"Ежели все мечети их сломать, из того последовать может только оскорбление". О сносе мечети в Новом Уренгое.

07 мая 2015, 14:12

 Не выходит из головы снесенная мечеть в Новом Уренгое, ее варварски сровняли с землей при молчаливом согласии безмолствующего большинства. Кроме колонок Шевченко и Мусаева, некоторых известных журналистов и постов в социальных сетях – мертвящая тишина. Никаких заявлений о публичных слушаниях, никаких заявлений от высоких чиновников из муфтиатов…

Мы уже не удивляемся ни внесудебным преследованиям мусульман, ни задержаниям и обыскам людей только на основании того, что они носят бороду, ни запретам священных для мусульман книг, лингвистическую экспертизу по которым делают люди, едва знающие о предмете своих экспертных изысканий….Но чтобы в XXI веке в нашей стране по мечетям, храмам Всевышнего, проходились экскаватором ..

Разрушения мечетей встречались и раньше, задолго до советского атеизма, и всегда это заканчивалось плохо, приводило к протестам верующих и нарушению хрупкого баланса между уммой и властью.

Один из громких эпизодов, связанных с массовым разрушением мечетей, относится к 1742 году. И было это в Среднем Поволжье. Напомню, что с завоеванием Казанского ханства закрепление новой территории в составе империи осуществлялось разными способами. Не последнюю роль в этом играла миссионерская и просветительская деятельность православной церкви. Появилась такая новая социальная категория, как «новокрещенные инородцы» (татары, чуваши, мордва и т.д). Сначала это были представители бывшей феодальной элиты и служивые татары, для которых перемена веры открывала социальные лифты.  Власть создавала им особые условия, блокировавшие возможности возвращения к своей вере. В Поволжье их переселяли в русские селения или образовывали для них отдельные слободы.

Татар-мусульман же из Казани выселяли, так была основана Старотатарская слобода. С течением времени слобода застраивалась, росла, а к концу XVI в. стала мусульманским пригородом Казани. В ней были построены мечети, куда ходили люди, обращаясь к Всевышнему с просьбами и  благодарностями, здесь заключали никях, судили, общались, делились новостями, помогали друг другу.

Мусульманские храмы, возникшие почти рядом с Казанским Кремлем, вызывали тревогу. В 1591 г. митрополит Гермоген в своей челобитной царю Федору Иоанновичу писал: «Да прежде сего, от казанского взятия в сорок лет, не бывали в Татарской слободе мечети, а ныне- де учали мечети ставить близко посаду, всего как из лука стрелить». Через два года в 1593 г. увидела свет «Царская грамота в Казань, о построении слободы с церковью и переводе туда из уезда новокрещенов, поколебавшихся от соседства с иноверцами в православной вере, о разрушении татарских мечетей, с запрещением впредь строить оные…».

Миссионерская деятельность среди мусульман продолжалась и далее -  в 1731 г.  бы­ла соз­да­на «Осо­бая ко­мис­сия для кре­ще­ния му­суль­ман и дру­гих ино­род­цев», ко­то­рая в 1740 г. бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в «Кон­то­ру новокрещенных дел».  Среди чиновников выделялся ка­зан­ский ар­хие­рей Лу­ка Ка­на­ше­ви­ч, о грубых методах, близких к насилию, пишут исторические источники тех лет.  За ко­рот­кий срок в Казанской гу­бер­нии бы­ло на­силь­но кре­ще­но бо­лее 100 ты­сяч «ино­вер­цев», при­чем татар-мусульман сго­ня­ли с род­ных мест, ос­тав­ляя лишь та­тар, при­няв­ших пра­во­слав­ную ве­ру.

19 ноября 1742 г. появился сенатский указ, по которому предписывалось «новопостроенные за запретительными указами мечети» в местах, где проживают «новокрещенные» (т.е. там, где проживают мусульмане вместе с русскими и «новокрещенными инородцами») в Казанской, Астраханской, Сибирской и Воронежской губерниях сломать, а в татарских селениях подсчитать численность действующих храмов, установить время их постройки, определить расстояние между ними и дворность селений, провести ревизию и решить,  какие мечети сломать, а какие оставить.

По этому указу в 1742-1743 гг. произошло массовое уничтожение мусульманских мечетей и молелен в Казанской, Нижегородской, Астраханской и Сибирской губерниях. В Казанском уезде Казанской губернии из  536 храмов были ликвидированы 418, причем среди них были и древние мечети, построенные до завоевания Казани. В Сибирской губернии, в Тобольске, Таре – 98 из 133, в Астраханской губернии – 29 из 40.

Массовое уничтожение исламских храмов вызвало массу петиций, люди жаловались на бесчинства властей и просили об открытии или восстановлении мечетей.

              К июню 1744 г. власти одумались,  Правительствующий Сенат на общем заседании со Святейшим Синодом вынужден был признать, что «ежели у них, татар, все мечети их сломать, то из того не иное что последовать может, токмо одно им, татарам в их законе оскорбление, и от того б не могло до разглашения дойти в такия места, где между магометанами, в других государствах живут люди веры греческого исповедания, и построены Божия церкви, и не произошло бы какого тем церквам утеснения; к тому же живущие в России татары магометанского закона, приводятся к присяге по их законам в их мечетях».

               Вскоре последовал Указ 22 июня 1744 г., по которому, по мнению историка И. Загидуллина, впервые  было объявлено об установлении правительственного  контроля над исламским храмовым строительством, что означало признание мечети как самого массового исламского института. Однако порядок устройства мечетей был регламентирован, была определена норма  «прихожан» 200-300 человек, при которой возможно строительство мечети и чтение молитв, хутб, выполнение  других обрядов. Были и ограничения – легитимными признавались только общественные богослужебные заведения, что означало невозможность строить домовые храмы при учебных заведениях и частные мечети при усадьбах, а в селениях разрешалось возводить не более одной мечети.

В предлагаемых обстоятельствах XVIII в. этот указ можно считать прорывом. Во всяком случае, он cнял политическое напряжение между мусульманами и региональной властью. Возможно, тем, кто не препятствовал сносу  Новоуренгойской мечети, не реагировал на настойчивые просьбы и письма мусульман сохранить эту мечеть, нагнетание напряжения сегодня выгодно?

Использованы материалы книги: И.Загидуллин. Исламские институты в Российской империи. Мечети в европейской части России и Сибири. Казань: Татар.кн. изд-во, 2007. 416 С.

08.05.2015 в 07:30..Бэн Джойс.

Конечно,жечь одеяло рассердившись на блох,противоречит здравому смыслу...Но не все так безоблачно в газовой столице...  http://maxpark.com/community/4489/content/1720798

08.05.2015 в 09:18Veritas

Хотела пройти по вашей ссылке, но она не открывается - "страницы не существует". а что там такого небезоблачного в газовой столице? 

08.05.2015 в 09:33..Бэн Джойс.

Странно...У меня все нормально...Если модератор не удалит,скидываю.

 

Обсудить (1) Есть мнение, что в мечети Нур Ислама в Новом Уренгое проповедуют нетрадиционный ислам.Одной из главных новостей последнего времени на исламском информполе стал доклад руководителя центра по противодействию экстремизму УМВД по Ямало-Ненецкому автономному округу Сергея Савина, который честно признал наличие на своей территории проблемы воинствующего исламизма. "В последнее время в нашем регионе развернули деятельность ячейки международных экстремистских организаций, таких как "Имарат Кавказ", "Хизб ут-Тахрир", а также религиозные группы ваххабитского толка. Они специализируются на идеологической обработке населения и призывают своих учеников к активным действиям, в том числе и к совершению террористических актов", – рассказал Савин во время выступления на консультативном совете по вопросам этноконфессиональных отношений при окружном правительстве. В этом мероприятии принимал участие и автор статьи.Среди самых проблемных мест в ЯНАО Савин назвал город Губкинский, четыре жителя которого поехали воевать в Дагестан, и город Ноябрьск, где под дурное влияние ваххабитов попал один из местных студентов. В этот перечень стоит добавить и город Новый Уренгой, чья община братьев Черноморченко прославилась в общероссийском масштабе созданием двух, на наш взгляд, ваххабитских порталов и особо мощной миссионерской деятельностью.Проблема ваххабизации северных регионов азиатской части России возникла не вчера. Этносоциальная специфика районов нового экономического освоения сильно облегчила работу радикалам, так как во многих городах нефтяников, газовиков и добытчиков золота с алмазами мусульманских общин никогда не было и их развитие началось с чистого листа. Крайне малая доля пожилого населения, которое на Кавказе и Поволжье выступает главным хранителем ценностей традиционного ислама, а также повышенная доля мигрантов – как внутренних, так и внешних – упростили экстремистам работу по радикализации местных мусульман.Со временем ваххабиты нашли подход к этническим ОПГ и создали свои бизнес-структуры, включающие даже сети магазинов. Высокие доходы и не менее высокая мобильность местного населения позволяли не только вербовать новых "бойцов джихада", но и обеспечивать террористическое подполье деньгами. Интересно отметить, что повышенная концентрация ваххабитов незадолго до этого сложилась также в нефтедобывающих районах Поволжья: Альметьевском и Нурлатском районах Татарстана и в окрестностях города Октябрьский в Башкортостане.Представляется, что экспансия ваххабитов на север и восток особенно усилилась после создания ДУМ азиатской части России муфтия Нафигуллы Аширова и Абдул-Вахеда Ниязова, которые, на наш взгляд, предоставили широкие возможности для легализации общин "чистого" ислама. В одной из таких общин, основанной в городе Улан-Удэ, был воспитан Александр Тихомиров, впоследствии известный как Саид Бурятский. Ашировым были созданы централизованные структуры в Тюменской области и ЯНАО, предпринимались попытки установления контроля над мусульманскими общинами Якутии, Иркутской области, Красноярского края и Ханты-Мансийского АО.Со временем к "классическим" ваххабитам-салафитам присоединились члены "Хизб ут-Тахрир" и миссионеры "Таблиг-и джамаат", которые сумели создать свои ячейки в большинстве крупных городов азиатской части России. Основной опорой радикалов в ЯНАО стали узбеки, таджики и мусульмане украинского происхождения, в ХМАО – приезжие из Дагестана, Чечни и Ингушетии, а в Якутии – члены ингушских ОПГ, занимающихся операциями с золотом, и новообращенные русские с якутами.К 2010 году концентрация ваххабитов в целом ряде населенных пунктов ХМАО и ЯНАО создала реальную опасность их захвата по кизлярскому сценарию. Это означает захват небольшого города бандформированием, уничтожение правоохранителей и сотрудников госструктур, возможно, захват заложников и удержание населенного пункта как минимум в течение суток. Напомним, впервые этот сценарий был реализован бандой Салмана Радуева в 1996 году в дагестанском городе Кизляр. Позже предпринимались попытки повторить захват целого города, например, в 2005 году в Нальчике.Среди вахтовых рабочих на нефтяных и газовых месторождениях оказались сторонники радикальных идей.Подобное может произойти в одном из городков нефтяников и газовиков. Так, в одном из городов севера численность боеспособных прихожан местной мечети вчетверо превысила число местных правоохранителей, а иных силовых подразделений в городе и его окрестностях не имелось. Захваты городов или серийные теракты в местах добычи и транспортировки энергоносителей могли бы стать серьезным ударом по российской экономике, поэтому власти постарались отнестись к данному вызову со всей серьезностью.В 2001 году сотрудники МВД депортировали из Тюменской области пакистанских миссионеров из "Таблиги-и джамаат", а в 2004 году начались громкие судебные процессы над членами "Хизб ут-Тахрир", закрепившимися в Тобольске и Нижневартовске. Около десяти активистов этой организации, включая ее лидеров Юсуфа-Дмитрия Петриченко и Марата Сайбаталова, получили серьезные сроки. Были нанесены чувствительные удары по новоуренгойской ваххабитской общине. Эти милицейские операции вынудили братьев Черноморченко покинуть этот город. Власти ХМАО и ЯНАО объявили своими приоритетными партнерами структуры Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) под управлением Верховного муфтия Талгата Таджуддина и начали оказывать им усиленную поддержку.Ваххабитской экспансии пытались оказывать сопротивление и по другой линии, причем временами вполне успешно. Так, региональному Духовному управлению мусульман Ханты-Мансийского АО в составе ЦДУМ удалось выбить ваххабитов из мечети города Покачи, однако в ответ те установили контроль над общиной поселка Березово. Таджуддиновским общинам в якутских городах Нерюнгри и Алдана в уходящем году удалось отбиться от попытки поглощения структурой Нафигуллы Аширова, неудачей окончилась попытка создания ваххабитской общины в чукотском городе Билибино, где сторонники нетрадиционного ислама успели завербовать одного местного эвена.На данный момент центрами радикального ислама на севере России остаются города Новый Уренгой, Губкинский и Ноябрьск в ЯНАО, Нижневартовск, Радужный и Березово в ХМАО, Якутск и Мирный в Якутии. При этом целый ряд регионов пока избежал опасности радикализации своих мусульманских сообществ. Вполне спокойной ситуация остается в Архангельской и Мурманской областях, Республике Коми и севере Красноярского края. Свободным от ваххабизма оказался и восток Чукотки, где проникновению нежелательных элементов воспрепятствовал режим погранзоны. Кстати, и в ЯНАО начали "закрывать" ключевые города особыми правилами для въезда. Правоохранители надеются, что подобные меры помогут воспрепятствовать притоку в город новых адептов экстремистской идеологии с юга России, а оставшихся ваххабитов будет легче нейтрализовать
12.05.2015 в 20:34` Rock`

,,,, в любом случае это акт вандализма и бездарности руководства региона,,, власть должна бороться с самими терроистами, а не с мечетями,,,, как и с любыми неодушевлёнными предметами,-преследованию надо подвергать виновных,,, а стены не могут быть виновными,, уж больно сильно отдаёт фетишью и идолопоклонничеством,,,на мой взгляд отсутствие реакции федерального центра на эту акцию местечкового произвола , избирательной антиклерикальности и чувства безнаказанности спровоцирует новые выходки властей,,, а это , в свою очередь, чревато новому витку общественной напряжённости и межконцессионного противостояния,,,если регионалы этого сами не понимают- то непонятно каким образом и по каким критериям они принимают решения , кем и за какие "заслуги"им доверено руководство ...

12.05.2015 в 19:55ditch

Я вам отвечу на ваши домыслы, своей последней статьей на эту тему: 

В своем комментарии «Накануне» Силаньтьев утверждает, что «эта мечеть была рассадником террористов и экстремистов». Но что удивительно, при указываемой Силантьевым массовости, нет ни одного свидетеля, который бы сообщил в этой "оперативной информации", что в самой мечети или на закрытых проповедях или уроках в "Нур Ислама", велась работа, которую можно было бы идентифицировать как экстремизм. Повидимому это какая то мантра, когда много говоришь сахар, должно в конце концов стать сладко. Где суды, где приговоры, где убитые боевики после КТО? Но самое главное, где хоть что то, кроме Силантьевской оперативной информации подтверждающее, что эти люди были как то связанны с мечетью «Нур Ислама» более, чем со всеми остальными мечетями, в которых они молились по всей России?

Далее, «исследователь» в очередной раз сдает себя, уличая в обладании информации об убийцах  имама Нового Уренгоя Исомитдина Акбарова. Ранее Силантьев уже неоднократно заявлял, что Акбаров, и еще три известных имама, не были убиты боевиками, неоднозначно намекая на след спецслужб в этих преступлениях. Хотелось бы указать ему и всем читателям, что «кем-то убитый», Исомитдин Акбаров находился в международном розыске не за участие в террористической организации, так как с начала 90-х является гражданином России. А на момент проживания в Узбекистане, не существовало даже организации, участие в которой ему приписывают. В розыск власти Узбекистана подали его только лишь с одной целью, оградить свой тиранический режим от видного религиозного деятеля, причем сделали они это уже в двухтысячных.

Конечно же Силантьев не мог в очередной раз не поведать о самом больном для него, и он указал, что прихожане этой мечети поддерживали целый ряд ресурсов экстремистского содержания. Речь идет о двух проектах, это миссионерский сайт «Христианство или Ислам», пользущийся большой популярностью в русскоязычном интернете, и оппозиционный исламский новостной проект ГолосИслама, который по популярности давно перешагнул все вместе псевдоисламские прокремлевские ресурсы, которые как в инкубаторе плодит Гришин вместе с этим «исследователем». И тут опять включается формула любимой Силантьевым мантры «сладко», ведь не один из указанных ресурсов не внесен в список экстремистских материалов, более того, они оба, зарегистрированы в реестре Роскомнадзора, как распространители информации в интернете , имеют присвоенные им идентификационные номера и работают вполне легально, первый уже более 10 лет.

И подытожил Силантьев как всегда ярко, сказав, что «это был главный рассадник терроризма, экстремизма не только на Ямале, но и в Югре. Он имел плохую репутацию, самое большое число прихожан (в сравнению с иными – прим. Накануне.RU) были замешаны в экстремистских террористических деяниях, так что невелика потеря (имеется ввиду снос мечети)». По сути Силантьев лжет, как впрочем и всегда. Нет, не подобной статистики, не репутации, не армии экстремистов и террористов из «Нур Ислама», а есть теперь озлобленное мусульманское население России, у которых отняли «Дом Аллаха» (так мусульмане называют свои мечети), проехавшись по нему бульдозерами. Оболгав всех, без уголовных дел и обвинений в суде, назвав 1500 правоверных мусульман и всех кто за ними, экстремистами и террористами.

В заключении, хотелось бы обратить внимание, нет не Романа Силантьева, этого только могила исправит, а тех кто распространяет его ложь. В Российской глубинке сегодня нет гражданского общества, обычная общественная организация это лидер и 10 номинальных участников. Организация «Нур Ислама» являлась единственной реально действующей общественной организацией в Новом Уренгое, которая была способна собрать на свои мероприятия не одну тысячу горожан. Несмотря на всю клевету исламофобов, «Нур Ислама» была абсолютно прозрачной структурой, в которой совет и руководитель выбирались и служили на благо своей общины исключительно на общественных началах. Под крышей снесенной мечети несколько тысяч человек оставили греховное навсегда и встали на путь исправления. Община «Нур Ислама» организовывала и участвовала во многих общественных мероприятиях и всегда была на виду. В стенах мечети учились религии дети, женщины, познавали умеренность в религии мужчины. Вглядитесь в эти лица, именно о них, сегодня мусульмане России прочитали в ваших изданиях, обвинения Романа Силантьева, всех нас, в терроризме: ФОТО СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ http://golosislama.ru/news.php?id=26691

28.05.2015 в 13:14Наима Нефляшева

Уважаемый господин Велюров, поскольку в вашем вопросе я вижу больше сарказма, чем желания узнать ответ на вопрос непосредственно, думаю, мой ответ не будет иметь для Вас особого смысла.

08.05.2015 в 09:45..Бэн Джойс.

Впервые,совершенно случайно,узнал об этой мечети года три назад,просматривая новости в инете.Уже тогда говорилось в статьях о радикально-экстремистских проповедях проводимых там,а так же о неоднократных предупреждениях со стороны правоохранителей,видимо не подействовало.Хотя я против подобных радикальных мер в виде сносов и закрытий,но видимо это последствия нашей российской ментальности,сначала замалчивать проблему,стыдливо отводя глаза в сторону,а потом решать ее непопулярными в народе методами.Так же слышал что там вахтенным методом работают не только газовики,но и сотрудники ФСБ)Своими силами уже не справляются...По видимому.

25.05.2015 в 15:00Аркадий Велюров

Госпожа Нефляшева! На ваш взгляд, почему мусульмане России не возвысят свой голос против срденевековых зверств чинимых исламскими нацистами ИГИЛ и освящаемых именем Аллаха в Ираке и Сирии против ни в чем не повинных мусульман, христиан, айсоров, езидов. Или молчание - золото? Спасибо.