18 марта 2021г. я по приглашению директора Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований профессора Адама Хусейновича Тлеужа участвовала в круглом столе «Феномен Адыгэ Хабзэ и его роль в жизни адыгов в современных условиях». Круглый стол в режиме онлайн был организован АМАН (Адыгской международной Академией наук ) и АРИГИ им. Тембота Керашева. На базе АРИГИ несколько лет назад был создан Проектный офис по изучению и сохранению адыгейского языка, структура, уже предложившая несколько интересных проектов, например, летнюю школу "Аdygland".
Открыл круглый стол сенатор СФ РФ от КБР Арсен Каноков, обратившись к участникам с видеобращением (простите за тавтологию). Каноков выступал кратко, рационально, по делу, обратив внимание на то, что хабзэ - не догма, и нам важно определить. что мы возьмем в будущее.
В обсуждении участвовали ученые из Абхазии, Адыгеи, КБР, Краснодара, Армавира.
Адыгэ Хабзэ, как известно, уникальное явление адыгской (черкесской) культуры. Это больше чем неписанный кодекс этикетных норм, охватывающих все сферы жизни. Это инструмент, дающий адыгу возможность коммуницировать с другими людьми, не теряя своего достоинства и считаясь с личностью собеседника или оппонента. Хабзэ – это образ жизни и стиль мышления, основанный на таких принципах адыгской этики, как разумность, почтительность, человечность.
Мне понравилось, что на круглом столе мы в очередной раз не говорили о красоте, всеохватности, гармоничности Адыгэ Хабзэ. Участники дискуссии прекрасно об этом знают, и нет необходимости развивать дискуссии об очевидном.
На круглом столе попытались решить (или, вернее, сформулировать) и концептуальные и более прагматичные вопросы. Как сохранить Хабзэ молодым людям, выезжающим на учебу или работу в другие регионы и даже страны? Как сохранить Хабзэ человеку, задавленному экономическими проблемами и возможно ли это? В каком соотношении находятся Хабзе и религия?
Участники конференции согласились с тем, что в новых условиях глобализации, урбанизации, высокой мобильности населения, новых технологий неизбежны инновации в хабзе.
Инновации ни в коем случае не должны коснуться сущностной структуры Хабзе, но затронуть те его составляющие, которые объективно уходят в прошлое и могут существовать только в пространстве исторической памяти.
Нужны конкретные действия уже здесь и сейчас. Поскольку у молодежи существует запрос на знание своей истории и культуры академическое сообщество могло бы уделить большее вниманию популяризации адыгской культуры, выдавать профессиональные продукты, которые по своему качеству бы превосходили те низкопробные и зачастую содержащие ложную информацию тексты, которыми переполнен интернет. При этом вместо привычных академических форматов было бы желательно осваивать пространство соцсетей, телеграм –каналов и ютуба.
Одной из задач является написание и издание качественных учебников по Адыгэ Хабзэ и создание специализированных школ пансионного типа, вся система обучения в которых была бы основана на Адыгэ Хабзэ.
В последние 10-15 лет молодые ученые из черкесской диаспоры, особенно из Турции, подняли в своих исследованиях интересные темы и проблемы черкесской истории, черкесской идентичности, черкесского активизма в Турции и др. Я внесла предложение, чтобы эти работы переводились и стали доступны для читателей в России.
В целом круглый стол прошел продуктивно, в рабочей обстановке, где было время и полемикам, и вопросам, и новым спикерам.