В октябре 2020 г. президент Франции Эмманюэль Макрон представил новый законопроект. В пояснительной записке указано, что цель законопроекта – «положить конец правовому бессилию Республики перед лицом радикального исламизма и лицом любого сепаратизма».
О том, что предшествовало этому законопроекту, какова его структура и содержание, и почему представители левых партий назвали новый законопроект «антимусульманским», я поговорила с Денисом Брилевым, кандидатом философских наук, доцентом кафедры культурологи Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова, Киев.
Вот что он рассказал:
Законопроект № 3649 – во Франции начали борьбу с "исламистским сепаратизмом"
Во вторник, 16 февраля 2021г., Национальное собрание, нижняя палата парламента Франции, проголосовало за законопроект № 3649 "Об укреплении республиканских ценностей", неофициально также известный как законопроект против "исламистского сепаратизма".
В поддержку документа проголосовали 347 депутатов из 577, против был 151 депутат, 65 воздержались, 14 депутатов не голосовали. Для вступления законопроекта в силу необходимо одобрение Сената, верхней палаты парламента. Сенатские слушания по данному законопроекту назначены на 30 марта.
Впервые будущий законопроект презентовал президент Франции Эмманюэль Макрон, выступая 2 октября 2020 г. в Ле-Мюро (Иль-де-Франс) на фоне общественного резонанса, связанного с начавшимся 2 сентября процесса по делу о терактах 2015 г.: нападениях на редакцию сатирического еженедельника «Шарли Эбдо» и на кошерный магазин на востоке Парижа. Произошедшее позднее, 16 октября 2020 г., убийство учителя Самюэля Пати еще больше накалило обстановку.
9 декабря 2020 года текст законопроекта был представлен Совету министров Жеральдом Дарманё, министром внутренних дел, и Марлен Скьяппа, делегатом министра внутренних дел, отвечающим за гражданство. Учитывая общественный резонанс– согласно опросу Odoxa-Dentsu Consulting, проведенному для Le Figaro и France Info, 76% французов в начале сентября поддержали указанный законопроект, – правительство инициировало ускоренную процедуру рассмотрения.
Обсуждению законопроекта № 3649 предшествовало принятие двух законов:
- в октябре 2017 г. Закона № 2017-1510 об усилении внутренней безопасности и борьбе с терроризмом, который позволяет закрывать культовые сооружения, где проповедуются радикальные идеи, принимать решение о домашнем аресте наиболее опасных лиц, усиливать мониторинг радикально настроенных лиц и освобожденных из мест лишения свободы;
- в апреле 2018 г. Закона № 2018-266, об упрощении и улучшении надзора за режимом открытия и контроля частных образовательных заведений без контракта, который повышает требования к персоналу частных образовательных заведений, а также ужесточает систему контроля за ними.
Законопроект вносит ряд поправок в Закон Франции от 9 декабря 1905 г. о разделении церквей и государства и в Закон от 2 января 1907 г. о публичном отправлении религиозных обрядов.
В нынешнем законопроекте более 70 статей, которые объединены в два основных раздела: первый призван обеспечить соблюдение республиканских принципов, второй – гарантировать свободное отправление религиозных обрядов. В пояснительной записке указано, что цель законопроекта – «положить конец правовому бессилию Республики перед лицом радикального исламизма и лицом любого сепаратизма».
Основные положения законопроекта № 3649
Среди основных положений можно отметить следующие.
Любая ассоциация, запрашивающая государственную субсидию, должна будет взять на себя обязательство уважать принципы республики (гендерное равенство, человеческое достоинство и т.д.) путем подписания «республиканского договора о сотрудничестве». Если они нарушат это обязательство, грант должен быть возвращен. Кроме того, в целом расширяется финансовый контроль за деятельностью ассоциаций (во многом эти поправки связаны со скандалом, разразившемся в 2019 г., когда были вскрыты схемы непубличного финансирования организаций, связанных с «Братьями-мусульманами», со стороны Катара).
Ужесточается процедура получения разрешения на проживание и выплат пенсий лицам, состоящим в полигамном браке. Также вводится запрет на выдачу медицинских справок, удостоверяющих девственность. Усиливается механизм защиты согласия будущих супругов от заключения принудительных браков.
Законопроект устанавливает новое правонарушение, заключающееся в создании угрозы для жизни других лиц путем распространения информации, касающейся частной, семейной или профессиональной жизни человека, что позволяет установить его личность или установить его местонахождение. Данная статья была во многом вызвана обстоятельствами гибели в октябре 2020 г. Самюэля Пати.
Устанавливается принцип обязательного образования для всех детей, которые в настоящее время подлежат обязательному образованию, то есть детей в возрасте от трех до шестнадцати лет.
Пересмотрены условия создания ассоциаций, управляющих культовыми сооружениями, и управления ими, предусмотренные законом 1905 г., с целью защиты их от злонамеренных захватов радикальными группами. Усилен финансовый контроль за деятельностью религиозных ассоциаций – введено требование декларировать иностранные пожертвования на сумму более 10 тыс. евро.
Законопроект расширяет Закон от 9 декабря 1905 г. в части V (Надзор за деятельностью религиозных ассоциаций). Наказание за разжигание дискриминации, ненависти или насилия, совершенное в месте отправления культа, увеличено до семи лет лишения свободы. Более строго будет наказываться проведение политических митингов в местах отправления культа.Организация голосования на политических выборах во Франции или за рубежом в местах отправления культа категорически запрещена.
Также вводится запрет любому лицу, осужденному за террористические акты, руководить религиозным объединением или руководить им в течение десяти лет с даты вступления приговора в силу.
Антиисламистский поворот?
Представители левых партий уже назвали законопроект «антимусульманским», а правые и ультраправые, наоборот, недостаточно жестким. Вместе с тем, законопроект в значительной мере отображает настроения во французском обществе. Национальная консультативная комиссия по правам человека (CNCDH) в своем ежегодном докладе в июне 2020 г. привела результаты соцопроса, согласно которому 45% опрошенных французов считают ислам угрозой для французской идентичности. При этом как сам Э. Макрон, так и его министры призывают разводить понятия «ислам» и «исламизм», обращая внимание, что предложенный ими законопроект направлен против исламизма, но ни в кое случае не ислама, и, более того, призван защитить самих мусульман от представителей радикальных идеологий (в своей речи в Ле-Мюро Э. Макрон упоминает в этом контексте «салафитов, ваххабитов и братьев-мусульман»).
В заключение можно отметить, что подобный, «антиисламистский» поворот, наблюдается не только во Франции. Аналогичные процессы идут в Австрии (в которой также рассматривается «антиисламистский» закон), Германии, Великобритании и других европейских странах.
По-видимому, это долгосрочный тренд во внутренней политике этих стран, связанный с миграционными потоками, попытками ряда стран использовать фактор «европейских мусульман» в своих геополитических интересах, а также общим смещением «вправо» электоральных предпочтений европейцев.
Фото из личного архива Д. Брилева