Одна из интересных традиций народов Северного Кавказа, связанная с особым статусом старшего мужчины в семье и с символическими проявлениями его власти, – это порядок кормления членов семьи, а также пространственная иерархия за столом во время приема пищи.
У главы большой семьи, или старшего мужчины, традиционно было специально отведенное ему место у очага (у кабардинцев, например, оно называется жьантIэ), на которое никто не смел садиться. Такое же место у очага было у свекрови, и никто из невесток, даже в ее отсутствие, не садился на него.
Уточню, что под большой семьей мы понимаем три поколения одной семьи, проживающие совместно ( родители – женатый сын с женой – дети).
Для главы семьи ( у адыгов - тхамада) накрывали стол отдельно. Только маленьких внуки и правнуки могли сидеть с ним за одним столом. Такое же правило действовало в отношении старшей женщины дома – она ела одна или со старшей невесткой.
Никто из членов большой семьи не смел приняться за еду раньше старшего мужчины, которому неизменно подавали лучшие, наиболее престижные части пищи. Но при этом маленьких детей кормили раньше, чем взрослых. По мнению антрополога Б. Бгажнокова, это имело психологическое и этикетное значение, чтобы в будущем , повзрослев, человек не ощущал бы подсознательно постоянное патологическое чувство голода.
О том, что черкесская семья фактически никогда не собирается за одним столом в начале XIX века с удивлением писал Тебу де Мариньи: «Черкесская семья никогда не собирается за столом, отец и мать ужинают отдельно, так же как и дети, которые разделяются в зависимости от возраста и пола».
Как выглядит этот порядок сегодня? Я спросила у своих друзей с Северного Кавказа на фейсбуке: как организован в вашей семье приём пищи - вы садитесь всей семьёй за один стол (дети, родители, бабушки - дедушки)? Или сохраняется традиционный порядок, по которому главу семьи нужно кормить отдельно? Или каждый ест, когда захочет? Если вы садитесь за стол всей семьёй, соблюдается ли рассадка, когда старшие сидят "на почётных местах" ?
На основании полученных мной ответов можно сказать, что в 2020-х гг. прежний порядок кормления членов семьи в режиме будничного ежедневного приема пищи практически не сохранился.
Мои респонденты 35-50 лет вспоминали, что этот порядок сохранялся, "когда были живы их дедушки". «Когда был жив дедушка, он садился первый за стол. Дальше кормили дядю. Потом бабушка, невестки, внуки». (Кабардино-Балкария).
«У нас Папа с мамой и брат садились за стол, а я со снохой кушала. А когда гости мужчины, неважно близкие или дальние, то садится только Папа». (Ингушетия).
«Раньше помню, у нас глава семьи всегда ел отдельно. Это создавало определенный авторитет для главы семьи, сохраняло его особый статус и каждое сказанное им слово имело свой вес». (Кабардино-Балкария).
«Когда были живы бабушка и дедушка, порядок всегда соблюдался: сначала кормили дедушку, потом дядю, потом внуки, и только потом бабушка, мама и тети. У свекров моих, шапсугов, пока они были живы, такой же порядок был. Сейчас всё проще, все вместе за стол, рассадка традиционная сохраняется и в каждодневном приеме пищи, и вообще, в повседневном поведении» (Кабардино-Балкария).
«Папу всегда кормили одного, потом уже мы, дети, когда ела мама, я даже не знаю, видимо, после нас, но за праздничный стол садились все. К приходу первых гостей мы, дети, уходили к себе. Муж, как правило, ест отдельно (пока жили с гуащэ (свекровью), всегда ел отдельно)». (Адыгея).
«Мой младший дядя никогда не садился за стол с отцом и со старшим братом. Исключение - когда дедушка сам разрешал ему сесть за стол вместе с ним на праздниках. Последние годы, когда дядя уже сам сильно повзрослел, дедушка умер, эта традиция стерлась, и младший дядя уже садится со старшими братьями за стол». (Кабардино-Балкария).
Что изменилось сейчас? Ответ одного из моих респондентов звучал довольно категорично: «Ни в одной семье в КБР традиция сажать за стол сначала Тхьэмадэ (главу семьи) не сохранилась. Единственное, что сохранилось, вставать, когда заходит старший, и сажать его в жьэнт1э и не садиться, пока он не сел». (Кабардино-Балкария).
Если семья живет с родителями мужа, и они находятся в преклонном возрасте, то соблюдается традиционный порядок кормления членов семьи. «У нас свекр садится за стол с сыном. Свекра кормят отдельно, но если сын (52 года) дома, ест с ним. Я живу с родителями супруга. Свёкра одного первого кормили. Потом кормили всю семью. Мы со свекровью после всех кушали. После того, как свекра не стало, я свекровь кормлю отдельно. Потом мы с детьми садимся за стол (соблюдаем рассадку». (Кабардино-Балкария).
Молодая женщина из Ингушетии рассказала, что в их семье традиционный порядок сохраняется: «Свекр ест отдельно, иногда вместе со свекровью. Я никогда при свекре не сажусь. Внуки (маленькие) с дедом иногда садятся». Хотя и в ее рассказе уже есть динамика: «После главы семьи мы все (то есть, муж, жена, дети – НН) садимся за стол, порядок старшинства строго соблюдается».
Мобильность младших членов семьи (детей) и занятость среднего поколения (женатый сын с женой) часто объективно не позволяет каждый день три раза в день собираться вместе за одним столом. Семья собирается за столом либо вечером, либо в выходные. «Старших в ежедневном формате у нас в семье нет. В принципе прием пищи скорее по желанию, нежели по расписанию, потому что иногда оно не совпадает у всех» (Кабардино-Балкария).
«Если в выходной день семья собирается вместе, то садятся за стол все вместе. При этом у отца постоянное почетное место во главе стола» (Адыгея).
О том, что прием пищи за одним столом родителями и детьми дает возможность общения, которую не следует упускать, рассказали мне многие респонденты в возрасте 35-40 лет. В том числе и мужчины-практикующие мусульмане.
«Все за один стол! В одно время. Если кто-то не успевает, ждём. Глава семьи имеет почётное место, но не принципиально . Связь между поколениями, уважение к старшим и младшим достигается путём благого примера и наставления». (Адыгея)
«Вся семья вместе. А дедушки и бабушки едят там, где им удобнее. Из-за возраста им не всегда бывает удобно выходить за стол» (Дагестан).
«Мы кушаем вместе с детьми. Так делал и мой отец. Он не считал правильным отделять себя от семьи и кушать отдельно. Во время приёма пищи проходит важное общение/коммуникация между родителями и детьми. Когда приходят гости, детей кормим отдельно, взрослых отдельно» (кабардинская семья, живут в Москве).
«Если садимся все вместе, порядок рассадки соблюдается строго по хабзэ. В праздники и общие застолья нашим детям не надо говорить, они сами знают свои места. Ежедневно каждый ест, когда хочет или может» (кабардинская семья, живут в Москве).
«Вот сейчас уже, в силу возраста нашего с супругом (и дети - немаленькие), склоняюсь к тому, чтобы отца детей кормить отдельно и первым. Но в выходные дни усаживаемся все вместе за стол. Тут момент такой, именно за обедом члены семьи с интересом общаются друг с другом. А в реалиях сегодняшнего дня не хочется упускать такую возможность».
Имеет значение, в какой ситуации - повседневной или ритуальной (прием гостей, праздник) происходит прием пищи:
«Глава семьи имеет своё традиционное место. Так было в моём детстве, это же соблюдается в моей семье. При отсутствии гостей все садятся за один стол, при гостях дети не садятся с родителями» (чеченская семья, живут в Адыгее).
«Стараюсь быть почаще с мамой, я старший в семье. В детстве она "заставляла" меня кушать, сейчас я ей «мщу». (шутка). Просто мне кажется, что она мало ест, а со мной она хоть чуть-чуть кушает. Остальные с нами не садятся, но это не догма, бывает, и все вместе сидим за столом. Ритуал соблюдается строго лишь при гостях, тогда все по классике».(Ингушетия).
Краткий вывод таков: в семьях, где главе семьи 25-45 лет, живущих отдельно от старших, главу семьи в современных условиях не кормят отдельно. Семья (дети и родители) собирается за столом вместе, и видит в этом еще одну редкую возможность для общения. Порядок рассадки, когда у мужчины, главы семьи, свое постоянное почетное место за столом, сохраняется. В ситуации ритуала (прием гостей) дети либо сидят за отдельным столом, либо соблюдая правила старшинства при рассадке.
Наблюдается и утрата представления о том, как традиция предписывала садиться за стол. Преподаватель из Адыгеи рассказала, что свекровь жаловалось на молодую невестку, которая, по ее мнению, неуважительно относится к свекрам, "не по хабзэ". «Главное и единственное, что она "инкриминировала" невестке - та не садится с ними вместе за стол принимать пищу. Свекровь, видимо, понятия не имеет, что "не по хабзэ" как раз то, что она таковым считает».