Романтизация образа абреков в традиционном сознании горцев Кавказа – еще одно измерение темы абреков. Художественная литература, произведения кавказских авторов – Керашева, Базоркина, Амирэджиби, Кешокова и др. – отражает представления, которые существовали в местной среде.
Хеджрет. Рисунок второй половины XIX века. Из "Тетрадей Ибрагима Наврузова", 20-е гг. ХХ века. Ибрагим Наврузов - основатель и первый директор Адыгейского областного музея. Из фондов Национального музея Республики Адыгея. Публикуется впервые.
Примечание. хаджиретами называли также бывших или действующих абреков.
Интересно, что в народной памяти почти не зафиксированы те сюжеты, где абреки вели бы себя не в соответствии с идеальным образом. Хотя известны и такие случаи, когда именно та община, из которой ушел абрек, становилась объектом его нападений – сожженные аулы, угнанные юноши и девушки, разоренные хозяйства были тоже на счету абреков. Юрий Ботяков в этой связи пишет, что осетинский абрек Соста «волком стал для своих и для чужих. Начал он выслеживать лучших мужей своего рода…».
Представления, в которых абреки воспринимались как идеальные герои, заступники, покровители слабых, люди с обостренным чувством справедливости, были гораздо более устойчивы и распространены. Абрек Абдул-Керим, описанный в повести Чинского «Зелимхан», грабил только чужих и не трогал своих односельчан. Он посадил на семь суток в коровник старшину-взяточника и обещал, что расправится с ним строже, если тот не перестанет обирать односельчан. Об абреке Махмуде Кушхове, проживавшем в начале ХХ века в одном из аулов Адыгеи, до сих пор говорят как о справедливом человеке, который грабил богатых и раздавал добро бедным. В одной из многочисленных историй об абреке Кушхове говорится, что, спасаясь от погони, он вынужден был отобрать лошадей у проезжающего возницы, но при первой же возможности – ведь абрек всегда верен своему слову – вернул ему лошадей. Отношения общины с абреком складывались по строго определенным канонам – в случае необходимости ему предоставляли помощь, крышу над головой и поддержку. Общественное мнение осуждало выдачу абреков имперским властям или его кровникам. В одном из документов 1830 г. по Кабарде есть сведения, что казачий офицер, преследовавший абрека, довел преследование до аула князя Кучмазукова, в котором скрылся всадник. Владелец аула, вопреки ожиданиям офицера, не помог ему в поимке абрека, а приказал всем жителям аула вооружиться, и сам не остался в стороне, готовый дать отпор преследователям своего гостя. Нередко абреку помогали и местные старшины селений, предупреждая о грозящей опасности. Неслучайно имперская власть, борясь с абречеством, оказывала давление прежде всего на общину, создавая условия, при которых выдача абреков оставалась единственным преодолением конфликта.
Абрекам приписывали почти что мистическую силу, бессмертие и чуть ли не эзотерические способности. О черкесском абреке Казбиче говорили, что в жарких сражениях с неприятелем он даже после смерти не раз чудился черкесам на белом коне и в белой одежде. Абреки обладали не просто храбростью, они испытывали судьбу, их не брали ни выпущенные залпом пули, ни кинжал, молва приписывала им заговоренность, чуть ли не способность контактировать с потусторонними силами. Знаменитый Дата Туташхиа уходил от погони сквозь шквал пуль – «солдаты в него палят – только заряжать успевают. И пули все потратили, а попасть не смогли».
Однако закрытость, одиночество абрека, его отстраненность от общины вызывали у соплеменников противоречивые чувства, даже чувство ужаса – в реальной жизни человек не хотел бы встретиться с абреками один на один.
Сегодня романтизированный образ абреков периодически переносится на людей, преступающих закон, это своего рода компромисс между суровыми реалиями жизни и представлениями, которые присутствуют в народной памяти. В Кошехабльском районе Адыгеи еще лет много лет назад можно было услышать о Ципинове, уроженце этих мест, осужденном за грабежи и рекет, такую историю: один пожилой человек поймал машину, чтобы доехать в больницу к больной жене и по пути разговорился с водителем, рассказывая, что ему не хватает денег на лечение жены, да еще и Ципинов может ограбить. Водитель привез его к больнице, дал большую сумму денег и на прощание сказал: «Ципинов – это я». Ходили даже слухи ( а слухи, как известно, вторая и часто самостоятельно живущая реальность, порожденная нашей жизнью и на нее же влияющая), что адвокат в своем защитном слове назвала Ципинова адыгским Робином Гудом и вообще использовала тему абречества в защите.
a "Chervonsa" mojno nazvat abrekom...??
Во- всяком случае ,я, буду рекомендовать!!!
Наима,не обращайте внимания!И,пожалуйста,продолжайте! [...] интересны"коврики" в ванной,а лучше в туалете, или в чьем-то [...]! Мне хочется, чтобы дети, молодежь наша начала читать ваши публикации, чтобы начали сравнивать и АНАЛИЗИРОВАТЬ! Я так понимаю, что вы очень диликатно вошли в ТЕМУ, и очень интересно как все свяжется с современным образом,и главное-задуматься молодежи!!!
[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Не переходите на личности, оскорбления запрещены.]
SULTANA
я тут рзве кого то оскорблял? Почему вы думаете , что вам можно это делать? Вы хоть сами понимаете что вы вообще хотели сказать своим постингом?)
doudou, смысл моего блога несколько в другом - смотрите мой самый первый пост). Но Ваши пожелания учту. Спасибо).
Да! Очень хочется быть слабой и нежной,но кони все скачат,и избы горят... А Наима-умница!!!
Ув. doudou! прошу прощения,это не моя вина! В 1скобке-я выделила ваше имя,но ни в коем случае оскорбления,а во 2-слово белье. Я новичок, и по-этому....(но надеюсь интелигентный)! Сорри! Со скобками,действительно, ужасно!
Правильнее всех поступал осетин Соста. Начинать надо со своих)))))))
А вообще, это конечно романтика и давно кануло в прошлое. Сейчас это никому уже не нужно, да и надобности в абречестве уже нет.
п.с. Наима начните писать о чем нибудь другом уже, плз)
Наима я всего лишь с вами дисскутировал как потребитель с производителем.
Грубо говоря вы производите коврики только для прихожей, а я вам типа ну было бы неплохо, если бы вы еще для спальни на пол и на стену, и для ванной комнатки выпускали. И чтобы узорчики были разные, и цвета, пжлста))))
Наима, бон жур) Да, про людей интересно, про живых разумеется. Напишите, что думают жители вашей республики, национальности( судя по фамилии вы кажется принадлежите к одному из адыгских народов).
Например живя в Осетии , я знаю крайне мало про обычный быт людей из КБР, не говоря уже о КЧР и Адыгее. Что думают? как живут? Что их волнует? что у них случается?
Ну 5 W журналистких ( what,who, where, when,how)
Вообще не имею представления о балкарцах или карачаевцах. Наверняка живут у вас и казаки, про них бы тоже что то услышать было бы здорово. Как то вот так)
Ок, ясно. извинения от слабого пола негоже требовать)
особой романтики не вижу. если Вам, doudou, это не нужно - так заходите в другие блоги). в интернете достаточно пространства для Вашего самовыражения. И какая тема была бы для Вас интересной?