Знаете ли вы, что на знаменитой выставке «Русская Ривьера» в Санкт-Петербурге в 1913 г. экспонировались изделия шапсугских мастериц?
2 ноября 1913 г. в императорском Ботаническом саду в Санкт-Петербурге состоялось знаменательное событие - открылась первая сельскохозяйственная и культурно-промышленная выставка Черноморского побережья Кавказа «Русская Ривьера».
Выставка была подготовлена Обществом изучения Черноморского побережья Кавказа, созданным в имперской столице в 1911 г. В число членов Общества входили выдающиеся ученые, чиновники, врачи, архитекторы, для которых комплексное исследование черноморского региона «в отношении историческом, географическом, этнографическом, экономическом и культурно-правовом» было главной целью. «В 1913 г. численность общества составляла 140 человек, во главе его стоял лейб-хирург профессор Е.В. Павлов», - пишет историк Элла Сагинадзе.
Выставка готовилась 2,5 года, ей «высочайше» покровительствовали император и правительство, стремящиеся через такой уже традиционный визуальный инструмент имперской экономической политики, как выставки, дать представление «широким слоям общества» о богатствах Черноморского побережья, о состоянии его лесов, земель, сельского хозяйства, системы образования, промышленности, дорог и курортов.
«Русская Ривьера», по замыслу организаторов, должна была продемонстрировать, что удалось сделать правительству в этом регионе «дивного царства тепла и света, лазурного неба и моря, изумрудных зеленых лесов», как сказал на открытии выставки статс-секретарь Алексей Ермолов.
После окончания Кавказской войны и выселения черкесов в Османскую империю когда-то плодоносные земли обезлюдели и одичали; неудачная переселенческая политика и раздача земель в частные руки на суперльготных условиях не принесли быстрых эффективных результатов; в некоторых местах свирепствовала малярия...Выставка должна была показать, что изменилось с 1890-х гг. и каковы первые результаты правительственных мер по освоению хозяйственно-экономического, природно-климатического и стратегического потенциала региона.
Стоит отметить, что с середины XIX в. в России выставки стали площадками для трансляции новых знаний, технологий и обмена опытом. Москва, Петербург, Харьков и Киев - крупные города с удовольствием принимали у себя выставки, количество которых увеличивалось с каждым годом, Э. Сагинадзе пишет, что «за 1909–1913 гг. в России было проведено 3380 сельскохозяйственных выставок, в том числе в 1913 г. — более 1 тыс. Государство уделяло сельскохозяйственным выставкам большое внимание, а наиболее значительные из них проводились под патронажем членов царской семьи».
«Русская Ривьера» была размещена в двух больших деревянных павильонах бывшей всероссийской кустарной выставки на Аптекарском острове. Заранее для создания декораций к выставке в марте 1912 г. на побережье был командирован знаменитый фотограф С.М. Прокудин-Горский, который в течение нескольких месяцев фотографировал в Сочи, Гаграх, Сухуми и Батуме, в Чакве и Дагомысе.
Выставка работала 43 дня, до 15 декабря 1913 г. Каждый день «Русскую Ривьеру» посещали 2–3 тыс. чел., а иногда число посетителей доходило до 9 тыс. чел.
«Русская Ривьера» - это широкая панорама Черноморского региона для жителей столицы. Карты и диаграммы, огромное число фотографий, панно и картин, этнографические коллекции, информация о дорогах, образовании, новых заводах и фабриках - все это поражало воображение.
В одном из павильонов среднестатистический петербуржец впервые видел субтропические растения, пальмы, цитрусовые, чай и бамбук.
Один из павильонов выставки.
Выставка имела и свой неповторимый вкус - в буфете можно было попробовать кукурузу, персики, груши, яблоки, чернослив и другие экзотические продукты.
Интересно, что на выставке были представлены коллекции, собранные хранителем Этнографического отдела Русского музея А.А. Миллером и и сотрудником музея А.К. Сержпутовским у причерноморских адыгов (шапсугов): домашняя утварь, сельхозорудия, образцы черкесских ковров. Национальные костюмы были представлены на рисунках, выполненных художником К.З. Кавтарадзе.
Благодаря Мадине Иваноковой, автору уникальной книги «Адыгейские (черкесские) золотошвеи из Причерноморской Шапсугии», мы знаем, что на «Русской Ривьере» были выставлены экспонаты, сделанные черкесскими женщинами. Кисеты, женские пояса, веера, подчасники и многое другое отличались филигранностью работы и были эстетически безупречны.
Изделия черкешенок были представлены в четырех отделах: «Вышивка золотом и серебром», «Ковры», «Ткани, материалы и шерстяные изделия», «Кожа и кожаная обувь».
В первом отделе Гуаш Шотох выставила бархатный кисет и бархатный подчасник, вышитые золотом. Фатимет Коблева – кисет, вышитый серебром, и женский пояс с серебряными пряжками. Хасида Боус – настенный подчасник из парчи. Вахида Хлечас – бархатные веер и кисет, вышитые золотом. В выставке также приняли участие Сальмет Вагутлева, Фатимет Схабо, Гошехурай Коблева.
Фатимет Коблева представила экспонаты для всех четырех отделов - ковер с вышивкой в отделе «Ковры», в отделе «Ткани, материалы и шерстяные изделия» – два тканых пояса бумажных, поясок тканый шелковый, потник вышитый, в отделе «Кожа и кожаная обувь» – бумажник, в отделе «Вышивка, золотошвейные работы» – уздечки из черной тесьмы и табачницу, вышитую серебром.
На этом фото из книги М. Иваноковой «Адыгские (черкесские) золотошвеи из Причерноморской Шапсугии» слева в национальном костюме, вышитом собственными руками, Вахида Османовна Хлечас-Цикунибова с отцом и братом из аула Агуй-Шапсуг (Карповка). Ей всего 13 лет.
Н. М. Чуякова, С. М. Нехай. Женщины – шапсуженки, участницы выставок 1913 г. //СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ: ИСКУССТВО В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ. Материалы Международной научной конференции (9-11 октября 2015 г.). Майкоп, 2015. С.98-102.
Иванокова М.М. Адыгейские (черкесские) золотошвеи из Причерноморской Шапсугии . Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2001.96 с.: ил.
Сагинадзе Э.О. «Первый публичный экзамен»: правительственная политика по развитию Черноморского побережья Кавказа и сельскохозяйственная и культурно-промышленная выставка «Русская Ривьера» (1913 г.) // Новое прошлое. 2018. №4.