Получится ли отменить "поминальные пакеты" на Кавказе?

21 апреля 2017, 22:51

Духовенство КЧР приняло решение не совершать дуа за умерших в тех семьях, где собирают и раздают поминальные сумки (пакеты) с едой. Решение вроде бы благое: действительно, в последние годы и пакеты, и поминальные столы на Кавказе превратились не в повод помянуть ушедшего, а в ярмарку тщеславия. Для обычных семей часто это обременительные расходы. 

Однако есть нечто, на что нужно обратить внимание.  

Во-первых, использование похоронного обряда как средства воздействия началось не вчера. Еще в 1920-е гг. на Северном Кавказе проходили съезды мусульманского духовенства или совещания с участием духовных лиц, на которых принималось решение – не посещать дома «виновных» во время похорон, не проводить над умершим соответствующие обряды. Под виновными понимались воры, хулиганы и конокрады и члены их семей.  В сложные 1920-е гг. , хотя бы в первой половине, власти искали компромисс между обычаем и революционной практикой, и поэтому часто воздействие Уголовного Кодекса совмещалось с манипулированием обычаями. Не слишком ди жестко и категорично применять такую меру, как непроведение поминальных молитв,  сегодня по отношению к обычной современной кавказской семье? Не уверена.  

В-вторых, и это очевидно, обычай раздачи еды на похоронах не исчезнет в результате административных распоряжений. Советская власть боролась с некоторыми обычаями, образно говоря, «огнем и мечом», но они не исчезали, а видоизменялись или существовали в другой оболочке. В 1920-е гг., например, уплата калыма за невесту преподносилась как оформленное юридически дарение ее семье каких-то значительных подарков.

Поминальная трапеза и раздача еды в любой культуре – это не насыщение утробы, а всегда священнодействие, а еда в этом контексте –  способ вспомнить об умершем, символически преломляя хлеб. И этот смысл, конечно, давно утраченный и неформулируемый в повседневной культуре, в подсознании присутствует. Предполагаю, что поэтому раздачу пакетов остановить невозможно, но можно попытаться регламентировать их содержимое каким-то скромным набором нужных, но непафосных продуктов. И ограничить раздачу кругом, например, пожилых и нуждающихся родственников и знакомых.

И, наконец, последнее. Даже отмена «пакетов» не сделает похоронный обряд необременительным для обычных семей. Есть еще много моментов, связанных с деятельностью тех же имамов на похоронах, которые тоже требуют от семей существенных расходов.  Пакеты – это только верхушка айсберга. 

05.05.2017 в 20:24Наима Нефляшева

Мадина К. "а моё сердце было категорически против . И с мамой я единственный раз поссорилась , когда папе кульки делали ... папа был против , против категорически , но родня настояла и мама сдалась ... и знаешь , что было ? Когда мы собирали кульки в наших руках все рассыпалось ! Все ! Сахар , крупа и тд , все упаковки рвались ! Так , мой бедный папа , был против . А мама перед уходом сама меня попросила о кульках, что бы меня не осудили ... вот в этом и дело !!! Чтобы не осудили!"

05.05.2017 в 20:13Наима Нефляшева

Аслан Б. "А ещё мусульманское духовенство вышло к бунтующим из-за Зольских пастбищ черкесам в 1913 году и заявило что "не будут их хоронить и не будут писать никях, если они не разойдутся"... Но в данном случае я не думаю что имеет место указание административной власти - тут банальная борьба с остатками традиций -даже принявшими такую не очень некрасивый образ формализма в виде пакетов".

05.05.2017 в 20:15Наима Нефляшева

Фатима А. "у моих родственников оба родителя умерли с разницей в полгода. естественно, дети не могли без помощи. ничего нет ужасного в сборе средств, это институт взаимопомощи, просто реализация поминок в каждой семье своя и это личное дело ,а отказ от совершения поминальных молитв считаю элементом шантажа".

05.05.2017 в 20:14Наима Нефляшева

Аслан Б. "Кстати Ваше предложение постепенно претворяется в жизнь - всё чаще и чаще адресатами такой помощи становятся реально бездоленные или нуждающиеся..."

05.05.2017 в 20:35Наима Нефляшева

Мурат М. "Конечно многие беспокоятся сердечно и о том, чтобы достойно проводить в последний путь своего любимого человека, члена семьи, и у многих в понятие "достойных проводов" входит все эти новоявленные и оттягащающие ритуалы нежели религиозные обряды, но для многих это так же показуха, и в этом сейчас соревнуются больше чем в благочестии и действительно нужном".

05.05.2017 в 20:36Наима Нефляшева

Мадина Э. "Уважаемые мои , смею вам напомнить что , независимо от достатка или бедности , размер могилы определён для всех одинаковый , думаю что это тоже обозначает что когда мы перестаём что то творить при жизни и уходим в иной мир , мы становимся все совершенно равными ... 

Тема очень серьёзная , касается она каждого из нас . Но справедливее было бы , садака и все содержимое пакетов лучшею раздать малоимущим чтоб как то поддержать их . Кто как не малоимущий искреннее прочитает молитву и поблагодарит за помощь ?

05.05.2017 в 20:38Наима Нефляшева

Хизир Д. "Надо раздавать больным ,малоимущим, детским домам и домам престарелых. Категорически отказаться от списков в которых указывают кто сколько принес, а потом раздавать тем кто больше принес.Хочешь помочь семье сделай это анонимно!!"

05.05.2017 в 17:31bellachka

Мадам Наима эта ваша верхушка айсберга знаете скольких кредитов стоит.И никто не будет ограничиваться скромным набором продуктов. И их давно уже не носят неимущим,только тем кто деньги принёс и не меньше 3тысяч. И слушать ни вас ни меня никого не будут. А вот реальные штрафы помогут. Какие имамы ?им бы денег получить и свалить на следующие похороны. Это же мошенники,наживаются на человеческом горе. И это не мои слова,а людей очень веруших,которые на самом деле стараются соблюдать все столпы Ислама.

05.05.2017 в 20:17Наима Нефляшева

Лена Ч. "В Малой Кабарде в день похорон никого не кормят(лакумы , сыр ,калмыцкий чай не в счет)Причем и лакумы и прочее готовят близкие соседи ..Мне кажется это правильным..Ну не до этого в такой день родным и близким покойного...Это не обычаи.Мы сами все это придумали..Раньше никаких пакетов не раздавали..Просто готовили поминальную пищу". 

05.05.2017 в 20:20Наима Нефляшева

Жанета Т. "И мне непонятно, почему большинство здесь присутствующих не может отличить поминки от сбора кульков. Поминки есть поминки, ходите чаще куда зовут, и увидете, что поминки идут сами по себе, а потом, перед выходом начинаются "кульки".

05.05.2017 в 20:26Наима Нефляшева

Рустам Б. "Удивляюсь пессимизму /все равно не получится/ и "упертости" /а что в этом такого или что соседи скажут/. Многое действительно зависит от имамов и их позиции в этом вопросе. У карачаевцев пакеты со скрипом, поаульно, порайонно постепенно уходят. Например, в Хурзуке их уже нет. В г. Карачаевске наверное 50/50. Да и в других местах слышишь: тот не делал, этот не делал. Главное, что общественное мнение начало склоняться в пользу этого".

05.05.2017 в 20:19Наима Нефляшева

Зара И. "Когда близкие уходят, все ритуалы -это последнее, что делают для них( в память о них). Будут запрещать не будут, люди все равно будут поминать".

05.05.2017 в 20:29Наима Нефляшева

Мадина К. "Вот и я о том же самом думаю -они же сами берут деньги за свои услуги!"

05.05.2017 в 20:32Наима Нефляшева

Ибрагим Г. "И пакеты и одежда - нормально, когда это делается адресно и направляется тем, кто в этом нуждается. Отдайте им (малоимущей старушке-соседке, детдому, интернату) и вы принесете реальную помощь людям."

05.05.2017 в 20:42Наима Нефляшева

Ада М. "Все похороны, все свадьбы чистой воды - ярмарка тщеславия. Все нужно минимизировать до предела и прекратить эти тусовки. Особенно отвратительно как современные кавказские мужики собираются после похорон и бухают типа поминают".

05.05.2017 в 20:14Наима Нефляшева

Наида А. "Однажды, я была на похоронах молодой женщины, остались маленькие дети, раздавать было нечего и раздавали спички, такая была бедность...Предлагаю богатым , вместо пакетов и проч. делать пожертвования детским интернатам, онкобольницам".

05.05.2017 в 20:46Наима Нефляшева

Мариет Ф. ". регламентировать их содержимое каким-то скромным набором нужных, но непафосных продуктов. И ограничить раздачу крУгом, например, пожилых и нуждающихся". В этом весь смысл. Всё остальное - демонстрация себя, любимого, и душе ушедшего не поможет ничем, если не наоборот. Человеческое тщеславие непотопляемо".

05.05.2017 в 20:16Наима Нефляшева

Абу У. "Да и другие расходы на имамов надо отменить. Хоронить человека не трудно. Лучше на эти деньги, что нибудь полезное сделать.Логика в претензиях автора есть, но с другой стороны зачем звать проводить похоронный обряд человека, мнение которого о порядке проведения похоронного обряда тебе не интересно". 

05.05.2017 в 20:18Наима Нефляшева

Аксана Б. "Не только в терском районе, так было и в большой кабарде всегда. Три дня вообще в этом доме не готовили. Вечером соседи приносили еду для семьи. Это новодел, вошедший в традиции, еще лет 20 назад такого близко не было ни в Урванском, ни в Чегемском районе".

05.05.2017 в 20:15Наима Нефляшева

Сусанна М."В любом случае, мне кажется не очень правильным со стороны духовных лиц не совершать дуа над умершим. Почему он не должен получить то, что полагается любому мусульманину?!. Дуа - очень трогательный и красивый ритуал, и он почти всегда, (насколько мне известно) сопровождается краткой, и, при этом, исчерпывающей, характеристикой усопшего. Иногда я слышу назидательные, очень поучительные для молодежи, речи или разговоры, и радуюсь этому. Многие семьи, может быть, действительно, идут на непомерные расходы, пытаясь наполнить эти пакеты, но они искренне считают, что это последнее, что они могут сделать для покойного. У нас, в Кабардино-Балкарии, в пакеты кладут именно самое необходимое, то, что пригодится всем. Кроме продуктов (соль, сахар, пшено, макароны, сладости и т.д.), это, может быть, только миска, куда кладут кусок мяса.В этом случае, естественно, она входит в содержимое пакета и не возвращается. Никогда не встречала и не слышала о каких-то материальных ценностях, которые, якобы, обнаруживаются в пакетах .Люди сами, потихоньку, отказываются от ненужного, лишнего. Сейчас многие не собирают( неудачное слово), не берут деньги на похоронах, как раньше, не составляют списки. Это значит, что пакеты раздадут только самым близким и нуждающимся. Вообще, мне кажется,все, что навязывается или диктуется кем бы то ни было, только портит наши обряды и традиции".

05.05.2017 в 20:13Наима Нефляшева

Этот пост вызвал бурное обсуждение на фейсбуке. Переношу сюда комментарии в разных ветках.

05.05.2017 в 20:21Наима Нефляшева

Тамара У. "Если на то пошло, то эти пакеты появились как раз с приходом Ислама + с налетом обычаев. И как оказалось,нек-е раздают эти пакеты с весьма странными намерениями.Эти пакеты если и "должны" быть, то не просто в память, а имеют сакральное значение, мол покойному ЗАЧТЕТСЯ, что он накормил людей. То бишь благое дело за умершего воплощает его родня. И должно это засчитаться НЕ РОДНЕ как садака (псапэ), а покойному. А то у нас некоторые думают,если лакумчики и куриц раздали за покойного, то ИМ награда от Аллаха и они молодцы.))Смысл в том, что покойному награда от Всевышнего нужнее...чем живому. И раздавать пакеты соседям и родственникам, у которых и так всего хватает как минимум глупо.)) Раздавать нужно тем, кто в этом НУЖДАЕТСЯ, логично же.Когда мы поминали отца,не обошлось без пакетов для родных, но основную часть мы отдали малоимущим, в дом престарелых, псих.диспансер и сирийским черкесам. И надеюсь по милости Аллаха,это зачлось нашему отцу.Наша религия Ислам регламентирует все стороны жизни будь то семейные, личные и бытовые и стоит отметить,что в Исламе НЕТ такого понятие как цикличные ПОМИНКИ (каждый год или делать 9, 40 дней)) И уж тем более делать пакеты с определенным содержанием чего-либо. Это нововведение и оно порицаемо.Хотите сделать что-то хорошее для своего покойного родственника? ВСЁ ГОРАЗДО ПРОЩЕ!) Делайте садака за умершего. Доказательство этому достоверные хадисы: 1. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Один человек сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Моя мать внезапно умерла, но я думаю, что если бы она могла говорить, то раздавала бы милостыню. Получит ли она награду, если за неё это сделаю я?” Он сказал: “Да”».(сборник аль-Бухари, 1388, 2760; Муслим, 1004, 3/1254). 2. Передаётся от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что во время отсутствия Саада ибн Убады, скончалась его мать, и он (Саад) пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал ему: «О посланник Аллаха, моя мать умерла в моём отсутствии, если я раздам милостыню за неё, поможет ли ей это?» На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да», и тогда Саад сказал: «Беру тебя в свидетели, что я отдаю в качестве садаки (милостыни) за неё мой плодородный сад». (аль-Бухари, 2756, 2762, 2870)".

05.05.2017 в 20:19Наима Нефляшева

Рустам Д. "Насколько я понял основная проблема поминок, помимо того, что они не санкционированы законами Ислама, это, то, что люди дабы "не ударить в грязь лицом" перед соседями и пр. берут кредиты в банка под проценты, продают последнее, т.е. входят в долговую яму, в нужду".

05.05.2017 в 20:46Наима Нефляшева

Темирлан Ж. "Я не знаю что сейчас носят, раньше это было только мясо и пшено, потом немного конфет и еще крупы. Потом макароны и подсолнечное масло стали класть. В этом есть глубокий смысл, и этим имамам не стоит лезть туда, куда не надо.Это те же самые , насколько я понимаю, люди которые уже прославились на всю страну призывами к женскому обрезанию".

05.05.2017 в 20:22Наима Нефляшева

Жанета Т. "И вообще, кульковая традиция выросла в момент духовного вакуума - у нас практически не было ни одного образованного по исламским традициям представителя. И все дружно перешли на принципы чисто кавказского гостеприимства. И этот больной поезд остановить было некому. Вот и сейчас пожинаем плоды. Арабы вообще смерти не придают такого социального значения - бог дал, бог взял. Все остальное суета и пылепускание, которые имеют право быть только по поводу свадьбы".

05.05.2017 в 20:24Наима Нефляшева

Андзор К. "Тут главное, чтобы каждый решал сам. Все эти попытки заставить ходить строем, а потом развернуть и послать еще в каком-то направлении, сами по себе ненормальны. Кто хочет - делает, кто не хочет - не делает. Дело хозяйское."

05.05.2017 в 20:50Наима Нефляшева

Аскер Б. "Отличный пример, наши репатрианты. Когда кто либо из черкесов умирает, то приходит мулла из числа местных жителей (черкесов), делает все должные ретуалы касающиеся похорон и поминок, но не берет за это не какую либо плату, все делается как псапэ и без возмездно, что не скажешь про арабское местное население, где без платы даже не придет на похороны".

05.05.2017 в 20:23Наима Нефляшева

Салих К. "Я так удивился когда сталкнулся с видоизмененным соболезнованием в Кабарде. Тхьаусхэны (традиционное соболезнование родственникам покойного) почти вытеснен многочисленными дуа. Тхьаусхыны то же было затратным?) На побережье никого (кроме путников) не кормят на соболезнованиях. Хьадэ1ус другое дело, на то он и хьадэ 1ус. Коллективное мертприятие важное как и для памяти об усопшем, так и для сохранения связей в обществе. А когда нет возможности его организовать готовят и раздают пакеты ( вообще не собирая застолье)".

05.05.2017 в 20:17Наима Нефляшева

Лена Ч. "В Терском районе все три дня никто в доме не готовит.(обычно на третий день вечером начинают делать халву).Еду для семьи приносят соседи."

05.05.2017 в 20:23Наима Нефляшева

Андзор К. "Похороны - один из основных бизнесов муллы. Не придет один - придет другой. С поминками (в разных формах) пробовали бороться много раз - ничего не выходило и не выйдет, поскольку помянуть ушедшего и приобщить к этому небезразличных людей, в том числе и через "пакеты", это естественное движение души. Большинство населения это делало и делать будет, кто-бы что ни говорил, поскольку это идет от сердца". 

05.05.2017 в 20:30Наима Нефляшева

Хизир Д. "Работники духовенства лукавят , они устанавливают тарифы на свои услуги и регулярно их поднимают ссылаясь на инфляцию, требуют себе пакеты, раньше раздавали одежду покойного теперь требуют только новую и скидок не делают для малоимущих. "работают" использую бригадный подряд. Знаю только одного мулу и молодые ребята с ним которые не берут деньги и пакеты . Большое уважение ему муле из села Кахун. А платить за труд тех людей которые обмывают тело нужно обязательно это тяжелая обязанность".

05.05.2017 в 20:28Наима Нефляшева

Азамат Ш. "о первых дуа может совершить любой, абсолютно любой человек. 

Для этого не нужны никакие муллы и имамы.А во вторых, духовенство борется с пакетами не из-за того, что они обременительны людям. Они же не отменяют плату за свои услуги заботясь о кошельке граждан.Поминки им так колят глаза по одной причине - они не имеют отношения к исламу. Им важно искоренять все народные обычаи". 

05.05.2017 в 20:32Наима Нефляшева

Ирина П. "Хотелось поделиться то как обряд похорон проходит в Турции . Расскажу что сама видела. Родственники покойника звонят в мечеть ,учитывая к какому району относятся и похоронная служба забирает покойника . Обмыыание, оберточный материал (джабын) и гроб всё это от мечети. Мула соверщенно бесплатно читает дуа над усопщим. Покеты с едой не делают. Что делают? На 7ой день соседи готовят не прихотливую еду (обычно это халва и что то из овощных блюд ). Приходят самые близкие родственники и соседи. Мечеть это все делает за счет прихожан . Делаются хорошие благотворительности. Люди не обременены как обременяют себя наши люди. Вроде бы и ,мы и, они мусульмане а вот ритуалы сильно отличаются".

05.05.2017 в 20:34Наима Нефляшева

Владимир Д. "Много показухи, то есть большая часть народа живет ниже того стандарта, который они пыжатся изобразить. С одной стороны это плохо. А с другой - то что они считают себя обязанными тянуться к стандартам это хорошо, это никакими современными агитками навязать народу нельзя. У нас так мало осталось древних традиций - отменим последние и станем такими же бесчеловечными как современные европейцы, детей будем сдавать в сиротские дома, стариков в дома престарелых, мёртвых забывать на 4-ый день и т.д. и т.д."

05.05.2017 в 20:47Наима Нефляшева

Темирлан Ж. "Я тоже считаю что трата огромных денег на поминки , возведенная в обязанность - это возмутительно. Обычай, о котором идет речь, когда он зародился, был не обязательным, был по возможностям. Это было исключением сначала. Поэтому необходимо сделать разъяснение по этому обычаю , и донести до всех. А поскольку он не исламский, пусть это будет решение народного схода. А поскольку сходов у нас не было давно ( масштабом больше сельского), то это могут сделать общественники, или например, научные сотрудники КБИГИ, сведущие в этом вопросе. Обычай нуждается в восстановлении в неизвращенном виде, а не в уничтожении".

05.05.2017 в 20:18Наима Нефляшева

Елена А. "проблема в том, что поминки в принципе не являются мусульманской традицией и частью похоронного обряда. Это наша сугубо этническая традиция, уходящая в глубь тысячелетий. Это элемент нашей народной философии и я бы НЕ стала настаивать на его исчезновении из культуры, несмотря на принадлежность к исламу. В прошлом после похорон "пакеты" давались тем, кто приехал издалека. И это было гуманно и целесообразно - ехать далеко и никаких пунктов общественного питания по дороге. Сегодня изменились реалии и вместе с ними изменилась функция самих "пакетов"".

05.05.2017 в 20:20Наима Нефляшева

Жанета Т. "А давайте как по шариату : поминки - это для создания духовной пищи усопшему. В этом весь смысл дуа. А кормили только тех членов семьи, которые пришли участвовать в молитве и, соответственно, представителя духовенства. В 1920гг. на которых вы сслылаетесь, из дома в качестве продуктов ничего не выносилось, и только очень обеспеченные люди делали пожертвования в пользу малоимущих и больных. Когда я рассказываю мусульманам из арабских стран о наших традициях, они все как один начинают сомневаються одному и тому ли Богу мы молимся. Стыдно, правда".

05.05.2017 в 20:35Наима Нефляшева

Темирлан Ж. "Большую тему затронули. У нас люди не любят сами себя, впереди идет самопожертвование не всегда ясно ради чего. Видимо это отголоски тяжелых лет, неизжитые последствия Кавказ ских войн на истребление. Уверен, так было не всегда. У нас то , что кто то в хороших отношениях со своей супругой или лишний раз приласкал своего ребенка это почему то повод для насмешек".

05.05.2017 в 20:49Наима Нефляшева

Аскер Б. Я считаю, что пакеты нужно раздавать, но не тем кто в них не нуждается, а как наши деды делали, раздавали малоимущим, кто остался без мужчины дома, многодетным и нуждающемся! А то получается, что люди сами себе их покупают на поминках, сдавая деньги на похороны. Так же собирать детей и так же кормить их. А то, у нас получается, что мулы и эфенды диктуют родам и народу что и как делать. Пускай отвечают за духовную состовляющую и не лезут в материальное. За родом остается слово что и как делать, но не мулам, которые в последние годы то и делают что грибут бабки и все. Лучше бы с молодежью работали как надо а не за пакеты беспокоились".

05.05.2017 в 20:26Наима Нефляшева

Мадина К. "то очень серьёзная тема ! Кульки на самом деле только вершина айсберга ... Когда не стало мамы , а уходила она недели 3 , мы и в больницах были , в реанимации , кошелёк был пуст , вот не стало мамы и пришёл имам и сказал , ты должна дать 3 тыс на садака , я была в трансе , я даже забыла , что получила зп за день до маминой смерти и деньги лежат в сумке ... про то что они озвучили мне их " жалование " , я молчу , при том что пришло их человек 10 . Понятно , деньги нашли , благо родня не оставит никогда , но я вот думала , а что если нет у кого то ? А что если бы я не получила эту зп ? Вот и делайте выводы ... про кульки могу многое рассказать ... но буду нервничать ... если коротко , то я категорически против!"

05.05.2017 в 20:47Наима Нефляшева

Темирлан Ж. "Людям нужно на кого ссылаться. Это может село решить , или крупный род объявить о своем решении, что мы , например, постановляем приемлемым и красивым то то и Тото. И наоборот, чрезмерность считаем некрасивым. Жертвенное мясо и просо, больше не надо ничего.. в магазинах все есть."

05.05.2017 в 20:43Наима Нефляшева

Светлана К. "Усопшему человеку эти пакеты ничем не помогут..если правда люди любят близких,которых потеряли, то должны как можно больше дуа за них делать, чтоб Аллах простил их грехи, и открыл врата Рая. А если уж что-то раздавать, если хотите пользу, то нужно бедным людям, действительно нуждающимся раздавать и для этого повод не нужен даже. Если есть возможность, то делаешь и все.. и без показухи"

05.05.2017 в 20:30Наима Нефляшева

Мадина Э. "Полностью с вами согласна ... 

Если быть справедливым , то наши люди перещеголяли в признании своих живых родственников , и превратили умерших родственников и их поминание в фарс ... Неприятно это осознавать . Но лично мне было бы приятнее быть в близком общении с моими родственниками при моей жизни и услышать добрые слова и чувствовать доброе отношение ко мне пока я живая . А после моей смерти весь этот пафос с пакетами и накрытыми столами мне не даст того , что я не имею при моей жизни ..."

05.05.2017 в 20:31Наима Нефляшева

Мадлен М. "Раздача пакетов,как и одежды не входит в исламские традиции..Это доисламские обычаи,когда после похорон(не хоронили несколько дней) собирались там же недалеко от могилы ,забивали животных, все несли к тризне кто-что может и все это поедалось...Пакеты ---это трансформация этих обычаев,потому как раньше если и раздавали--это было мясо и пшено для пасты к этому мясу...Одежду тоже раздавали, только через год после смерти...Так что это не имеет никакого отношения в духовенству... Предлагать людям сидеть три дня после похорон весь день в чужой семье,и обмывать и проводить все ритуалы бесплатно конечно можно,но эти люди тоже едят ,одеваются,содержат семьи..Обрекать на нищенскую жизнь их семьи ?Или всем им уйти в бизнес,и родственникам самим все ритуалы научиться проводить?Ведь можно и так..."

05.05.2017 в 20:50Наима Нефляшева

Беслан К. "Похоронить достойно...все остальное должно без всякой цены должно быть...один седобородый спрашивает у меня...А кто старший тут по расчетам?я подвел его...он прайс вытащил из кармана посчитал и счет выставил...рассчитались потом он рассказывал как покойный строил нам мечеть...я в шоке от лицемерия был".

05.05.2017 в 20:42Наима Нефляшева

Ада М. "Если честно достало уже это дотошная арабизация под видом ислама, надо посмотреть кому это выгодно. Лучше чем у адыгов морального или идейного кодекса не было ни у кого. Чего только стоит кодекс Ц1ЫХУЫГЪЭ, АДЫГАГЪЭ!!! Щхьэр куэдрэ иремыгъавэ хьэрып дызыщ1ыну хуейхэм!((((((("

05.05.2017 в 20:48Наима Нефляшева

Мурат М. "И в одном селе и в одном роду могут быть члены семьи и рода разных религиозных возрений и убеждений. В том как предстать перед Создателем и по каким традициям его проводят в последний путь каждый должен оставить завещание своим родным. Кого то заботит что скажут люди, а кого то - что понравится его Господу. Всё просто. И не стоит оттягивать с завещанием, никому не ведомо о сроке его жизни кроме Создателя. Мои знают например чего хочу я. Это - интервал между моей смертью и погребением время за которое успеют раскопать могилу, на третий день раздадут мою одежду, и на четвёртый хоть свадьбу пусть играют в моём доме. И это будет лучше как для меня так и для тех кто будет этого придерживаться в моей семье".

05.05.2017 в 20:36Наима Нефляшева

Владимир Д. "Неужели эти коммуняцким священники совсем совесть потеряли ? Они не имеют отношения к нашим древним традициям. Мы же не учим их как правильно молиться ? И кто дал им право выдумывать нашим традициям оскорбительные названия, ярлыки типа "поминальные пакеты-сумки" ? Или это очередная агитпромовская провокация, чтобы настроить адыгов против Ислама ?"

05.05.2017 в 20:44Наима Нефляшева

Заур Ш. "Я не понимаю в чем проблема. Если хочешь сделать псапэ деньгами( это касается тех кто пришли пособолезновать) , то оставляйте деньги в спец.коробке или урне, а не отдавайте под запись в тетрадку. Если хочешь сделать псапэ едой, то накорми неимущего или сироту. А то у нас получается, что пакет больше достаётся тому кто принёс больше денег. Фэрыщlагъэщ абы зэреджэр ,си къуэшхэ ,си шыпхъухэ. А на счёт похорон и вызова имама, то тело должны хоронить родственники. Теперь сами задумайтесь, кто может провести похороны по всем канонам сам? Взрослые мужики даже не знают как заходить во двор в котором горе, не знают что говорить и что читать. А в любое застолье каждый может сказать " гуп махуэ пщий" и усесться."

06.05.2017 в 00:03bellachka

Пока их Аллах не остановит так и будут с ума сходить.Не буду говорить кто именно,это о показухе но у близких родственников мать потеряла сына.Так вот её дочь упрекнула и сказала сделать огромные пакеты ещё больше. Для этого несчастной женщине пришлось брать кредит и отдавать в 2 раза больше. А ещё при огромном множестве этих пакетов не хотели нести пакеты соседям с 4 детьми без матери, очень бедными ,оправдываясь тем что они им не носят ничего. Пришлось их просить сделать для них пакет.И эта женщина сказала что пока жива будет раздавать  пакеты,т.к.это всё что она может сделать для своего сына.Кстати она из малой Кабарды,где этого не делают,как было сказано выше.Так что я думаю это не такой простой вопрос.На похоронах моей матери мы платили,как помню,кажется трём эфенди,и один из них сказал,что он заместитель вчерашнего.А имамы,так называемые это вообще отдельная тема.Одни напохоронах зарабатывают,Другие тем что ребят агитируют вступать в вооружённые группировки под видом Ислама.

05.05.2017 в 20:25Наима Нефляшева

Махир Ц. "Интересная статья.К сожалению да, беда с этим культом. Едешь к местной Черкесской бабушке в гости, оказывается у неё лично есть свой скот отдельно от семьи, чтобы на случай своей смерти им кормить народ приходящий сопровождать её на последний путь. Что касается умершего, по Исламу у умершего человека "книга" всех деянии закрывается после его смерти и только 3 вещи/поступка могут принести пользу умершему:1. Написал книгу, и по этой книге получают знания другие люди.2. Сделал школу, мост, колодец, мечеть, посадил сад и т.д. и в эти объекты приходит народ и получают знания, воду, пользу, еду и.т.д. 3. Воспитал правильное дитя, к-е приносят пользу обществу, за это родителям идёт тоже благо. Все! Поминки, раздачи, пафос, 7 дней, 40 дней 1000 дней это все 0.Вспомнил, как знакомый приехал ещё в 90 работать имамом в Адыгею, первые что были против его работы - это были те люди, к-е занимались похоронными обрядами, после чего он им ответил: Ребят я не приехал отнять у Вас хлеб, я приехал иметь дело с живыми людьми. Мёртвые мне не нужны, шъуи хьалэл л1агъэхэр".

05.05.2017 в 20:41Наима Нефляшева

Зарема Ц. "Да, да, помню те времена в детстве, когда еще не было полиэтиленовых пакетов, все укладывали в кулек, сделанный из оберточной (а иногда даже из газетной бумаги), а называли это наши адыгские тетушки "КУЛОК", то есть слово само по-себе не адыгское и, очевидно, это название свидетельствует о позднейшем распространении такой практики".

05.05.2017 в 20:43Наима Нефляшева

Ада М. "Вот и надо вплотную заниматься своими детьми с истинной верой в сердце, а не арабизацией с исламским оттенком. Истинная вера заключается не во внешних атрибутах религии, а именно в человечности с оглядыванием на Всевышнего, а человечность это и есть ц1ыхугъэ- адыгагъэ. А если у большинства отключены мозги и ими манипулируют всякие мулы, это уже большое тхьэмыщк1агъуэ."

05.05.2017 в 20:41Наима Нефляшева

Азамат Ш. "У нас сейчас я на большинстве похорон списков не вижу. 

А многие и от денег отказываются. Организовывают все за свой счет, если есть возможность.Ничего плохого, если есть средства я в раздаче малоимущим и нуждающимся не вижу. Я знаю людей, которые пошли в близлежащую школу, где работала их покойная мать, взяли список реально нуждающихся учеников и адресно помогли всем".

06.05.2017 в 18:56bellachka

А вы жили в Европе и знаете как живут европейцы.А язнаю и была возможность изучить обычаи. Это здесь в России их представляют безродными и нетрадиционными.На самом деле они придерживаются обычаев лучше, чем мы и не показухой занимаются ,а от души делают,и стариков не бросают,и родственников не забывают.И где это у нас детей не отдают в детские дома,и отдают,и продают,и стариков бросают.Да адыгские князьки ещё издревле первыми своих людей продавали.Вы вообще о чём?ПОКАЗУХА сейчас,на показухе едет и показухой подгоняет!!!

Давайте мы будем наших детей воспитывать правильно и возрождать настояший адыгский народный кодекс чести(порядочность,ум,доброту,заботу о близких,уважение к старикам и женщинам,храбрость в мальчиках и скромность в девочках,и это всё кстати совпадает с адептами Исламской религии.),а не княжескую показушность.Это наименьшее,что мы можем сделать для себя.

05.05.2017 в 20:49Наима Нефляшева

Юля Б. "Мне кажется, что каждая семья должна делать для умершего члена своей семьи все, что считает нужным по зову души, что успокаивает. Но если появилась мысль о конкуренции, не стоит ничего делать на показ. Когда я делаю родителям, брату. я делаю от души, что успокаивает меня и мысли нет сравнивать, конкурировать с другими семьями".

05.05.2017 в 20:37Наима Нефляшева

Темирлан Ж. "Наши традиции они ненавидят, это ясно, они не особо это скрывают. И это вполне естественно. Очень часто у них нет шанса попасть в семью кроме как по случаю горя. Клянусь, 15 лет назад мы хоронили молодого парня, моего родственника, и было мерзко оттого что над покойным мулла начал читать лекцию про эти пакеты и считал рубли что сколько стоит за килограмм. Он делал это потому что знал что его не перебьют убитые горем родители, и другие не дадут по морде, из уважения к горю людей".

05.05.2017 в 20:39Наима Нефляшева

Фатима Ш. "Я живу в арабской стране Иордании...Во -первых .. Сдесь мусульмани не ставят дорогих памятников особенно с изоброжением это грех.Во -вторых еду хозяева дома не раздaют ,им приносят еду соседи или родственники...И кормят присутствующих ,но это тоже не обязательно..По мусульманской вере приносят еду только для членов семьи ,так -как у них горе и им не до готовки пищи..В третих не носят черный траур , и женщины не ходят на могилу ,а если и ходят ,то есть кое -какие правила должны соблюдаться..Я тут выше читала ,что вроде нельзя ходить на похороны к не хорошим людям ,это не правда ..Только Аллах решает кто хороший ,а кто плохой люди ему не судья..Но, нельзя ходить на похороны людей покончивших свою жизнь самоубийством..Их даже не купают и не читают над ними молитвы. Приношение денег в пожертвование по желанию и кто сколько сможет.. Все услуги муллы безплатны.,тоже если хочете можете пожертвовать для мечети ,но не для кармана муллы..Купание и все остальное тоже безплатно..Кроме участка земли для могилы..Нельзя делать пышные похороны так -как там все одинаковы.."

05.05.2017 в 20:51Наима Нефляшева

Рустам Н. "1. Статья отличная!

2. Согласен с тем, что нужно более тщательно подходить к этому вопросу, потому что у мусульман Северного Кавказа разная история народов и их культур. Следовательно разные подходы к обрядам. 3. Арабская культура не предполагает чтить память умершего. А у адыгов и не только когда соболезнуют издревле делают акцент на то чтобы усопший не был забыт Если похоронить и разбежаться по домам и забыть об усопшем, как у арабов, вахабитов аравии, то о какой памяти может идти речь.4. И все же это не праздничное мероприятие и еда не для досуга, а для того чтобы люди, которые подолгу находятся с семьёй усопшего для моральной и иной поддержки все таки питались. И тут нужно просто ставить ограничения по составу меню.5. А вместо пакетов родственникам можно сделать пожертвования той же едой в дома престарелых, детские дома, и другие учреждения, в которых содержатся люди, нуждающиеся в помощи"

05.05.2017 в 20:52Наима Нефляшева

Мурат Т. "Рациональное зерно взаимопомощи и самый лучший вид помощи человеку- еда, в эпоху современного матриархата у адыгов, выродилось в показательное и глупое шоу поминок, с обязательным списком кому все это занести, обходя подлинно неимущего соседа или односельчанина! Ради одного "пакета" можно проехать десяток километров, а богатый адресат нехотя возьмет и скормит собаке... 

В теперешнем виде поминки это уродство и ярмарка тщеславия.Все, что имеет цель произвести впечатление на людей и отходит от заветов пророка- суть обременение и ересь. Лучшая помощь умершему это то, что сделают его дети ради Всевышнего (а не ради того, что скажет группа баб). Накорми сироту, купи стройматериалы сирийцу- соплеменнику, оплати хадж благочестивому старцу, вариантов миллион..."

12.05.2017 в 19:07175

Это традиция и все.Хотите с традициями бороться?Это типо, как поминание усопшего.Заче навязывать народу одни арабские традиции.Хватит, что арабского бога навязали.

12.05.2017 в 19:28175

Ада М, молодец, аплодирую.Только хабзэжь, никакой арабизации, ислам только в похоронных обрядах и больше никуда не пускать, иначе пропадем арабизирумся.

12.05.2017 в 19:07175

Это традиция и все.Хотите с традициями бороться?Это типо, как поминание усопшего.Заче навязывать народу одни арабские традиции.Хватит, что арабского бога навязали.

12.05.2017 в 19:16175

вопрос жанетте, вы только арабские традиции считаете правильными и отвергаете свои собственные родные?Вот из за таких, как вы кабардинцы превратятся в чалмоносных кочевников.Вы даже не стыдитесь рассуждать об этом с умным видом.Нравятся вам традиции бедуинов, переезжайте к ним и называйте себя арабкой.

12.05.2017 в 19:24175

Есть единственный кодекс это адыгэ хабзэжь, все остальное нашему народу чуждо и не нужно их нам навязывать, иначе лет через 50 проснемся бедуинами в чалмах или турками.

26.04.2017 в 15:53shura08.74@mail.ru

Давно пора отменить этот непонятный ритуал(имею в виду таскание пакетов). Нужно конечно помянуть усопшего добрым и бескорыстным поступком! В действительности все это превратилось в соревнование кто богаче и смотритекакяглубокосожалею! Хочешь сделать поступок? Езжай в детские дома , больницы, дома пристарелых, дома инвалидов, отвези еду, одежду, медикаменты, пришел человек поддержать тебя помянуть усопшего, накорми его. Административные распоряжения действительно не помогут, но можно это все прекратить самим , начиная на уровне общих решений принятых  жителями сел, городов, районов и т.д.  Деятельность некоторых имамов это отдельная тема. Тут можно применять и уголовные наказания за вымогательство!!!

14.05.2017 в 22:34175

А зачем скидывать?А до ислама людей не хоронили что ли?Это не проблема ваще.Хабзэжь гибкая система правили и традиций, которую можно менять в зависимости от того, какой век за окном.Это свое, родное, а не чужое которое навязано, а теперь настоящие типа кабардинцы себя без кочевничьей религии и племенного бога не представляют и хотят нас в этом убедить, что ислам кабардинцам необходим.Нет.

14.05.2017 в 20:36tor 8

вот объясни мне 175 ый что такое этот хабзэжь перечисли пункты,  и как хоронить по этому хабзе? может скидывать со скалы как древние нартугесы и как хоронили до ислама по хабзе?  (подчеркну мне религия пофиг я интересуюсь)

05.05.2017 в 20:16Наима Нефляшева

Маргарита Н. "Согласна,что поминать нужно,но только в тех пределах,которыми располагает семья.Присутствовала на похоронах мужчины,где эфенди увещевал....люди,его еще не вынесли,а вы уже гремите котлами,зарезав корову,а у него остались мать,сестра,жена и трое маленьких детей.Корова была их кормилицей.....Разве кто то послушал?"

14.05.2017 в 23:52tor 8

ты не ответил.Пункты этого хабзэжь ты не перечислил оно же тебе почему то нравится вот я и хочу понять что там конкретно а ты водичку полил 2 раз вздохнул и всё. То что там уажают старших это я слышал их вообще то везде уважать требуют или это культура бухания? ЧТО ТАМ ПРИЕМЛЕМО ДЛЯ СЕГОДНЯШНЕГО ВРЕМЕНИ?

23.08.2018 в 11:28Джамшут
Когда статья озаглавлена вопросом - "Получится ли .. отменить старый обычай ? ". То у неискушённого читателя создается ложное впечатление будто вопрос - "Нужно ли ... изменить старый обычай ?"  уже давно решён. А на самом деле этот вопрос ещё никто не решал. Более того - никто даже не исследовал его сути (цели), значения. Никто не вынес вердикта что это негативный обычай. Прогнивший запад оптом считает все наши обычаи (которые не приносят денежной прибыли) отстойными. Наша молодёжь которая не знает истоков своей культуры, и потому не знает сути своих обычаев, комплексует перед западом, готова с легкость отказаться от старых обычаев. В общем деградация полным ходом