О кровной мести на Кавказе. Деградация традиции

11 января 2017, 00:27

Имперская власть на Кавказе варьировала между адатом, шариатом и российским законодательством. В Кабарде были учреждены родовые суды и расправы, куда были переданы дела по незначительным уголовным и гражданским преступлениям, ранее разбиравшиеся по адатам. Дела о кровомщении было запрещено разбирать по адату: Верхний пограничный суд, учрежденный в Моздоке, рассматривал их на основании российских законов.

Родовые суды и расправы были вскоре отменены и заменены мехкеме, (шариатскими судами), последние были распущены после завоевания Кабарды, и в 1822 году был создан Кабардинский временный суд, в ведение которого вошли и дела «о кровомщении».  Если по адатам существовала возможность выплатить «цену за кровь», то по новым правилам виновных отправляли на каторгу.

Изменения традиции кровной мести повлияли на положение аристократических сословий. Традиционно черкесские князья не входили в круг кровников и не подлежали отмщению, при Ермолове данное положение стало нарушаться - «проконсул Кавказа» предписывал «забыть глупое обыкновение не стрелять в князей, когда они стреляют».

Современный кавказовед Владимир Бобровников отмечает, что таким образом не только подрывался авторитет князей, но и был уничтожен принцип, сдерживающий кровомщение: « Из правоохранительного института кровная месть постепенно превращалась в противоправное, преступное деяние, дестабилизируя положение в горском обществе».

В Нагорном Дагестане и Чечне, как и в Кабарде, дела о кровомщении были изъяты из ведения сельских судов. После 1865 г. дела о кровомщении передавались только в военные суды и рассматривались по российским законам. Горцы, признанные судом виновными в кровомщении, высылались в отдаленные губернии России на длительные сроки – 5, 10, затем, с 1911года, на 20 лет.

В книге В. Бобровникова «Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие» приводится  статистика, согласно которой  искоренить кровную месть в пореформенный период так и не удалось, по официальной статистике «в Нагорном Дагестане и Чечено-Ингушетии около 80% тяжких уголовных преступлений совершалось на почве кровной мести».

Сами горцы не подавали заявление в суд в том случае, если адат требовал кровной мести и продолжали решать их по обычному праву, т.е. через смерть обидчика или его ближайшего родственника. Наконец, некоторые русские  чиновники и офицеры, служившие  в местных администрациях и судах, даже стали cчитать кровную месть справедливой, о чем не без доли романтики писали в своих мемуарах, и закрывали глаза на резонансные случаи  кровомщения.

В революцию и гражданскую войну кровная месть расцвела – отчеты УГРО сообщали о росте случаев самосуда.  

«И перед советской властью стала неотложная задача как можно скорее покончить с массой накопившихся случаев кровной мести и тогда повести решительную борьбу с вновь возникающими враждами. Однако никакими законами или распоряжениями этого сделать было нельзя, так как ингуши не привыкли подчиняться законам, в особенности в делах кровной мести. Прежняя русская власть пробовала бороться с нею судами и ссылкой на каторгу, однако из этого ничего, кроме взаимного ожесточения, не вышло. Единственным выходом из положения было воспользоваться тем способом прекращения кровной мести, который был выработан самим обычаем, т.е. устроить примирение всех кровников по Ингушетии, с соблюдением правил, установленных обычаями», - писал этнограф Яковлев в книге «Ингуши» в 1925 году.

В сельских районах Северного Кавказа создавались общества «Долой кровную месть!», комиссии по примирению кровников с участием стариков, а в 1928 году в Уголовный кодекс были внесены беспрецедентные изменения – была введена новая глава Х «О преступлениях, составляющих пережитки родового быта». Статья запрещала взымать за убийство «цену крови», а также совершать захват имущества родственников или односельчан ответчика, с тем чтобы заставить его выплатить долг. Законодательство революционного времени разрушало адатные нормы, приравнивая преступления по кровной мести к тяжким уголовным правонарушениям.

Интересно, что некоторые адаты в завуалированном виде присутствовали в новых правовых нормах. Так, в главе Х были прописаны такие виды наказаний, которые существовали еще в дореволюционных адатах – изгнание убийцы и его ближайших родственников из общины и денежные компенсации.

Революционный суд 1920-1930- хх имел свою специфику – советские суды выносили мягкие наказания убийцам «пролетарского происхождения», а их решения не имели «веса» в глазах местного населения.  Часто суд сокращал срок наполовину, учитывая первую судимость и социальное происхождение подсудимого.

«Ясно, что кровники возвратившегося домой убийцы не могут смириться  с этим, и вот происходит второе убийство, а там третье, четвертое…», - такой рассказ крестьянина приводится в книге дагестанского историка Г. Даниялова о строительстве социализма в Дагестане.  

В 30-50 гг. советское государство стало применять более жесткие меры. В 1931 году была принята поправка в УК РФ, по которой убийства на почве кровной мести считались «государственными преступлениями», за совершение которых предусматривался расстрел. В период сталинских репрессий кровники отправлялись в лагеря, часто по доносам и ложным обвинениям пострадавших фамилий. Новый УК РСФСР, однако, смягчает наказание – и расстрел заменяется сроком от 8 до 15 лет. Не исчезла кровная месть и в послевоенные годы, в 1960-е она появляется в городах и становится частью городской преступности Северного Кавказа - 47% преступлений совершались по мотивам кровной мести. Мстить стали и женщины. Ушел в прошлое ритуал примирения кровников.

В эти годы начинается деградация кровной мести – из традиции, имеющей внутреннюю логику и саморегуляцию, она превращается в самосуд.  

11.01.2017 в 07:49vena

 

Кровная месть — древнейший принцип, характерный для родо-племенного строя. Является элементом правовых систем, в которых государство либо не существует, либо не в состоянии обеспечить правопорядок (отсутствие монопольного права на насилие у государства). Была распространена повсеместно в мире, в том числе и на Руси. 

 

Кровная месть является частным случаем талиона (категория нравов означающее равное возмездие), согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»). Подробнее https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D0%BD

 

 Поэтому кровную месть правильнее называть не обычаем, а общечеловеческим пережитком истории, как к примеру рабовладение или идолопоклонство. 

 

По состоянию на начало 2009 года законодательство Российской Федерации рассматривает мотив кровной мести при совершении убийства как отягчающее вину обстоятельство. За убийство на почве кровной мести статья 105 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет, либо пожизненного лишения свободы.

 

11.01.2017 в 11:38Наима Нефляшева

Vena, почти месяц не следила за новостями, не знала о случае объявления кровной мести родственниками погибших в ДПТ. Спасибо за информацию. Не делайте глубокомысленных выводов из того, что Вам почудилось, не вешайте ярлыков. Я стремлюсь к объективности, чтобы понять, почему возродился обычай кровной мести, и чего больше в этом явлении - исторических корней или это конструкт в новых условиях? 

11.01.2017 в 15:56vena

А на основании какой статистики вы делаете такие выводы?

Дело в том, что статистикой которую вы приводите (в процентах от общего количества преступлений) очень легко манипулировать. Например, в советское время, убийств в республиках Кавказа было меньше, чем где либо еще в СССР, но с кровниками справиться все же сложнее, поэтому и процент их от общего количества был достаточно высокий.  А например, в Ичкерии кровная месть была узаконена, и возможно, что и убийства на этой почве не фиксировались. А значит преступлений нет - просто «красота» не так ли? А до прихода Российской Империи эти преступления фиксировались?

 

Конечно вы могли не видеть про кровную месть семье водителя. Не спорю. Эта информация промелькнула быстро, а вот «кровную месть семьям террористам» тот  же «Кавказский узел» достаточно сильно муссирует, и  выпустил уже несколько статей на эту тему.

Может данные СМИ нарочно распространяют информацию о кровной мести, тем самым рекламируют ее? Потом вы же сами рекламируете кровную месть говоря вот такие слова:

«В эти годы начинается деградация кровной мести – из традиции, имеющей внутреннюю логику и саморегуляцию, она превращается в самосуд»

 

Но ведь кровная месть подразумевает убийство в том числе и невиновных людей. Вам не кажется, что называть убийство невиновных людей «саморегуляцией» весьма кощунственно? Да и логичного здесь прямо скажем не много. Зачем же вы это говорите?

11.01.2017 в 16:07Наима Нефляшева

прочитайте еще раз внимательно мои посты. Во-первых, я подчеркнула это в предыдущем посте, кровная месть немыслима без примирения кровников. Это два аспекта этого явления. Процесс примирения мог идти годами и десятилетиями, это весьма тонкое дело, к которому привлекались самые уважаемые люди - старейшины, духовенство, в советское время - авторитетные чиновники. Есть и обряд примирения, который проходит тогда, когда стороны договорились помириться. Он сам по себе очень многослоен. Есть статистика, показывающая количество помирившихся семей. Даже через поколения. Во-вторых, есть "цена за кровь", т.е. выкуп пострадавшей стороне, прекращающий процесс кровомщения. Т.е., это и есть механизмы регулирования. Не вижу в этом наименовании ничего кощунственного.

11.01.2017 в 18:44vena

Разумеется, есть механизмы примирения (а оно в основном зависит от позиции пострадавшей стороны), но в «кровной мести» так же прописаны и механизмы убийства невинных людей. Вы же сами не разделили эти две вещи, когда назвали кровную месть «саморегуляцией».  Да и можно ли их разделить, если даже при примирении сторон иногда приходится торговаться, что бы не допустить убийства невиновного человека. Если вы считаете кровную месть традицией, имеющей внутреннюю логику и саморегуляцию, то хотите ли вы реставрацию кровной мести на Кавказе на уровне 300 летней давности?

 

Потом вы все время говорите про статистику, но ее то как раз у вас и нет. 

11.01.2017 в 22:49160

Кровная месть дикий и варварский обычай, который говорит о степени цивилизованности народа.

12.01.2017 в 08:08Игорь Сажин
Все это из области коллективной ответственности, а не личной, на которой держится право. Принцип коллективной ответственности за поступки личные уводит от истинных мотивов убийства, от возможности общества решить проблему толкающую к убийству. Коллективная ответственность - это временный фактор, временное сдерживание, при первых симптомах ослабления власти, кровная месть взрывает общество.
12.01.2017 в 08:42vena

Да хоть какую нибудь уже. Вообще рассказывать про статистику и не приводить ее, это с чем бы помягче сравнить... как брачная ночь без невесты.)

11.01.2017 в 07:49vena

 

Наима, В первой части вы написали, что вас подвигло на данную статью объявление кровной мести родственникам погибших террористов. Но ведь совсем недавно в той же Чечне был случай, когда кровную месть объявили родственникам погибшего пьяного водителя сбившего людей.

 

Почему же вы тогда промолчали? Или семьи виновников ДТП вы не защищаете, а защищаете только семьи террористов?

 

11.01.2017 в 22:07Наима Нефляшева

Какая конкретно статистическая информация и за какие годы Вас интересует? 

19.08.2018 в 17:52Джамшут
Кровная месть у адыгов уже давно и почти исчезла. Когда процент преступности меньше чем у всех соседей (тфу, тфу, тфу не сглазить), то такой результат вполне реален. Многократная жесточайшая кровная месть процветает в основном у псевдо-цивилизованных народов. К примеру посмотрите фильмы "Законопослушный гражданин", или фильмы с Стивеном Сигалом