за первой мировой войны и большвистской революции, черкесская общественная культура, начавшая возрождаться в начале 20 века и принимать городские формы, не успела развиться тогда до массовой культуры. Аналогичные процессы происходили и в черкесской диаспоре. Черкесское общество в Стамбуле открыло в 1908 году школу с преподаванием черкесского языка, тацев и музыки. В 1917 году из Турции на Кавказ была направлена группа людей для обучения хореографии. Это был первый шаг в профессиональной водготовке кадров в области сценического танца черкесов диаспоры.