Понимаю, что про чеченскую свадьбу писать уже неприлично, но все же. Поскольку страсти в фейсбуке не утихли, а только снизился градус обсуждения, скажу еще несколько слов.
Все, что мы наблюдали в прямом эфире под названием «регистрация брака Луизы и Нажуда», как нельзя лучше укладывается в культуру карнавала, о которой блистательно писал Бахтин.
Карнавал допускает нарочитое нарушение правил и этикета, смену ролей и сокращение дистанций, допускает скабрезности и пошлость, простолюдинов и шутов на миг превращает в королей, а королям дает шанс повеселиться с народом на равных.
В чеченской свадебной обрядности регистрация в ЗАГСе не является обязательным элементом. В ЗАГС идут уже тогда, когда свадьба сыграна, а большинство гостей о ней уже давно забыло, даже через несколько лет. Обычно после рождения ребенка или тогда, когда ребенок должен пойти в школу, или тогда, когда один из родителей получает работу и должность, на которой статус человека семейного добавляет ему очки. При этом паспорта просто заносятся служащему ЗАГСа и ставится печать, без всякой торжественности. Как сказал мне один из собеседников — «это как справку в ЖЭКе получить». Поэтому публичное стояние молодоженов перед камерами в окружении родственников, чужих людей, зевак, любопытствующих женщин, снимающих все на камеры — это есть то, чего обычно не бывает. Не знаю ни одного кавказского мужчину, который женился бы в возрасте «под 50» ( а Нажуд, как оказалось, имеет страничку в фейсбуке и там указан его возраст — 57 лет) и согласился бы торжественно и шумно пойти в ЗАГС, вынести на всеобщее обозрение свою официальную регистрацию, давать публичные клятвы, позировать на камеры и вообще играть в 20-летнего молодожена. Это нарушение привычного ритма свадебного ритуала и разрыв с традицией.
Про отсутствие на регистрации родителей невесты. Они на свадьбу дочери не приходят вообще. Так не принято. Потому что раз ты ушла замуж в другую семью, начинай с ними ладить самостоятельно. Со стороны невесты на церемонии могут присутствовать сопровождающая ее женщина, подруги невесты, иногда сестры. На западном Кавказе в последние 5-7 лет делегация со стороны жениха официально приглашает родителей невесты и ближайших родственников на свадьбу. Они долго ритуально отказываются и, как правило, на свадьбе не присутствуют. Хотя бывают и исключения. Поэтому отсутствие отца Хеды на свадьбе меня не покоробило. Было бы странно, если бы он туда пришел.
На Северном Кавказе есть разные нюансы по поводу того, кто заводит невесту в дом жениха. На западном Кавказе невесту не заводят в дом жениха ни чужие мужчины, ни братья, ни еще какие-то родственники-мужчины. Ее заводят женщины со стороны жениха — тети, сестры. Среди сопровождающих может быть ее подруга. Во всяком случае, ввод невесты в дом — это исключительно женская прерогатива. У чеченцев невесту заводит в дом или брат жениха, или друг жениха. Предварительно он спрашивает ее разрешения и берет ее под локоть (не под руку, а обязательно под локоть). Невесту Луизу вел под руку (не под локоть) один из самых одиозных людей в Чечне. Это тоже сценарий не по правилам. Может быть, и поэтому девушка, и так уставшая от публичного внимания, на высоких каблуках и в своем пышном платье, чувствовала себя не в своей тарелке и выглядела так нерадостно? Почему она должна была брать под руку чужого мужчину — в традиционной практике это есть нарушение ее личных границ. И взрослой кавказской женщине это было бы неудобно, что уже говорить о 17-летней?
Наконец, апофеоз карнавала — это сама ведущая церемонии, почему -то использующая стебель увядшей розы вместо указки. Как оказалось, это журналист местного ТВ, а не сотрудник Грозненского ЗАГСа. Как поспешили заверить читателей юристы, нарушения законодательства здесь не было — диджей Ася только провела церемонию, а бумаги оформил настоящий сотрудник ЗАГСа. Тем не менее, ощущение фальши меня не покидало - и платок ведущей, повязанный по-мусульмански, в этом контексте тоже приобрел для меня маскарадный смысл.
На карнавале все становится с ног на голову. И в этом его функция — в переворачивании смыслов. Святое становится грешным, постыдное — допустимым, пороки — достоинствами, а гладкое, как оказалось, сморщенным.
Функционально карнавал снимает социальное напряжение, сбрасывает народный гнев или направляет его в другую сторону. Почему регистрацию брака расписали по сценарию карнавала, остается только догадываться. И почему Лайфньюс снял это в таких ракурсах и в таком виде, что репортаж вызвал раздражение и негативные эмоции почти у всех? Интересно, кто распорядился? Фото с сайта http://m.stav.kp.ru/daily/26382.5/3260392/
Комментарий от Эли Ж.: По поводу журналистки, повязавшей платок на торжественную церемонию... Она носит так платок очень давно. Это не деталь ее наряда именно в этот день на церемонию)
Коммент от Кати Д. :Наима, очень интересно! И выходит за рамки обсуждаемых вопросов. Полезная информация
Комментарий от Татьяны А. "Меня просто крайне беспокоит правовой вопрос. По шариату одно, а по закону РФ другое. Человек он небедный, скорее всего. Жена - наследник первой очереди. Ну тогда порадуемся за Луизу. Кто знает как что сложится - надеюсь, что все проживут долго и счастливо вместе, - но в случае чего бывают такие неприятные моменты как раздел жилплощади. И тут все решает вовсе не шариатский суд".
Комментарий от Игоря Н.
"Спасибо, хорошая статья. Редко встретишь обстоятельную аналитику конкретных событий на Кавказе. Объективность стала редкостью)"
Коммент от Казбека Н. : "Невозможно не согласиться с Вами... Увы... (("
Комментарий от Аси Керимовой:
"Наима , очень благодарна Вам за пояснения и надеюсь Ваш авторитет заставит сомневающихся изменить взгляд на надуманную проблему . И внесу некоторые уточнения , если позволите.1. Невесту из родительского дома выводит мужчина -представитель жениха , здесь нет особенных ограничений .Эту миссию могут возложить и на брата и на свата и на друга жениха .2. На свадьбе не могут быть родители неветы , её братья , другие мужчины имеющие родство с невестой , иногда присутствует женщина сопровождающая невесту , её подруги и иногда сестры , но чаще сестер не бывает.3.Ди-джей Ася Белова всегда в платке , то что её пригласили для проведения церемонии на мой взгляд неудачный ход- вызвал много кривотолков".
Комментарий, присланный мне на ФБ.
"Никаких ЗАГСов не было никогда, более того, есть немало фамилий, которые не делают вообще закгс, и поэтому дети оказываются на фамилии матери, и уже перед армией, или перед получением паспорта, сыновья всегда требуют вернуть имя фамилию отца :))))))))) вот где проблема возникает :)))))))"
Карнавал- это хорошо. Чувство юмора, и всё такое.
Комментарий от Сергея А.:
нам показывают паспорт без штампов, но паспорт такой же реальный, как и работница загса? Но собственно говоря, если не было официального брака, то это еще хуже, выходит, что государственный чиновник не самого низкого ранга, юрист, жил с сожительницей, имел от неё детей (насколько законных? он оформил опекунство?). И нам теперь надо всем признать, что это всё нормально?
комментарий от Маирбека В.:
я никогда не видел, чтобы невесту вела женщина smile emoticonНИКОГДА, ее ведет самый лучший друг жениха, или брат жениха, или в крайнем случае кто-то из родственников жениха, но, уж точно не женщина smile emoticon Женщина всегда сопровождает, но, ведет всегда мужчина...smile emoticon Перед тем как взять ее под руку , он произносит фразу которая подтверждает его право взять под локоть (но, никогда не руку) и выводит прямо из дома невестки...и ведет в дом мужа....
Комментарий от Татьяны А.: меня просто поражает факт вот этого полуофициального двоеженства, сосуществования на правовом поле не пойми чего, готовности женщины мириться со второй (и в перспективе - все делить)- все сразу.
От Маирбека В."это у всех без исключения (горных, равнинных, и еще каких угодно чеченцев ) независимо от того где живет чеченец, обязательное право за мужчиной. После того как мулла передает деньги - калым, мужчина берет ее под локоть и выводит как знак урегулирования всех вопросов официально из дома родителей..."
1.
1.1. "На карнавале все становится с ног на голову."
1.2. "Почему регистрацию брака расписали по сценарию карнавала, остается только догадываться."
-- Врядли сценаристы думали об этом. Да и вообще, это же реальность заказчиков сценария. Заказная реальность. Назначенная.
2.
2.1. "И в этом его функция — в переворачивании смыслов."
2.2. "Функционально карнавал снимает социальное напряжение, сбрасывает народный гнев или направляет его в другую сторону."
-- Жонглирование любыми смыслами так же естественно. Такой, топорный постмодернизм. Но, думаю, не вполне осмысливаемый.
3. "И почему Лайфньюс снял это в таких ракурсах и в таком виде, что репортаж вызвал раздражение и негативные эмоции почти у всех? Интересно, кто распорядился? "
-- Опять же, Вы, на мой взгляд, слишком серьезно воспринимаете ВЕСЬ "творческий коллектив". Наплевать им на публику с её позитивами и негативами. Как говорится, - жрите что дают.