Уверена, что почти никто не знает, что 1 июня — Всемирный день молока. Цель праздника, который впервые отметили по инициативе ООН еще в 2001 году, популяризировать знания о молоке и молочных продуктах, о производствах, связанных с молочной отраслью.
Молоко, молочные супы, молочные каши из кукурузы и проса, кислое молоко, сметана, масло — все эти продукты в невероятном разнообразии есть в традиционной кухне всех народов Кавказа. На рынках любой из северокавказских столиц вы найдете целые ряды роскошных домашних молочных продуктов, ни в какое сравнение не идущих с самыми раскрученными сетевыми брендами.
Молоко на Северном Кавказе не только употребляли в пищу, но и использовали в медицине и ритуальной практике. Об этом — в сегодняшнем посте.
Горячее молоко - коровье, козье и овечье - с жиром или маслом использовали в народной медицине для смягчения кашля, при заболеваниях органов дыхания, при туберкулезе легких.
Молоко в народной медицине особенно активно использовали черкесы. Чтобы помочь восстановиться роженице,ей давали ей мамалыгу, а для улучшения цвета лица мамалыгу разбавляли молоком. Кормили молоком ослабленных и больных детей. Еще более полезным считалось кислое молоко — оно улучшало кровообращение, работу желудка и сердца и было очень полезно для детей. Кислое молоко использовалось в терапии желудочных заболеваний - вместе с чесноком.
При чесотке на пораженный участок накладывали повязку, смоченную в настое корней конского щавеля с кислым молоком.
Карачаевцы и балкарцы считали, что оленье молоко является волшебным лекарством, исцеляющим самые страшные болезни. В древней песне "Бийнёгер" герой, брат которого заболел неизлечимой болезнью, отправляется в горы на поиски оленьего молока.
При опрелостях и ранках в складках тела ребенка абхазы купают его в молоке. Грудное молоко используется абхазами и для умывания ребенка. При воспалении глаз у детей абхазы закапывают в глаза несколько капель теплого грудного молока. В Закавказье женское молоко не закапывают в глаза ребенку, но и промывают им глаза. Этнограф Любовь Соловьева отмечает, что при воспалении глаз применялись промывания молоком женщины, кормящей именно девочку.
Молитвы и ритуалы, в которых используется молоко (окропление и обливание молоком), направлены на обеспечение плодородия - как женского, так и всей общины.
У осетин после рождения ребенка через три дня молодая мать в сопровождении повитухи и женщин- соседей шла к святилищу Майрам (Богородицы) с жертвенными приношениями – ритуальными пирогами, пивом или брагой. После обрядового моления роженица выливала на Майрам пиво из чаши, а одна из сопровождавших ее женщин говорила: «Будь обильна молоком!» и передавала роженице чашу с зернами, которые та съедала. Этот ритуал гарантировал женщине много молока, а также то, что ребенок будет привязан к груди и станет быстро набирать вес.
Тема детей и молока присутствует и в погребальной обрядности осетин. А.Б. Кокоева записала интересный рассказ респондента о том, что умершие дети сразу же оказывались в раю, но из-за того, что они еще не крещены, их не хоронили на общем кладбище. Дети в царстве мёртвых превращаются в райских птичек «дзæнæты цъиуытæ», и поэтому их не стоит оплакивать. В царстве мёртвых дети выполняют важную роль, они подают молоко из молочного озера – æхсыры цадæй. «Удостаиваются этого молока только убитые на войне, которые находились в тёмном месте и только дети их могут, мол, обнаружить». (Кокоева А.Б. Погребальные обряды осетин, связанные со смертью детей).
У многих народов Кавказа молоко использовали в и ритуалах, связанных с вызовом дождя. В Осетии на кладбище аула Галиат есть каменная церковь с жилыми кельями. Ее называют «Семь дзуаров» или «Семь святых». Когда-то, говорит предание, в кельях жил священник, он похоронен неподалеку от церкви. Считается грехом пройти между церковью и могилой монаха, а женщинам к этому месту приближаться запрещено. Узи дзуар - святыня фамилии Езиевых; они ежегодно приносят ему в жертву барана. Старейшина фамилии складывает кости жертвенного животного на сохранившемся престоле церкви. Когда в Галиате засуха, обращаются за помощью к Узи дзуару. Из Езиевых по жребию выбирается мужчина, который после двухнедельного поста, т. е. ежедневных омовений, несет к дзуару чашку молока и обливает им стены церкви.
Этнограф Л.Гутова нашла в архиве записи о том, что в Кабардино-Балкарии, в селении Ерокко, находится могила убитой молнией девушки. У могилы как намогильный памятник стоит каменная глыба. В засуху люди приходили к камню, обмывали его молоком и обливали водой, затем устраивали хороводы и купания в одежде. После этого откалывали молотком кусочек от камня и бросали его в реку: считалось, что после этого пойдет дождь.
Гутова записала и обряд обращения к черкесскому богу-громовержцу Шибле: «В течение семи дней женщины поливали молоком то место, куда ударила молния. Так, на протяжении семи лет по семь дней окрестные домохозяйки поливали его молоком. После того, как женщины полили молоком землю, они становились в круг друг за другом, обходили политую молоком часть земли три раза и пели песню. При этом они пританцовывали, держа правую руку за поясом, а левой рукой били друг другу в ладоши. На седьмой год женщины несли еду и махсыму (напиток на основе проса на меду), туда же приходили и мужчины. Устраивались жертвоприношения в честь бога Шибле, а шкуру с жертвенного животного снимали, не разрезая, обрабатывали и вывешивали на палку, которую закапывали в землю, куда ударила молния. Шкура стояла на том месте в течение трех дней, а по истечении этого времени, если встретится по пути верующий человек, то тот снимал ее с палки и закапывал перед обработанной землей. Верили, что после этого пойдет дождь и бог одарит людей богатым урожаем».
В Дагестане в селах Мулебки, Урахи, Сергокала устраивали шествия ряженых для вызова дождя. Их называли «дождевые». Процессия состояла из подростков- мальчиков 13-14 лет, которые раздевались догола и обмазывались грязью. Этнограф Руслан Сефербеков отмечает, что «в руках у них были грязные тряпки, которыми они пугали прохожих (а в прошлом, вероятно, и пачкали их). Во время шествия по селу мальчиков обливали водой, кислым молоком и одаривали продуктами».
В селе Вихли в Кулинском районе, опять же отмечает Сефербеков, во время засухи собирали молоко с жителей села и раздавали нуждающимся, т.е. не имеющим своих коров, или же из молока варили сыр и раздавали жителям села.
На то, что молоко воспринималось как живительная субстанция, указывают и следующие обычаи. У аварцев перед первой жатвой серп на ночь смазывали маслом, жиром, курдюком, а рукоять опускали в молоко. А в некоторых селах Дагестана принято «кормить» невесту медом и обрызгивать молоком.
Поэтому, когда в очередной раз вы пойдете в магазин и будете покупать молоко в Тетрапаке или в пластике, вспомните, что еще сто лет назад наши предки считали бы, что вы держите в руках священную субстанцию.
По-моему у Лонгворда вычитал, что черкесы считали молоко вредным для взрослого человека, по-этому употребляли кисломолочные продукты.
Комментарий от Нодара Ш. на фейсбуке: " Я внимательно читаю все Ваши посты. Каждое лето мы бывали в сел. Староабуковском (Первомайском) у бабушки. Во время вечерней дойки она обязательно поила всех внуков парным молоком. Причём тем, которое сцеживала в конце. Говорила, что это молоко самое жирное и полезное.Грудное молоко в глаза детям кабардинцы тоже закапывают. Помню, что носили в наперстке.А какой бабушка делала сыр, щху, творог и тд...!!! Я думаю, что у Вас также было ".