"Миграции людей -миграции стереотипов?" Онлайн-дискуссия на КУ 28 марта.

25 марта 2019, 19:29

28 марта в 18.00 на «Кавказском Узле» состоится онлайн-дискуссия «Миграции людей – миграции стереотипов?» 

Все онлайн-дискуссии проходят в специальном разделе форума на "Кавказском Узле".

Одна из граней процессов миграции с Северного Кавказа – это актуализация  этнических стереотипов. Переезжая в другой регион в поисках работы или для получения образования, молодежь Северного Кавказа, с одной стороны, сталкивается со стереотипами о народах Кавказа, что мешает им в поисках работы, жилья и адаптации на месте, с другой, сама является носителями устойчивых стереотипов о «принимающей» стороне. Как выйти из взаимного плена и переформатировать «войну стереотипов» в новое позитивное качество – об этом поговорим в ходе нашей онлайн-дискуссии.

Мы живем в мире этнических стереотипов, с легкостью награждая людей другой культуры набором готовых штампов. Перефразируя Уолтера Липпмана, который впервые ввел в 1922 году в научный оборот термин «социальный стереотип», можно сказать, что у каждого из нас есть свои «картинки мира» в голове, касающиеся других людей.При этом оценочные суждения о других народах могут быть и положительными, и отрицательными – все зависит от исторического и личного опыта взаимодействия тех или иныхэтносов. Но,в любом случае,эти суждения являются «образом» группы, но не соответствуют группе в целом. За многие годы было сформировано большое количество этнических стереотипов  о народах Кавказа. Так в сознании людей появились«гордые горячие грузины», «торгаши-азербайджанцы», «опасные, воинственные, непредсказуемые чеченцы» и т.д. При этом талантливых кавказских врачей, ученых, художников, писателей, интеллектуалов знает узкий круг людей, и знание о них совсем не транслируется за пределы региона.

В научной литературе этнический стереотип определяется как упрощенный,  схематизированный, эмоционально  окрашенный  и  чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, распространенный на всех ее  представителей. Этнические стереотипы могут сформироваться и проявиться в условиях контакта с представителями других этносов и выполняют защитную функцию по отношению к своеобразию духовной культуры. 

Этнические стереотипы категоричны, они делят мир на черное и белое; знакомое и незнакомое. При этом знакомое воспринимается как нечто положительное, незнакомое – как враждебное и потому негативное. В процессе социальной адаптации к новым условиям существования они помогают ориентироваться в социальном пространстве, соотнести себя с определенной этнической общностью и выстроить отношения с другими группами. Такие стереотипы выполняют и роль индикаторов межэтнического общения. В частности, появление негативных стереотипов – это сигнал, свидетельствующий о возникновении конфликта.  

В ходе нашей дискуссии мы обсудим следующие вопросы: 

 1.      «Зачем поехал, что искал» – почему, кто и куда уезжает с Северного Кавказа? 

2. Готовые клише о кавказцах: «дикие», «нецивилизованные», «агрессивные», «ненадежные».Какие стереотипы о Кавказе влияют на отношение «принимающей стороны»? 

3.    Как стереотипы по отношению к народам Кавказа, с которыми вы сталкиваетесь, влияют на стратегии жизнеустройства на новом месте? Личные истории тех, кто сталкивался со стереотипами о кавказцах: «девушки в никабах,«террористы», «угнетенные кавказские женщины». Интересное клише существует о народах Кавказа в Турции - их называют «внуки Шамиля».  Об этом наши читатели тоже узнают во время дискуссии. Многие из наших спикеров сталкивались с темой «понаехавших» (то есть, чужих, пришлых, некоренных по отношению к этой территории): как появилось это клише, в каких регионах существует и воспроизводится?

4.      Негативные стереотипы как сигнал протеста против существующей проблемы.  Возможно ли преодолеть этнические стереотипы и что необходимо делать для этого? 

В дискуссии участвуют:  

Диана Алиева, журналист, предприниматель, Москва

София Ахмедова, журналист-фрилансер, Стамбул

Фатима Казиева, предприниматель, общественный деятель, Дагестан,живет и работает в Москве

Екатерина Капустина, кандидат исторических наук, заведующая отделом этнографии Кавказа, Кунсткамера, Санкт-Петербург

Александр Квахадзе, исследователь Фонда Рондели, Грузия

Ася Маликова, Ингушетия, живет и работает в Швеции

Алим Махсутов, главный редактор проекта "Ногаеведение", Стамбул

Анастасия Мигаль, преподаватель Южного федерального университета, Ростов-на-Дону

Заира Панеш, вице-президент по продажам и маркетингу компании «Nanigans», официальный партнёр Facebook, Адыгея, живет и работает в Сингапуре.(заочно)

Зарина Саутиева, ассистент по проектам АНО «Астрея»/Проект «Правовая инициатива», Ингушетия, живет и работает в Москве

Хаджимурат Хакуашев, председатель Совета Кабардино-Балкарской общественной организации "Республика - общее                 дело", КБР

Дина Хашхожева, художник,  КБР, живет и работает в Москве

Ахмед Чапанов, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры истории и организации архивного дела РГГУ, Ингушетия, живет и работает в Москве (заочно)

Бэлла Шахмирза, основатель летней школы для детей в ауле «Балапанлар», КЧР, живет и работает в Италии

Джамиля Юсупова, врач, Дагестан, живет и работает в Москве. 

26.03.2019 в 23:27Ducuna
Добрый вечер!
30.03.2019 в 17:36Андрей Москотельников
Дискуссия, кажется, не состоялась; я тоже был в это время в Копенгагене. Знаете, залетев, вот так вот, в какой-нибудь интересненький городок, начинаю вдруг понимать приезжих! Например, мне сообщили, что в Копенгагене большинство жителей ездят на велосипедах, и если велосипедист наскочит на пешехода, то виноват будет пешеход, он и штраф большой заплатит. И, знаете, у меня, как у всякого нормального русского, так и зачесались руки сшибить велосипедиста и посмотреть что будет.

Наши меня, понятное дело, отговорили от эксперимента. Но понимаю приезжих!

Сам-то я, правда, белый. Черненькие и так выделяются среди людей, а уж черненькие хулиганы -- и подавно. А потому им-то как раз хулиганить и не положено. Впрочем, русским тоже хулиганить не стоит, и всё-таки русские -- это белые, и датчане тоже белые. Так что криминала тут, мне кажется, меньше.

И ещё. Русские не настолько же наглы, чтобы, хулиганя, ещё и объединяться в диаспору. А черненькие -- нет, те объединяются, чтобы, значит, самим хулиганить, а от ответственности -- уходить. А вот я от ответственности уходить не собирался: вот он я, русский хулиган!

А Вы говорите -- стереотипы. Я эти стереотипы о черненьких постигал на своей шкуре в армии. Теперь попробуйте, лишите меня стереотипов. А если мне теперь милы эти стереотипы? Если я не хочу менять своё мнение о... назовём их беженцами. И теперь беженцам предстоит очень постараться, чтобы эти стереотипы изменить. А будут ли они стараться? Нет, не будут. Им есть куда побежать с плачем, когда они окончательно достанут русского человека. 

Ибо белые изобрели плавильный котёл, а небелые -- апартеид. Знать они нас не хотят, вместо этого -- на нашей же земле! -- всячески стремятся подчеркнуть свою особенность. Правильная политика в отношение беженцев должна быть такой: разгон диаспор и упразднение пришлых культур. И тогда можно будет чуток и похулиганить, кому невтерпёж. У них, не у нас. Они не поймут, что нерусский. Из России -- того и достаточно. Когда мы, туристы, въезжали сейчас на автобусе в Копенгаген с Эриссунского моста, их таможник посмотрел на нас, пробормотал почти что сам себе: "Ведь вы русские, верно? Ведь вы же -- того, будете не рады, если мы -- задержку какую, а? Придётся скоренько пропустить"...

31.03.2019 в 09:08moderator

Все онлайн-дискуссии проходят в специальном разделе форума на "Кавказском Узле".


В том числе и анонсированная - «Миграции людей – миграции стереотипов?»