Вчера люди поминали заживо сожженных в 1944 году в чеченском Хайбахе. Для тех, кто не знает, что случилось в Хайбахе в 1944 году, послушайте эту песню.
Вчера потомки жителей горного села Хайбах организовали поминание "Мехка саха", потому что закончено восстановление мечети в этом селе. Облик мечети восстановлен по описаниям старожилов.
Хайбах – это высокогорное село, которого сейчас нет на карте. Зияющая картографическая пустота, как воронка, втянула ужас трагедии 1944 года. Как будто и сейчас сквозь землю прорываются крики и стоны...
23 февраля 1944 года 705 жителей Хайбаха ( в рамках операции «Чечевица» по депортации чеченцев и ингушей) было заживо сожжено отрядами НКВД в конюшне.
За депортацию отвечал Берия, в рекордно короткий срок почти полмиллиона человек было погружено в эшелоны и отправлено в Казахстан и Среднюю Азию. Но были еще и горные села, куда не могли добраться железнодорожные составы. Люди в горах ничего не знали о событиях на равнине. Операция проводилась в спешке, а Берия уже отчитался наверх об успешном завершении операции. Чтобы не возиться и не отправлять за людьми в горы новые эшелоны, что связано с дополнительными расходами, исполнителями было принято решение не срывать график депортации, и людей согнать вниз, на равнину.
В горах в ночь выпал снег, и это усложнило процесс выселения людей. Тропы замело, вскоре они заледенели, поэтому погнали вниз только молодых людей и среднего возраста.
В Хайбахе остались старые, больные, дети, роженицы. Все, кто не смог самостоятельно спускаться по ледяным тропам. Им обещали, что за ними прилетит самолет, а до этого согнали в конюшню. Людям цинично предложили утепляться, и они сами послушно принесли в конюшню солому и сено. А потом был дан приказ залить конюшню бензином и поджечь. Всех, кто пытался убежать из-под обваливающихся в огне конструкций, расстреливали. Через несколько часов потом пошел дождь, словно пытаясь унять боль и заглушить человеческие стоны …
Души Хайбаха, как и всех невинно убиенных, да пребудет с вами вечный покой и вечная память…
Мечеть, восстановленная в Хайбахе по описаниям старожилов.
Фото публикуются с разрешения Магомед Ялхаро и Тамары Чагаевой