В Самсуне открыли Адыгский парк.

13 июля 2021, 18:11

В Самсуне 10 июля 2021 г. был открыт Адыгский парк (Adige Park). Парк является совместным проектом муниципалитета Атакум и общественной организации (дернека) «Ассоциация адыгской культуры». (Adige Kültür Derneği).

На церемонии открытия присутствовали руководители самсунских отделений двух турецких партий  -  Народно-республиканской партии (НРП)  Фатих Тюркель, и «Хорошей партии» IYI Хасан Аксой, глава партийного отделения НРП  Атакума Тургай Озчелик, глава муниципалитета  Илькадым Неджаттин Демирташ, глава муниципалитета Атакум Шемиль Девечи, генеральный секретарь Федерации черкесских ассоциаций (ÇERKES-FED) Йылмаз Дёнмез, председатель общественной организации «Ассоциация адыгской культуры» Хатидже Озер, члены муниципального совета Атакума, главы районов и другие гости. 

«Жить свободно и по-братски»

Со вступительной речью  выступила Хатидже Озер. Она поблагодарила руководство Самсуна и муниципалитета Атакум и сказала, что они продемонстрировали пример сотрудничества между местными властями и общественными организациями. Госпожа Озер также подчеркнула, что Самсун, город с самым большим количеством черкесов в Турции, занимает важное место для черкесов, разбросанных по всему миру. Поэтому проводимые здесь культурные мероприятия  важны. «Я хотела бы закончить свои слова стихами великого поэта Назима Хикмета: «Жить, как деревья в лесу — отдельно, свободно, но все вместе по-братски — вот наша тоска!..», - сказала она.

«Наш век демонстрирует культурный распад»

         Президент Ассоциации культуры и искусства Самсуна профессор доктор Метин Экер сказал: «Мы - один из немногих городов, где разные культуры сосуществуют гармонично, и это показательно, особенно если смотреть на это как на мозаику.  Безусловно, черкесская культура внесла в это большой вклад. Я говорю это еще и с учетом того, что половина моей семьи черкесы. Наш век демонстрирует характерные черты периода, когда интенсивно переживается культурный империализм, или, как я это называю, «культурный распад». Существует измерение, которое выражается в  постепенном размывании и стандартизации культур и их идентификацией с культурой потребления во имя глобальной культуры.  Поэтому в этом контексте для нашей страны чрезвычайно важно, чтобы наши прошлые культуры, традиции, верования, этнический потенциал и социальные обязательства сохранялись и развивались».

«Самсун снова приветствует черкесов»

Руководитель Федерации черкесских ассоциаций (ÇERKES-FED) Йылмаз Дёнмез сказал, что когда тысячи черкесов в 1860-е гг. приехали на анатолийское побережье, голодные и измученные, они нашли приют у жителей Самсуна. «Сегодня мы видим, что таким же образом Самсун снова приветствует черкесов. Мы, черкесы, с 1864 года, когда мы ступили на анатолийские земли,  всегда были искренними партнерами в боли, печали и радостях турецкого народа.  К сожалению, в прошлом, когда деспотические режимы Турции обижали нас, закрывая наши общественные объединения, запрещая черкесский язык, мы никогда не обижались на свое государство, мы никогда не прибегали к незаконным средствам. Мы демократически выражали свои права и требования. Мы, черкесы, предпочитаем единство. Адыгский парк,  открытый сегодня в Атакуме после открытия нашего музея в Илькадыме, будет стоять здесь до тех пор, пока мир будет символом развитой демократии, братства и единства. От имени Самсуна, Турции и даже черкесов мира мы хотели бы поблагодарить главу Атакума, который внес свой вклад в открытие этого объекта. Мы выражаем ему свою признательность».

«Когда вы изучаете миграции, вы испытываете боль»

Глава муниципалитета Илькадым Некаттин Демирташ заявил, что «Ассоциации адыгской культуры» муниципалитет подарил для культурных целей историческое здание: «Объект оценивается и используется. В принципе, я тоже выходец из Дагестана, наша прародина - Дагестан. Наши предки пришли отсюда во время русско-турецкой  войны 1878 года. Когда вы изучаете миграции, возникает много боли. Около 500 тысяч наших людей погибли на дорогах, и они испытали  очень много страданий. У турецкой нации есть одна особенность: на этой земле нет места, где не было бы страданий. Так и сейчас. К сожалению, мы все еще продолжаем страдать в Сирии, Ираке и Афганистане»

«Живите, черкесы!»

Глава муниципалитета Атакум Шемиль Девечи сказал: «Черкесы были нашими соседями, друзьями, доверенными лицами, нашими любимыми, нашими гражданами на протяжении почти 150 лет.  Есть одна характеристика черкесов - черкесская женщина независима и свободна. Черкесские женщины равны мужчинам. Черкесские мужчины не прибегают к насилию по отношению к женщинам и детям. Когда я учился в начальной и средней школе, мои соседи и друзья были черкесами. Их родители никогда на них не жаловались. Черкесы очень серьезно повлияли на меня, на мой образ жизни, на мое миролюбие и мое человеколюбие.  Я – ваш ребенок.  Мой сосед, мои друзья были черкесами. Я вырос с их культурой. И вы - граждане и сограждане Самсуна, этого города независимости, города, который участвовал в Национальной войне за независимость, призывая к миру человечество». Девечи призвал к укреплению мира, борьбе за мир. «Давайте защитим Вселенную, в которой мы живем, с ее природой, окружающей средой и всеми ценностями, которые делают людей людьми. У черкесов есть именно эти черты. Мы знаем и любим вас за эти качества. Каждый из вас друг и словно моя мать.  Я предлагаю вам любовь и уважение. Спасибо, живите!».

Пост написан на основании материалов турецкой прессы.

Фото: сообщество на фейсбуке  Samsun 1864 ADIĞE PARKI ve Müzesi

https://kendihaberim.com/adige-kultur-parkina-gorkemli-acilis/

13.07.2021 в 18:31Бабек Хуррамид
Поздравляю по пробуйте и в Баку открыть такой центр 
13.07.2021 в 20:56Dayday
Признаю, что вопрос в некотором роде провокационный. Дело в том, что насколько я понимаю, отношение к исламу неоднозначно и среди российских адыгов. Есть и такие которые считают, что он им принес, если не все то немало бед.  В интересах полной открытости, сам я светский, но уважаю и чту свои религиозные традиции. Это важная часть моей идентичности.
13.07.2021 в 20:46Dayday
«К сожалению, в прошлом, когда деспотические режимы Турции обижали нас, закрывая наши общественные объединения, запрещая черкесский язык, мы никогда не обижались на свое государство, мы никогда не прибегали к незаконным средствам.»

Дискриминация черкесов (и других нацменьшинств) в Турции имела место быть после провозглашения Турецкой Республики в 1923 году, в соответствии с идеологией кемализма. Её не было в Оттоманской империи. Так или иначе, черкесы-мухаджиры отличаются лояльностью к властям повсеместно. К примеру, служат в армиях как Иордании, так и Израиля. Что касается, турецких черкесов, то у них в последнее время произошел раскол на светских (сторонников кемализма) и религиозных (поддерживающих правящую партию Справедливости и Развития). Интересно было бы узнать в этой связи, чем притягателен кемализм турецким черкесам, если дискриминация черкесов происходила под его эгидой. Кроме того, черкесов депортировали с родных земель именно из-за их религиозного исповедования. Более того, хорошо известно, что депортировали только адыгов-мусульман (то же самое в отношении абхазов). Неудивительно поэтому, что в религиозных кругах Турции черкесы играют непоследнюю роль.

15.07.2021 в 06:19Dayday
Кстати с турецкого «живите, черкесы» видимо это дословный перевод. Правильнее по смыслу имхо это «да здравствуют, черкесы».
15.07.2021 в 18:38Dayday
Сиею предположить, что по турецки скорее всего использовалось слово «yaşasın», что означает в данном контексте «да здравствует». 
15.07.2021 в 18:27Наима Нефляшева
Я читала статью на английском, там "Circassian, exist". Хотя и "да здравствуют черкесы" тоже подойдет по смыслу и более удачно.
15.07.2021 в 20:06Наима Нефляшева
 Sağ olun, var olun. - нашла исходник 

16.07.2021 в 15:37Dayday
Спасибо, Наима. Я бы перевёл эту фразу как «живите-здравствуйте».