Гумер Исаев о "новых мухаджирах" в Турции.

07 ноября 2015, 23:38

5-6 ноября прошел V Казанский международный научный форум «Ислам в мультикультурном мире». В рамках круглого стола «Современный исламский радикализм», где я выступала, с докладом «Феномен новых «мухаджиров» из России в современной Турции» выступил Гумер Исаев, кандидат исторических наук, руководитель Санкт-Петербургского Центра изучения современного Ближнего Востока. После заседания мы поговорили о новых «мухаджирах» в Турции более подробно.   

Гумер, прежде всего, давай уточним для наших читателей – что ты вкладываешь в понятия «мухаджирство», «мухаджир». Как я поняла из твоего выступления, в контексте темы твоего доклада понятие приобретает определенные нюансы?

Слово «мухаджирство» происходит от арабского слова «хиджра» — это процесс переселения мусульман. Первую «хиджру» из-за гонений на мусульман осуществил Пророк Мухаммад, перебравшийся со своими сподвижниками (мухаджирами) из Мекки в Медину. Впоследствии термин «мухаджирство» использовался применительно к разным историческим переселениям, в ходе которых мусульмане были вынуждены покидать территорию, на которой проживали. То есть, это вынужденные беженцы, говоря современным языком. Например, мусульмане, бежавшие из Андалусии под натиском Реконкисты, или мусульмане, бежавшие с Кавказа в ходе Кавказской войны 1817-1864 гг..  Кстати, чаще всего, когда речь идет о мухаджирах в Турции, имеют в виду, в первую очередь, черкесов или другие народы Кавказа, которые нашли прибежище в Османской империи в ходе и после Кавказской войны. Сегодня на территории Турции можно найти села,  основанные черкесами и другими выходцами с Кавказа. 

Но в своем выступлении я говорил не о черкесах, общины которых есть не только в Турции, но и в других странах Ближнего Востока, а о представителях новой волны уехавших из России мусульман, которые нередко называют себя мухаджирами. 

Каков масштаб «нового мухаджирства» в Турцию современных российских мусульман? Насколько они заметны, так скажем, в турецком ландшафте, культурном и конфессиональном?

Безусловно, масштаб переселений «новых мухаджиров» не может сравниться с тем, что имело место в XVIII- XIX вв. или после революции 1917 г., современные мухаджиры практически незаметны в современной общественной и политической жизни Турции. Также они теряются на фоне другого феномена русского присутствия в Турции – «русских жен» или смешанных браков. Но, на мой взгляд, «новые мухаджиры» представляют собой интерес и заслуживают внимания, особенно в контексте сюжетов, связанных с современным российским исламом и Турцией. 

Как историк не могу не задать традиционного вопроса  - на каких источниках написан твой доклад?

Мой доклад не претендует на то, чтобы быть социологическим исследованием, это, скорее, информационное сообщение, которое основано на открытых источниках, таких, как персональные страницы в соцсетях, публикации на мусульманских ресурсах и личное общение с людьми,  называющими себя мухаджирами в Турции.  Не исключено, что в случае интереса к этому феномену можно будет осуществить более глубокое изучение вопроса с использованием, например, социологических методов исследования.

Ты сталкивался с какими-то проблемами при исследовании этой темы? По своему опыту полевых исследований на современном Кавказе могу сказать, что для исследователя доступ в подобное поле крайне сложен и требует не только деликатности, но и высокой степени доверия со стороны респондентов.

Безусловно, это существенная проблема. Не все респонденты хотят говорить на эту тему, также есть вопрос особого внимания к этому вопросу со стороны правоохранительных органов. Некоторые «мухаджиры» находятся в розыске, и даже тот факт, что речь идет о научном исследовании, не упрощает задачу учёного, который начинает вызывать подозрение со всех сторон.   

Есть ли статистика мусульман, уехавших из России в Турцию и получивших здесь вид на жительство (ВНЖ) или ПМЖ?

Трудно назвать количество мусульман, которые переехали в Турцию на ПМЖ. Кто-то едет на учебу, кто-то на работу… Далеко не все мусульмане из России могут назвать себя мухаджирами. Российские дипломатические представительства ведут учет российских граждан, но этот учет добровольный и не учитывает вопрос вероисповедания. Турецкие официальные органы вероисповедание учитывают, но информацией относительно количества мусульман из России, получивших на разных основаниях ВНЖ в Турции, не делятся. 

Турция – идеальная транзитная зона для россиян, учитывая безвизовый режим, но получить здесь статус беженца практически нереально. Даже обычный ВНЖ получить непросто, требуются основания. Сегодня всех больше интересуют цифры россиян, которые едут из Турции в Сирию, чтобы примкнуть к боевикам, мы постоянно слышим какие-то якобы достаточно точные цифры, но у меня есть сомнения в их достоверности….

Мусульмане из России в Турции – что это за люди? Каков их возраст, образование, мотивы приезда?  

Говоря о тех мусульманах, которые покинули территорию России по идеологическим соображениям, следует разделить их как минимум на две категории. Во-первых, это те, кто испортил отношения с властями и правоохранительными органами. Соответственно, чьи действия и поведение были расценены как угроза для российского общества. Они уехали в Турцию, т.к. опасались прямых преследований.

Другая группа – те мусульмане, кто не подвергался каким-либо преследованиям, но был по разным причинам не удовлетворён условиями жизни в России. Фактически, здесь мы имеем зеркальное отражение ситуации с теми людьми, кто по разным причинам уезжает в западные страны – кто-то с жалобами на притеснения и нарушения своих прав, а кто-то из желания жить в более комфортных условиях. Но в случае с «новыми мухаджирами» комфорт предполагает жизнь в соответствии с нормативами ислама.

Очень интересная и, на мой взгляд, правомерная классификация. Начнем со второй группы – кто же едет в Турцию за эмоциональным и бытовым комфортом?

Действительно, для многих желание переезда в Турцию связано с желанием жить в мусульманской среде. Но не стоит забывать, что Турция является светским государством. Более того, в турецкой действительности много такого, что трудно связать с мусульманской традицией, особенно в крупных городах – злачные места, продажа алкоголя и многие другие пороки современного западного общества, которые мусульмане обычно критикуют. Но, например, в Стамбуле, имеет место районирование не только по степени доходов, но и по степени религиозности -  соблюдающие мусульмане имеют возможность найти район проживания, где они бы чувствовали себя комфортно. В одном из текстов, описывающих пример адаптации «новых мухаджиров» в Турции,  мне показалась очень ёмкой одна фраза: «Некоторые районы Стамбула отчасти переносят нас в атмосферу исламского правления». То есть, важна именно атмосфера. И при этом многими переселившимися подчеркивается, что Турция является страной с достаточно высоким уровнем жизни, близким к европейскому.

Сравнивая жизнь в Турции со своей жизнью в России, мухаджиры нередко отмечают, что, например, в России их жены не могли носить хиджаб на улице из-за не всегда вежливого поведения окружающих, подозрительных взглядов и тд..  Мусульмане, особенно с Кавказа, нередко жалуются на рост ксенофобии в российском обществе. Например, в качестве значимых событий назывались события на Манежной площади 2010 г., высказывания некоторых политических деятелей в России в том духе, что «если не хотят жить как все,то пусть уезжают».

То есть, для новых «мухаджиров» Турция является привлекательной, так как совмещает европейские высокие стандарты жизни и словно переносит людей  чуть ли не в эпоху  Золотого века первых праведных халифов. Правильно ли я поняла, что для людей оказывается просто важным спокойно выстраивать свою повседневную жизнь по шариату?

Мне кажется, что для многих «новых мухаджиров», выбравших Турцию, большую роль играет эстетическая составляющая – на самом деле они не готовы ехать в страны с более высоким уровнем исламизации общества, которые, как правило, культурно сильно отличаются от европейских стран или России. Именно поэтому Турция, где в некоторых местах можно почувствовать «атмосферу исламского правления» и где при этом есть «европейские стандарты», оказалась идеальным местом проживания для «нового мухаджира». В общем-то, многим российским мусульманам, вольно или невольно ставшими мухаджирами в Турции, не так много надо для комфорта – речь идет вовсе не о желании жить в исламском государстве по законам шариата, а о месте, где можно было бы спокойно соблюдать ряд мусульманских предписаний.

Есть ли какие-то фонды, коммерческие структуры, которые помогают желающим с переездом в Турцию и с дальнейшим трудоустройством?

Насколько я знаю, существуют общественные организации и фонды, которые могут оказать помощь тем, кто едет в Турцию на долгий срок. Кроме того, для тех, кто собрался переселяться в Турцию, существуют специальные агентства недвижимости, которые, как правило, создаются  мусульманами- выходцами из России. Например, я нашел в интернете Центр помощи переселенцам, который по совместительству оказался агентством недвижимости и предлагает покупку коттеджных поселков в Алании под названием «Мухаджир 1» и «Мухаджир 2».  Это, конечно, рассчитано на тех мусульман, у которых есть средства для того, чтобы купить недвижимость в Турции. Правда, возникает некоторый диссонанс: «мухаджиры» обычно ассоциируются с гонимым мусульманами, а тут - фешенебельные жилые комплексы с бассейнами. Но, с другой стороны, есть спрос – есть предложение…

Поселок "Мухаджир 1", в котором продается недвижимость для мусульман из России

Первая категория, о которой ты рассказал, конечно, более проблемная…

Теперь о категории тех людей, кто с большей степени уверенности называет себя «мухаджиром», т.к. считают, что подвергались преследованиям или дискриминации в России и, следовательно, их «Хиджра» кажется им обоснованной. В задачи моего небольшого исследования не входило выяснение причин, по которым они преследовались правоохранительными органами в России.  Ведь случаи у всех разные. Я считаю, что нельзя идти на поводу у некоторых «исследователей» и поголовно всех называть «экстремистами» и по умолчанию отправлять в ряды ИГИЛ.

Безусловно, в Турции оказывается немало тех российских мусульман, кто решает примкнуть к экстремистам, кто едет воевать в Сирию. Это те, кто использует турецкую территорию как удобный транзит, но не собирается поселяться в этой стране. Под «новыми мухаджирами» в Турции в своем информационном сообщении я в первую очередь имел в виду тех,  для кого Турция – цель и главное место пребывания, а не транзитная зона.

Некоторые «новые мухаджиры» продолжают быть «головной болью» для российских государственных органов. Например, когда они пытались проводить активную общественную и политическую деятельность в Турции, например, привлечь внимание к вопросу о положении мусульман в России – случаям запрета мусульманской литературы, преследовании оппозиционеров и так далее. Например, в 2014 г. группа русских мусульман несколько раз выступала на турецком телевидении и сотрудничала с турецкой исламской правозащитной организацией «Мазлюмдер». И в этом случае их деятельность стала частью куда более серьезного политического процесса – двусторонних российско-турецких отношений…

Как совмещаются такие вещи, как открытый призыв, исходящий из Турции, к хиджре  мусульман России и двусторонние отношения России и Турции, в которых турецкий истеблишмент кровно заинтересован? Я нашла на сайте, о котором ты говорил, такой призыв к хиджре:  «Мы - мусульмане Турции приглашаем вас сделать хиджру в нашу страну! Специально для вас мы строим исламские жилые комплексы на берегу Средиземного моря. У нас громко звучит пятикратный азан, строятся мечети даже высоко в горах, нет пренебрежительных взглядов на мусульманок, находится самое чистое море на планете, тепло и солнечно, растут натуральные овощи и фрукты круглый год! Наша страна очень гостеприимная -  въезд свободный безвизовый, а так же тут без проблем можно жить на постоянной основе. Нет языкового барьера - у нас живёт очень много русскоговорящих людей, в том числе и мусульман. Для переезда в Турцию необходим только загранпаспорт».

Очевидно, что двусторонние отношения между Россий и Турцией, особенно в сфере энергетики, имеют приоритетное значение для турецкой политической и экономической элиты. И, несмотря на «промусульманскую» риторику турецких властей и лично Эрдогана, понятно, что в политике ими движет жесткий прагматизм. Они не хотят подвергать угрозе турецко-российские экономические отношения и по этой причине не готовы допускать антироссийской риторики некоторых особенно оппозиционных «новых мухаджиров».

Словно в подтверждение этого намерения в декабре 2011 г. между Россией и Турцией был подписан договор о взаимной правовой помощи по уголовным дела и выдаче. И турецкие СМИ перестали обращать внимание на то, о чем еще недавно охотно вещали. Турция уже выдает России тех, кого считает связанным с экстремистской деятельностью. Сегодня наиболее общественно активные и оппозиционно настроенные мухаджиры понимают, что им лучше помалкивать, если они хотят оставаться на территории, где есть «атмосфера исламского правления».

Все, что ты рассказывашь, очень интересно и, безусловно, имеет перспективу для исследователя, а сейчас каковы твои предварительные выводы?

Российские мухаджиры в Турции –  немногочисленный сегмент как для России, так и для Турции. Это перемещение (хиджра) не носит такого драматического характера, как в случае с бегством людей от войн или других невзгод в разные периоды истории двух стран, но, тем не менее, оно существует и обусловлено разными факторами. Если когда-то будет написана серьезная исследовательская работа о «русском» факторе в Турции, как, например, сегодня пишут книги о выходцах из Российской империи на берегах Босфора после революции 1917 г., то в этом исследовании должно быть найдено место и для российских мусульман, которые по разным причинам перебирались в турецкие города в 1990-2010-е гг.

Этот процесс неоднозначный, волнообразный, таких волн было несколько, в Турцию приезжали представители нескольких этнических и социальных групп, так или иначе связанных с разными регионами России. Безусловно, такое исследование представляет собой большую работу, которая потребует серьезных усилий и терпения от исследователя. Это не простое описание «диаспоры» в чужой стране….

08.11.2015 в 00:56Mokhmad_return

Спасибо! Очень интересно!