Самая мощная волна миграций с Северного Кавказа в новое время связана с движением мухаджирства - трагического ухода населения Северного Кавказа со своей исторической родины. Известный современный питерский историк Яков Гордин назвал этот исход и психологической катастрофой, т.к. разрушалась привычная природная и культурная среда обитания горцев, их связь с «кормящим ландшафтом», устойчивая система социальных связей.
В мухаджирское движение были вовлечены более всего абхазы и черкесы, в меньшей степени – чеченцы, дагестанцы и осетины.
В СССР время тема мухаджирства была табуированной. Только в 1970-е гг. практически одновременно вышли две книги - роман Баграта Шинкубы «Последний из ушедших» и исследование Г. А. Дзидзария «Махаджирство и проблемы истории Абхазии 19 столетия», которые впервые вывели проблематику мухаджирства из узкого плена домашних бесед на всеобщее обсуждение. Мухаджирство как явление есть порождение имперской политики на Кавказе – после перенесения театра военных действий с Восточного Кавказа на Западный и пленения Шамиля наместник Кавказский А.И. Барятинский предложил новую тактику, которая заключалась в систематическом завоевании Западного Кавказа и изгнании горцев, «очищении восточного черноморского побережья и переселения горцев в Турцию».
Депортация черкесов или, как говорилось в источниках, «очищение края» от его жителей, была не спонтанным, а заранее продуманным проектом – А.И. Барятинский, военный министр Д.А. Милютин, командующий войсками Правого фланга Кавказской линии и Черномории генерал Н.И. Евдокимов неоднократно писали и обосновывали необходимость выселения горцев для успешного окончания Кавказской войны.
Современные исследования не оставляют сомнений, что депортация горцев была османо-российским проектом, выгодным для каждой из сторон. Российская империя получала плодородные и стратегически важные земли, которые заселяла казачьим населением, а Османская Турция – здоровое население с развитыми традициями военной культуры, которое сначала расселялось в балканских провинциях Порты, где сыграло роль живой пограничной изгороди между христианами-болгарами и сербами.
Массовое переселение адыгов в Османскую Турцию началось в конце 50-60 гг. 19 века. Большая часть адыгов переселялась через порты Новороссийска, Анапы, Геленджика, Туапсе, Сочи, Джубги, Пшады, Адлера, Хосты. Турецкие фрегаты и суда перевозили горцев в Трапезунд, Стамбул, Самсун, Варну и др. порты.
Рисунок художника Аурелия. Племя черкесов покидает свои горы, направляясь в Турцию в результате захвата их страны русскими войсками. Из книги Б. Едиджа "Черкесы-адыги в рисунках европейских художников XVII-XIX веков". Майкоп, 2009.
Русскоязычные источники оставили свидетельства очевидцев, описывающих черкесский исход. Фонвилль, французский военный советник и журналист, очевидец событий, писал: “Общественное бедствие возрастало; число эмигрировавших постоянно увеличивалось. Со всех мест, последовательно занимаемых русскими, бежали жители аулов, и их голодные партии проходили страну в разных направлениях, рассеивая на пути своем мертвых и умиравших; иногда целые толпы переселенцев замерзали и заносились снежными буранами, и мы часто замечали, проезжая, их кровавые следы. Волки и медведи разгребали снег и выкапывали из-под него человеческие трупы».
Адольф Берже, председатель Кавказской археографической комиссии, писал: «чье сердце не содрогнулось бы при виде, например, молодой черкешенки, в рубище лежащей на сырой почве, под открытым небом, с двумя малютками, из которых один в предсмертных судорогах боролся со смертью в то время, как другой искал утоления голода у груди уже окоченевшего трупа матери. А подобных сцен встречалось немало…». «Дорога по морю в Стамбул видна по черкесским трупам», - так говорили черкесы 150 лет назад.
Черкесы, оставшиеся на своей исторической родине, испытали то, что называется сейчас «культурным разломом». Яков Гордин в своей книге «Зачем России нужен был Кавказ» пишет о том, что по поручению Кавказского наместника великого князя Михаила Николаевича пресс-секретарь Барятинского Ростислав Фадеев объехал покоренный Западный Кавказ и написал отчет «Дело о выселении горцев», где помимо прочего оценивал психологическое состояние горцев. «Кроме распадения общественного быта закубанские черкесы испытали в последнее время такое неимоверное нравственное потрясение, что им уже нет возможности от него оправиться… с черкесами сбывается басня об умирающем льве, всякий их топчет…».
Мухаджиры же были поселены в основном на территории Турции и на Балканском полуострове, в европейской части Османской империи, главным образом в Болгарии. Черкесы были рассеяны по всей Болгарии малыми группами, их поселения образовывали линии, практически прорезавшие всю страну.
Рисунок Ф. Канитца, 1875. Турецкие янычары, заселяющие адыгов в дома изгоняемых болгар.
Из книги Б. Едиджа "Черкесы-адыги в рисунках европейских художников XVII-XIX веков". Майкоп, 2009.
В конце 1870-х гг. начинается переселение адыгов, расселившихся на Балканах в 1859-1878 гг., во внутренние районы Анатолии и на территории Ближнего Востока.
Согласно современной статистике в течение 1857-1877 гг. 1 млн 400 тыс - 1 млн 500 тыс человек переселилось с Западного Кавказа в Османскую империю. В каждой из 52 стран, где нашли свой приют мухаджиры, где живут сейчас их потомки, своя специфическая ситуация в плане их взаимодействия с властными элитами, в восприятии перспектив возвращения. Кавказские диаспоры в Турции, Иордании и Сирии отличаются друг от друга.
Об этом и о том, куда и зачем мигрируют современные кавказцы – в следующем посте.
ДЖАЗАКИЛЛЯХУ ХАЙРА.
Много интересного и познавательного.
Интересно было бы про Мухаджиров-Осетинов подробнее прочитать.
С новым годом, Марена.
А вы не могли бы рассказать о репатриантах-адыгах из Косово? Как они себя чувствуют? Легко ли интегрировались в Адыгее?
Здравствуйте, doudou, и Вас с Новым годом! Отличный вопрос о косовских адыгах. В 1998-1999гг. 174 человека, т.е. 49 черкесских семей, возвратились в Адыгею, на свою историческую родину. Это потомки тех балканских черкесов, которые были расселены здесь еще в 19 веке, тогда в Сербии, в Косово было основано 26 черкесских колоний. В 1998 году их возвращение осуществлялось при поддержке Москвы, было даже издано специальное постановление. За всю историю адыгской репатриации это самое массовое организованное и единовременное возвращение. Для косовцев был выстроен специальный аул возле Майкопа - Мафэхабль, что значит - Счастливый аул, в котором была возведена и мечеть; открыт специальный фонд поддержки репатриантов, организованы курсы обучения русскому языку при университете. Однако репатриация проходила негладко - кроме объективных экономических трудностей сказывалась и определенная культурная дистанция, проявляющаяся прежде всего в уровне исламизации. Например, косовские женщины и девушки носят хиджаб, что не было свойственно черкешенкам в 1990-е гг. В 1990- е годы набирал силу процесс реисламизации западных адыгов, и именно среди косовцев были два служителя культа, внесших особый вклад в равзитие ислама в Адыгее. Они отличались очень хорошим образованием, что выгодно выделяло их от "старой гвардии" имамов. Первый их них, Наджметдин Абази, сейчас является главным имамом Республики Адыгея и Краснодарского края, второй - Рамадан Цей, выпускник шариатского факультета Амманского университета, с которым связана не до конца понятная мне история. Беглые упоминания о конфликте в местной прессе и на местном телевидении не дают представления о том, в чем же заключались принципиальные расхождения между Духовным управлением мусульман Адыгеи и КК и Р. Цеем. Р.Цей в течение двух лет издавал газету для мусульман «Читай», учредителем которой выступала мусульманская община аула Тахтамукай, обучал молодежь исламу в Соборной мечети Майкопа. Я внимательно читала эту газету - газетные публикации включали в основном материалы культурно-просветительского характера и не содержали выпадов против официальных духовных лиц республики. Из конфиденциальных источников стало известно, что Р. Цей делал замечания, касающиеся вопросов культа, муфтию Адыгеи и Краснодарского края и не раз публично заявлял о своем несогласии по вопросам культовой практики с представителям ДУМ Адыгеи и Краснодарского края. По словам муфтия Адыгеи и Краснодарского края Н. Емижа, «он сталкивал молодежь с взрослым населением, с духовным управлением, с советом духовного управления». К весне 2004 г. противостояние достигло своей критической точки, и Р.Цей был депортирован в Турцию. Официальной причиной выселения являлись непродленный вид на жительство, предоставление Цеем справок о месте прописки и заработной плате на месяц позже того срока, когда паспортно-визовая служба отказала продлить вид на жительство. Р. Цей подавал апелляции (оба раза — в судах городского и республиканского уровня и в Верховном суде России) на решение паспортно-визовой службы республики. Что касается косовской общины в целом, сейчас можно говорить о том, что репатриация состоялась. Хотя около 30 человек уехали в Турцию или в Германию, остальные косовцы занимаются малым бизнесом, держат кафе или небольшие киоски; молодые люди учатся в местных университетах, выбирая, как правило, экономические или компьютерные специальности. Образ Кавказа как потерянного рая, на котором воспитывали их бабушки и дедушки, уже, вероятно, остался романтическим воспоминанием, но они принимают свою родину такой, какая она есть). И как свидетельствует большое социологическое исследование, проведенное пару лет назад в Адыгее, не жалеют о выборе своих родителей.
Однако репатриация проходила негладко - кроме объективных экономических трудностей сказывалась и определенная культурная дистанция, проявляющаяся прежде всего в уровне исламизации. Например, косовские женщины и девушки носят хиджаб, что не было свойственно черкешенкам в 1990-е гг.
stranno eto chitat znaya kosovcev..oni tam assimilyasii nepodverglis?
A repatriasiya..tak tam bolshe politiki bilo poetomu im i "povezlo"..eto bil period kogda yunus-bek marsh broski v kosovo ustraival..a ameri v otvetku turok meshetinsev k sebe...do 5 tisyach
ДЖАЗАКИЛЛЯХУ ХАЙРА.
Ссылку бы ещё где нибудь в теме, где полегче скачивать
Осетин, очень интересно, спасибо - м.б. будет тема по Горскому правительству и кавказских эмигрантах в Европу в 20-е гг.
Можно было бы отдельную тему про хиджаб написать и про хиджру после октябрьского переворота и красного террора.
Осетин, самый компетентный исследователь кавказского абречества - Юрий Ботяков, питерский ученый. Следите за его публикациями. У него есть книга "Абреки на Кавказе", там много осетинского материала, тем более что Юрий просидел в архивах не один год и собрал уникальный материал в поле. О традициях горских мужских союзов и вообще о "мире мужчин" на Кавказе отличная книга Юрия Карпова "Джигит и волк".
Осетин, про мухаджиров- осетин писали
Владимир Дегоев. Его статья "Генерал Муса Кундухов: история одной иллюзии".
Валерий Дзидзоев. статья История и судьба кавказских переселенцев в Турцию (50-е–70-е гг. XIX в.). Эти работы есть в Сети, но в комментах КУ, как оказалось, нельзя давать ссылки((
Есть еще книга Н. Емельяновой. Мусульмане Осетии: на перекрестке цивилизаций. М., 2003