Об "Общих требованиях к традиционной чеченской свадьбе"

07 октября 2015, 23:08

Моя лента на фейсбуке пестрит комментариями о правилах проведения чеченской свадьбы, разработанных мэрией Чечни. Правила были разработаны мэрией в конце сентября 2015 года в срочном порядке после публичных рекомендаций (читай – приказов) главы Чечни Рамазана Кадырова носить традиционные свадебные платья, избегать декольте и продавать в свадебных салонах скромные и сдержанные подвенечные платья.  

Большая часть моих фб-друзей иронизирует, называя этот текст «документом века»,  прямо отсылая к знаменитой «свадьбе века» Луизы Гойлабиевой и Нажуда Гучигова.

Однако глава Чечни не является первым чиновником, который волевым решением ( в данном случае - через департамент культуры мэрии) регламентирует традицию. Еще в период имперского освоения Северного Кавказа, в 1880-е и 1890 е гг. региональные кавказские начальники  нередко собирали совещания старейшин и местных мулл для регламентации того или иного обычая. Правда, тогда в фокус их внимания попадали, как правило, кровная месть, умыкание невест, уплата калыма и конокрадство. В результате таких совещаний обычай и обряд, конечно, не прекращали существование, но серьезно трансформировались. Задумка заключалась в том, чтобы, например, определялись фиксированные суммы калыма, а за конокрадство человек оказался бы положении социального изгоя.

При большевиках история имела продолжение. В 1920-е гг. традиционный обряд стал восприниматься как набор отдельных элементов, которые, как конструктор, можно переставлять и изменять. Какие-то элементы обряда могли отменяться волевым решением сверху, а какие-то, наоборот, по замыслу строителей новой жизни, не представляли идеологической угрозы и приветствовались.  

Денежные сборы на свадьбах, институты традиционной взаимопомощи, шариатские сборы ( закят и саадака) - все это экономически поддерживало традиционные для социума группы влияния - общинных лидеров и служителей культа, поэтому запрещалось.

Уже в первых советских постановлениях калым объявлялся «вредным пережитком прошлого», с которым, как и с похищением невест, кровной местью, почитанием стариков, велась идеологическая борьба. В 1929 году в УК РСФСР появляется уголовное наказание за калым и умыкание. В 1920-е за уплату калыма и его получение  штрафовали, отправляли на принудительные работы и иногда давали срок до года.  

Второй раз свадьбу пытались переделать по-советски уже 1950-1960-е гг. Делалось это уже не законодательным путем, не руками старейшин или мулл, а «комиссиями по внедрению в быт советской обрядности» и  целым штатом агитаторов -  делегатов всевозможных  региональных съездов и конференций, членов общества «Знание» и комсомольских активистов. Местная пресса была полна статьями о том, что «в свадебном обряде … немало отсталого, унизительного для девушки».

В конце 1950-х боролись со свадебным скрыванием жениха, с тем, что невеста, едва переступив порог жениха, оказывается в отдельной комнате и не общается со старшими и свекром, а во время свадьбы весь день стоит в углу, тогда как гости веселятся и танцуют.

Вот такая свадьба в Адыгее в 1961 году признавалась образцовой:  «жених открыто увел девушку в дом, где ни он, ни она не стали скрываться от родителей. … Новобрачных с песнями ввели в зал в школьном клубе, где за столом  сидели все вместе, причем вопреки обычаям провозглашали тосты за молодых и даже заставляли их целоваться».

Постановление мэрии Грозного касается, прежде всего, танцевального этикета. И это не лишено смысла. Не секрет, что на свадьбах (да и других праздниках) Северного Кавказа, за редким исключением, давно практически игнорируется распорядитель танцев, нарушается конфигурация самого танцевального поля,  желающие танцевать просто рвутся в круг, не дожидаясь своей очереди, причем зачастую девушек к этому подстегивают их же матери. Молодой человек позволяет себе не танцевать с девушкой, которую ему по правилам этикета выводит девушка-распорядитель, а, игнорируя девушку, которая уже вышла в круг для танца,  сам выбирает себе партнершу.  Я не говорю уже о самом комичном – когда навстречу девушке «на выданье» вдруг выходит танцевать мальчик из начальной школы.

Поэтому "общие требования" мэрии Грозного в этой части не выглядит комичными или нелепыми.

Я обратила внимание на другое –  в 1880-х и в 1950-х, и в 1960-х свадебный обряд регламентировали таким образом, чтобы вписать (иногда даже втиснуть, как в прокрустово ложе) его в те нормы, которые мыслились как «цивилизованные», а в случае в советскими свадьбами еще и осовременить, унифицировать обряд по всей стране.

В случае с новыми правилами чеченской свадьбы действует другой механизм – максимально вернуть обряд к традиции, потому что только так якобы установится социальный порядок. Именно поэтому в список табу попали свадебный торт и танец невесты.

Однако проблема совсем не в торте и не в стрельбе… 

08.10.2015 в 10:36turok

Однако проблема совсем не в торте и не в стрельбе…

а в чём?

08.10.2015 в 19:06Наима Нефляшева

Комментарий на этот пост в ФБ от Заремы Ц. : " Конечно, подобная регламентация частной жизни может вызывать отторжение и раздражение..., но свадьба - это уже не совсем частное дело, особенно кавказская свадьба. У нас степень публичности такого действа очень высока, а вот степень ответственности тех, кто организует и проводит свадьбу зачастую крайне низкая. Никто не хочет брать на себя функцию регулятора такого масштабного действа и думать об элементарной безопасности там, где собираются сотни человек, многие из которых "разгорячены" спиртным. И если в традиционном кавказском обществе свадьба была местом, где все стремились продемонстрировать свои лучшие качества (в первую очередь умение следовать традиционным этикетным предписаниям), то теперь, когда следование традиционному этикету по сути стало делом личного выбора каждого, мы ударились в другую крайность. Сейчас на свадьбах (и кавказских, и русских, и других) можно увидеть совершенно чудовищные вещи. Думаю, каждый, читающий этот пост, не напрягаясь, вспомнит какой-нибудь "неописуемый случай" на свадьбе, вызвавший как минимум недоумение или горькое сожаление по поводу увиденного. И это может выходить не только за рамки народной традиции, но и попадать под определение правонарушения и попахивать статьей из УК РФ. Наверно, действия чеченских властей по регламентации свадебной обрядности выглядят неуклюже, но это попытка заставить людей задуматься о своем поведении. Если общественное мнение уже не является регулятором, то какие-то регуляторы в любом случае должны быть, Пусть даже административные. Даже в волчьей стае есть регулятивные механизмы. Но чиновники, составляющие предписания, должны очень грамотно подходить к таким вопросам и не перегнуть палку до абсурда. А вот с грамотностью чиновников у нас всегда были проблемы..."

10.10.2015 в 13:22Amnistiya

Как можно так бессовестно вторгаться в личную сферу?!

10.10.2015 в 13:20Amnistiya

Среагировала на пост... Не очень лицеприятно... Не к автору...а к предмету обсуждения... 

Может быть, в скором времени уважаемый Рамзан будет регламентировать тактику брачной ночи... По личному опыту...?! 

10.10.2015 в 12:26Лука Мудищев

Подоплека  подобных сентенций  состоит в том, чтобы  попытаться в очередной раз вдолбить/навязать  населению  следующую идею. Идея такова:" _Мы и только мы, сегодняшний режимец, являемся   гарантом сохранения и популяризации народных традиций и обычаев. И ничего даже и думать о и мечтать о социальном равенстве времен праведных халифов.Не следует и думать о  том, что где-то там пытаются установить прозрачную систему управления и движения  средств. Мы сами знаем, как народец должен развиваться. Как ему молиться.В какие платьица рядится. Как им жениться. Остальные , альтернативные  вольнодумцы, не  хранители исламской веры и чеченских тIардиций"))) А лишь только "я  есмь!")))_ Конечно же за пределами Грозного, не говоря уже об условной админгранице между Ингушетией и Чечней плевали на эти буквосочетания, рожденные  в Департаменте культуры мэрии Грозного. Но тут важен сам посыл-"Я есмь-Царь и хранитель духовности"…. Как в случае с  недавнем неудавшемся тявканьем[долгим завыванием министров по ТВ Грозный и т.п.] в сторону суда Южно-Сахалинске, который запретил  первую и другие суры Корана в России!

10.10.2015 в 13:43Лука Мудищев

Не так давно был в одном из городов Дагестана на свадьбе. И упивались в меру, и постреливали, блага с "травматов", и невестушки)) малость декольтированы были.[несмотря на то, что каждый столик был  на прослушке  и велась видеозапись трожества хозяином заведения] Однако жежь никто не осмеливается упрекнуть поданных Абдулатипова Рамазана в том, что они отклонились от обычаев предков. У меня, знаете ли, иной раз мыслишка проскальзывает: "А может первыя лИца Чечни озабочены резким приходом неподконтрольной им наличности в карманы владельцев ресторанов и банкетных залов???" (Если кому в Чечне прёт бабло-это вызывает лютую головную боль у "пяхотинцев" )Ведь раньше справляли сдачу невесты в эксплуатацию в домах родителей жениха, а сейчас всё по банкетным залам, да кабакам..Понять можно-так дешевле...