Памятник рыбе в Новороссийске и почему черкесы не едят морскую рыбу ...

23 октября 2017, 20:09

Тему для этого поста мне подсказал Толик Балкаров, мой друг в фейсбуке. Дело в том, что в октябре 2017 г.  в Новороссийске на набережной установили памятник рыбе хамсе. Это не единственный памятник рыбе, который есть на Черноморском побережье. Памятник Ставриде в 2011 г. был установлен в Туапсе, а в Адлере есть памятник рыбке гамбузии, которая спасла побережье от малярийного комара.

Памятник хамсе – это серебристая стая маленьких рыбешек, установленных на постаменте, в окружении хищников. Горожане решили увековечить хамсу, потому что она спасла их в голодные военные годы, да и в первые годы после Отечественной войны.

Немногие знают, что две разные войны породили совершенно разное отношение к рыбе. Если в Великую Отечественную рыба спасла многих людей на черноморском побережье от смерти, то в Кавказскую войну, наоборот, стала ассоциироваться у черкесов, на землях которых велись последние кровопролитные сражения этой войны, со смертью и с ужасами депортации.

Часть черкесских субэтнических групп жила на побережье Черного моря и поэтому естественно, что в мифологии, фольклоре, лексике черкесов присутствует морская тематика.

Знаменитый автор Леонтий Люлье писал,что у черкесов есть культ морского божества Кодес, которого он сравнивал с Нептуном: "Горцы представляют его себе в виде рыбы и приписывают ему силу удерживающую море в пределах берегов".

Советский этнограф Л. И. Лавров, в течение нескольких лет ездивший  в Причерноморскую Шапсугию, зафиксировал предания о культе Кодеша у шапсугов в середине  XX века. Шапсуги рассказали ему, что в старину к этому богу обращались с просьбами о богатом улове  перед рыбной ловлей. "В Шапсугии существует селение Малое Псеушхо, которое до сих пор среди местных жителей называется КуэдэщэхьыпI, т. е. "место приношений Кодешу". Такое же название носит и небольшая речка, на которой находится это селение".

Мин-Кутас Азаматова,  в 1949-1964гг.  директор Краеведческого музея Адыгейской автономной области, этнографические дневники которой – «Этнографические этюды» - были опубликованы в 1997 г. в Майкопе, также пишет о божестве Кодеш: "Шапсуги, натухаевцы, убыхи почитали богиню "Хышхогуащэ", олицетворявшую морскую стихию.   "Хышхогуащэ" изображали постоянно плавающей, сидя на рыбоподобном божестве, по внешнему виду напоминающего дельфина. Люди прозвали его "Къэдес" и обожествляли, считая, что он покровительствует морям и их обитателям, с которым "Хышхогуащэ" в дружбе по охране "ХышIуцI" - Черного моря и "Азыкъ" - Азовского моря".

Казалось бы, народ, у которого есть и морские божества в мифологической системе, и мореплавание и даже пиратство в средние века, должен был иметь в своем рационе блюда из рыбы. Однако их нет..

Та же Азаматова, автор первой книги об адыгской кухне, опубликованной еще в 1979 году, пишет только об одном блюде – « ПЦЭЖЫЕ ГАЖАГ — жареная рыба». Причем из описания рецепта неясно, традиционен ли он для рациона адыгов или это заимствование.

В исторической памяти черкесов, особенно турецких, морская рыба, поедавшая в Черном море умерших и умирающих мухаджиров, воспринимается в широком контексте трагедии депортации в 19 в.

Весьма красноречиво об этом пишет Иван  Дроздов,  участник  Пшехского похода в 1864г. Поход имел целью очистить верховья Псекупса и долины Туапсе от оставшихся черкесов.  В 1877 г. в «Кавказском сборнике» были опубликованы воспоминания Дроздова о тех страшных днях.

"Поразительное зрелище представлялось глазам нашим на пути: разбросанные трупы детей, женщин, стариков, растерзанные, полуобъеденные собаками; изможденные голодом и болезнями переселенцы, едва поднимавшие ноги от слабости, падавшие от изнеможения и еще заживо делавшиеся добычею голодных собак. Живым и здоровым некогда было думать об умирающих: им и самим перспектива была не утешительнее – турецкие шкиперы из жадности наваливали, как груз, черкесов, нанимавших их кочермы до берегов Малой Азии и, как груз, выбрасывали лишних за борт при малейшем признаке болезни. Волны выбрасывали трупы этих несчастных на берега Анатолии. 
Едва ли половина отправившихся в Турцию прибыла к месту. Такое бедствие и в таких размерах редко постигало человечество…". 

А. Староставский  в  «Вестнике Европы» в 1896 г. приводит воспоминания ветерана войны в Черкесии:

«Мы решились изгнать их, очевидно, в виду затруднений или неуменья устроить дело так, чтобы, продолжая по прежнему жить в горах, вдоль берега Черного моря, они могли стать полезными, или, по крайней мере, безвредными для государства… Изгнание их было решено в качестве государственной необходимости; в перевозке на турецких фелюгах усмотрен самый удобный или даже единственно возможный способ исполнения… Нужны были особенно крепкие нервы и немалая доля самообладания, чтобы в бессилии своем оставаться спокойным зрителем того, что совершалось на этом берегу.

Верстах в двух-трех от впадения речки в море, по течению  ее, на песке и голышах,  наносимых половодьем, неделями оставались партии бесприютных, лишенных крова и очага. По нескольку тысяч душ помещались одновременно на небольшом пространстве, отведенном им для стоянки и наблюдавшемся военными постами. Дни и ночи проводили они то под палящими лучами солнца, то под дождем и ветром… Атмосфера заражена была от накопления на небольшом пространстве животных и всяких других отбросов.

Так совершался разгром, разгром полный и бесповоротный – того, что строилось и крепло веками… И не единицами, не десятками, а сотнями и тысячами приходилось считать погибающих в этом катаклизме. Болезни и всякие невзгоды унесли многих еще до посадки на суда; скольких не досчитались при высадке на турецкий берег, после 15 и более дней плавания в самых ужасных условиях – это никогда не было выяснено; да и зачем? Очень многим, наконец, преимущественно в младшем возрасте, пришлось лечь искупительными жертвами приспособления к совершенно новым условиям жизни в суровой природе возвышенных малоазиатских плоскогорий...

С тех пор рыба из Черного моря табу для черкесов… Потому что она напоминание не о жизни, не о силе и величии морской стихии, а о трагедии и смерти…Вот такая история, две войны – два дискурса…

24.10.2017 в 20:13Vena

Ну и в вашем случае тогда нужно обвинять немцев, а не русских. Просто российские императоры по крови немцами были.:) 

Колин, я же писал, что с моей стороны это был сарказм. А ответ такой же как Vosovу.

23.10.2017 в 23:32kolln

Всегда когда говорят, Адлер, Туапсе,  и другие населенные пункты Краснодарского края с нерусскими названиями-это исконно русские города, меня, по характеру неконфликтного это выводит из себя. Русским всегда был нужен Кавказ-без кавказцев. Неоправданно жестокими методами, огнем и мечом был завоеван наш край , об этом нельзя забывать, об этом нужно писать, рассказывать подрастающему поколению.

24.10.2017 в 13:50sxfsddfgsdfsgd

фитишизация рыб это язычество а вот уважение исторических топонимов это важно 

Топонимику часто называют «языком земли». Этот «язык» дает часто больше, чем произведения древних и средневековых авторов. «Язык земли» не поддается фальсификации. Здесь ничего не придумаешь, ничего не сочинишь. Он сохраняет грядущим поколениям память о том народе, который давно сошел с арены истории, но вписал свое имя в историю грядущих поколений 

аланы тут в росии несмотря на своё много тысячелетнее проживание по всему бывшему ссссср не имеют топонимов а вот в америке там на каждые несколько километров квадратных хотя бы один  ALLEN  есть и в британии и франции 

так что тут я вас поддерживаю как то надо из нынешних так сказать существ человеков добится уважения АЛАНСКИХ ТОПОНИМОВ И АЛАНОВ ТОЖЕ АСЕТИНЦЕВ В СМЫСЛЕ ЕССЕСНО 

25.11.2017 в 11:22Piri REIS

нека дала указ указ а исполняли его обрусевшие в том числе нерусские . тот же ермолов татарин .но больше всего своими руками орудоваои русичи "добрые" против женщин стариков и детей. вы кричите на весь мир который вам давно не верит что в [...] укры бомбят русских. что такое бомбят идите посмотрите на фото чечни 15 летней давности

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Оскорбления запрещены Правилами.]

25.11.2017 в 11:24Piri REIS

именно огнем и мечеом вы подобно фашистам присвоили себе то что вам не принадлежало только потому что вас было больше и вы были сильнее. мы запомнили урок

25.11.2017 в 11:20Piri REIS

никто не обижается на вашу ложь и лицемерие. на вашу экспансию и агрессию .вам сопротивляются и готовят сопротивление оттого у вас скрепы начали появлятся. без них то сразу разлетится всея русь на нерусские регионы

 

25.11.2017 в 11:55Piri REIS

сейчас в кисловодске и в калиниграде вы разрешили строить мечеть а затем когда она на 90% была построена вы дали постановление на снос и незаконное строительство . а до этого оно почему то было законным. когда с вами стал судится имам кисловодска что вы сделали? насмешили кисловодск тем что обвинили имама в хранении наркотиков. больше поверят что путин наркоту распостраняет в кремле чем то что этот имам . идиоты. ваша экспансия не прекращвается. вы кричите про исламский экстремизм и терроризм но именновы на исламских землях убиваете и сжигаете.взрываете и бомбите.нет ни одного солдата мусульманина на немусульманской земле!

24.10.2017 в 12:47vosov

Вена,если вы изучали истории по книжке "Краткий курс истории ВКПб" ,тогда вы частично правы, в начале 19 века в тех краях не было русского население , а также финасирование из федерального центра не могла быть. Там до 1860 года жили в основном черкессы  , но с 2000 года в указанных городах живут  другие национальности, количество русских уменшается и с 1990 годах появились воры в законе не черкессы и не русские.Вы прекрасно знайте. кто они по национальности. Черкессы просто просят уважать их право хоть на исторические топонимы.

24.10.2017 в 20:01Vena

Все верно, Vosov. А если копнуть поглубже, то окажется, что черкесы загнали в горы из этих мест другие кавказские народы. И с несогласными поступили столь же, а то и более «неоправданно жестоко». Все мы потомки отнюдь не пушистых зайчиков, которым их земля обетованная досталась даром. Времена были такие, - кто сильнее, тот и прав. Или назовите мне народы, которые со своими соседями водили только хороводы? И главный смысл в том, что бы сегодня подобное не повторилось.  А для этого не нужно делить народы на хорошие и плохие, рассказывая кто от кого больше претерпел. Если знаешь историю, то расскажи неосведомленным людям, кто тут раньше жил и откуда такие названия. Благо все возможности в современном мире, что бы доказать свою правоту имеются. А обижаться не нужно, ведь на законы призванные для защиты малых народов и на названия имеющих их корни никто не покушается.

24.10.2017 в 15:00kolln

Здесь речь идет о трагедии целого этноса, благодаря *мудрой политике* царского режима рассеянного по белу свету. До уровня каких-то воров в данном посте опускаться пошло и не в тему. Есть два народа на Южном Кавказе, из которых куются кадры для описываемого вами контингента, все вопросы по этой тематике-прошу к ним.

24.10.2017 в 08:26Vena

 

 Но при этом не забывайте добавлять, в том же духе. Что кавказцы всегда неплохо жили за счет русских денег и под защитой их оружия. Кавказцы с помощью этнических кавказских группировок, воров в законе, и другими незаконными способами всегда стремились отобрать побольше денег у русского населения, расселиться пожалуй по всем русским городам, в том числе с исконно русскими названиями, и спокойно называть их своим домом. 

 

P.S. Килин, разумеется это всего лишь стеб над вашим обращением:). Не следует выдумывать исторические миссии для народов, и говорить от их имени.

 

25.11.2017 в 11:18Piri REIS

америка тоже неудивлюсь если в учебниках по истории выдает что она принесла цивилизацию в ирак ливию сирию . так же и рашка выдает нам перлы о добровольном забывая слово ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ВХОЖДЕНИИ всех абсолютно территорий вокруг МКАД . сами раши забылись что пришли с европы . спроси у рашистов про исконно русские города саратов например  или русское озеро байкал или русский город москва или сердце всея руси кремль ,или кубань даже !так они не смогут их даже перевести потому что все это включая матрешку и балалайку не русское вообще . в москву едешь там тебе кричат понаехали чурки а сами то по всей росси не понаехали? сейчас в крым для чего завозят рашу? для перевеса над татарами? в кбр русских больше чем балкарцев это оттого наверное что русские рожали по 8 детей ?я не знаю за всех точно но не слышал что бы балкарцы русским говорили ЧТО ВЫ ТУТ ПОНАЕХАЛИ БЛЕДНОЛИЦЫЕ?. я не слышал что бы в сочи адыги сказали казакам что они аккупанты и не говорили русским что вы тут понаехали. историю надо изучать ане зубрить шпаргалки комунистов 

25.11.2017 в 11:50Piri REIS

В 1905г на самом краю города Ростова-на-Дону был отведен земельный участок Попечительству Ростовского-на-Дону Магометанскому обществу, с того момента было дано начало строительству соборной мечети г. Ростова-на-Дону на ул. Скобелевской (с 1920г. ул. Красноармейская). Строительство велось  на пожертвования купцов-мусульман. Мечеть представляла из себя монументальное двух этажное, прямоугольное сооружение из кирпича с минаретом, размером 19м на 23м., общей площадью 703м2. Мечеть пережила первую и вторую мировые войны. В 1953г. был проведен капитальный ремонт. Действовала мечеть до июля 1963г., затем по приказу командующего Северо-Кавказским военным округом, генерала И.А. Плиева, под вымышленным предлогом мечеть была закрыта и опечатана, ковры и храмовое имущество конфисковано, а имам хатыб был арестован. После закрытия мечети, её использовали  под склад продторга, затем как спорт зал и в 1976 году разрушив купол, минарет и часть стен, перестроили в *солдатский клуб.* После отъёма мечети, мусульмане долгие годы предпринимали попытки вернуть мечеть обратно, которая была единственной на территории Ростовской области, но советская-атеистическая власть,  игнорировала требования и просьбы мусульман. Начиная с 1985 по 1998 годы муфтием Бикмаевым Д.З. предпринимались повторные  попытки возврата незаконно отнятой у мусульман мечети. Было написано множество писем, обращений, жалоб, но возврата добиться так и не удалось.