Лингвисты Адыгейского госуниверситета закончили работу над переводом с французского языка 2х томного труда известного черкесского политика, историка Айтека Алиевича Намитока «Происхождение черкесов» (1892- 1963). Впервые книга была издана в Париже в 1939 году. Проделана огромная работа, которая продолжалась несколько лет.
Надеюсь, до конца года этот масштабный труд, о котором так много говорили и говорят, найдет своего читателя – и профессиональных историков, и просто тех, кому близка и дорога история черкесов.
Айтек Намиток. Париж. Дата неизвестна. Из личного архива Р.Ю. Намитоковой.
Вместе с профессором АГУ Р.Ю. Намитоковой я написала вводную статью к этому изданию, что-то вроде биографического эссе. Конечно, здесь, в формате блога, нет смысла рассказывать обо всех перипетиях судьбы Айтека Намитока. Надеюсь, со временем это сделают историки на том архивном материале, который все еще не извлечен из архивных фондов и ждет своего исследователя.
Поражает, что в одной жизни уместилось так много. Юноша из аула Понежукай после окончания Ставропольской гимназии поступает на юрфак Петербургского университета, самый престижный из 4х факультетов университета. Поступает как раз в это время, когда в Петербурге нарастают студенческие волнения, когда в университете активно работают 12 кавказских землячеств, в том числе и кружок студентов-мусульман. Чем был для него Петербург, университет, юридический факультет? О чем он думал, проходя по знаменитому коридору 12 Коллегий, который сам по себе – барометр политической жизни Петербурга и целой страны? О чем он думал, слушая лекции лучших практикующих юристов и засиживаясь в знаменитой университетской библиотеке с ее фолиантами? Тосковал по родным местам, гуляя по Северной столице, впитывая ее имперский дух и поражаясь контрастам города на Неве?
Не слишком ли это много для 25 –летнего молодого человека, начинающего адвоката, участвовать в переговорах с командованием Дикой дивизии, чтобы предотвратить ее участие в Корниловском мятеже? Переговоры в 1917 г. давались трудно, шли три дня, вместе с Ахмедом Цаликовым и другими кавказцами Айтек выступал перед Черкесским полком на родном языке, убеждая черкесов, всадников дивизии, что бессмысленно ввязываться в бойню на стороне Корнилова. Тогда Дивизия благодаря уислиям переговорщиков не вошла в Петербург, и можно только предполагать, в какой бы стране мы жили, если бы замысел Корнилова удался.
Айтек работал в Горском правительстве, в союзе с казачьей элитой - в Кубанской Раде, где занимал должность министра юстиции. Отстаивал идею конфедеративного устройства России и единства Кавказа.
Эмигрировал в Париж, тогда бывший одним из центров русской и кавказской эмиграции. Занимался политикой, историей, черкесским фольклором, работал со знаменитым французским нартоведом Жоржем Дюмезилем, в поисках черкесских этногенетических корней ездил в Турцию в древние города Алишар, Эйфес, Гордион. Опосредованно был вовлечен в политическую и культурную жизнь черкесского истеблишмента в Турции конца 1920-х гг., женился на замечательной женщине, образованнейшей и умнейшей Хайрие Мелек Хундж. Хайрие Мелек была писательницей, общественной деятельницей, издавала журнал «Diyane», официальный журнал черкесского Женского Хасэ в Стамбуле.
В этом доме в городке Верофле, скорее всего, было написано "Происхождение черкесов".
Переехал в Париж. Наряду с другими кавказцами - Пшемахо Ажигоевым, Мурзалой Куриевым, Османом Чермоевым (племянником Тапы Чермоева) и др. учредил в Париже масонскую ложу «Золотое руно». В 1925 г. в эту ложу был посвящен Гайдар Баммат. Ложа «Золотое руно» работала в союзе с Великой Ложей Франции по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу. Роль масонских лож в политике из-за их корпоративной структуры, ритуальной практики, таинственных обрядов, внутренних правил и развитых вертикальных связей, гипермистифицирована, однако при ближайшем рассмотрении за мистическим флером скрываются более прагматичные и рациональные задачи и дела. «В системе российского зарубежья в Европе в 1920-1930-е гг. масонские ложи выполняли одновременно роль политических клубов и обществ взаимопомощи и сыграли важную роль в социальной адаптации послереволюционной эмиграции. Масонские организации вели разнообразную культурно-просветительную и научную работу, выступая в том числе, в качестве связующего звена между эмигрантским и европейским сообществом, способствуя развитию политического и культурного диалога между эмиграцией и Западом», - писал историк В.Ф. Ершов.
Какое-то время Айтек жил в Германии, где, по рассказам современников, работал в Мусульманском комитете и, как легендарный Шиндлер, вытаскивал своих земляков из немецких лагерей для военнопленных.
Айтек Намиток скончался в Стамбуле в 1963 г. похоронен вместе с женой на кладбище Караджа-Ахмет. Все годы он сильно тосковал по родине, по родственникам, по аулу, где прошло его детство. «Я никогда бы не променял шумные улицы Парижа на тихие улочки родного Понежукая», - писал он своим родственникам.
Сегодня Айтек Намиток возвращается на свою родину через память современников, через свои книги и свои благородные дела. Надеюсь, вернутся и остальные представители черкесского зарубежья 1920-1960-х гг., без которых наша история и мы сами неполны и лишены чего-то главного, основы и крепкой почвы под ногами…
Лучше бы дикая дивизия расскатала большую часть большевиков. Я дак думаю.
выложили бы хотя бы выдержки из труда, думаю многим бы было интересно.