12 марта в выставочном вестибюле станции метро Воробьевы горы откроется выставка современного декоративно-прикладного искусства адыгов из Республики Адыгея. Я практически выставку уже видела, потому что монтировать ее приезжали мои подруги из Национального музея Республики Адыгея.
Что представлено на выставке? Это работы современных мастеров. В огромных стильных круглых стеклянных витринах – колбах выставлены и черкески, и женские платья с ручной вышивкой, и знаменитые черкесские столики анэ, и детские люльки, и свадебные знамена из орехов и многое другое.
Неудивительно, что в современных технологичных интерьерах метро они смотрятся органично, уместно, потому что виртуозная вышивка, идеально скроенные черкески, тонкие шали, трещотки, которые словно вот-вот позовут танцоров в круг – это то, что способно остановить вечно спешащих людей и заставить их застыть возле витрин.
Так что, если вы хотите узнать, почему столики анэ восхищали европейских путешественников, в каком случае и у кого были черкески белого цвета, почему у современных народов Кавказа покупка традиционных люлек бьет все рекорды, хотя еще несколько десятилетий назад врачи ругали тугое пеленание и призывали мам ни в коем случае не класть новорожденных детей в такие колыбельки – вам сюда, на Воробьевы горы!
На моей стене в фейсбуке - пара реплик о том, что размещать предметы современного искусства в метро – это кощунство, а те местные чиновники, которые согласились на такую выставку, чуть ли не смирились с заведомым унижением. Вот что меня совершенно не коробит, так это тот факт, что выставка устроена в метро.
Во-первых, это не просто вестибюль метро, а выставочный зал, сделанный по всем стандартам кондиционирования, безопасности, эргономичности и т.д.
Во-вторых, московское метро само по себе – произведение искусства в современном ритмичном мегаполисе. Каждая из станций, сквозь которые мы пробегаем в спешке, уникальна. Не забудьте еще раз поднять глаза на потолки Маяковской, приглядеться к скульптурам «Площади революции» и остановиться возле барочных арок «Арбатской».
В-третьих, в Московском метрополитене уже запущены проекты, посвященные искусству XX века – билборды об авангарде на эскалаторах, по Кольцевой курсирует тематический поезд с репродукциями картин ХХ века, а совсем недавно продавался билет «Единый», на котором - павлин с картины Наталии Гончаровой «Павлин под ярким солнцем». Выставочный зал на Воробьевых горах существует с 2010 года.
Подобные проекты, когда в метро проводят выставки и размещают целые галереи, реализуются в Лондоне, Неаполе, Париже. В Лондоне выставка в метро прошла под лозунгом «Превращение рекламного пространства в пространство искусства», а в коробах, в которых в обычное время размещаются коммерческие объявления, выставлялись современные художники.
Не все пассажиры метро успевают дойти до музея, не все в силу многих причин даже угадают с первого раза, где находится Адыгея, но, если на Воробьевых горах людям захочется остановиться у витрин и узнать больше, значит, организаторами все было сделано правильно.
Полностью согласна, Наима! Буду рекомендовать А уж тема с люльками у нас одна из самых любимых на этнопедагогике и этнографии детства! Увидеть своими глазами их и другие артефакты не выходя из метро - замечательная возможность!
Они, может, не понимают или не были в Москве. Ходила сама. Люди специально выходят, смотрят. Часто слышишь "надо же!" и восхищение на лицах. Было бы здорово поставить такие "колбы" везде и не только в Москве и возить коллекции по стране!
Не знаю, чем объясняют свою критику противники таких проектов, но я видела с каким интересом люди смотрели на выставку даже в процессе монтажа!!! Очень много людей фотографировали предметы, интересовались - из какого региона мы приехали. Было очень много позитива. Дети с удовольствием фотографировались у костюмов и витрин. Мне кажется - это замечательный проект. А сама станция метро с панорамным видом на Москву реку. Очень красиво. Побольше позитива, друзья!!! Наима - спасибо!
А мне нравится, что в метро, современное пространство, ничего не мешает лицезреть красоту