Месть и Закон. Как это было в СССР

19 января 2011, 21:14

«Смутное время» революции и Гражданской войны сопровождалось на Северном Кавказе разгулом преступности. Рассекреченные фонды бывших архивов КПСС содержат интереснейшие отчеты местных кавказских УГРО и НКВД о большом количестве банд, поджигавших склады, грабивших проходящие поезда, кассы, простых горожан. Причем в этой войне банды не щадили ни белых, ни красных, а политический бандитизм расцветал также, как и уголовный.

Кровная месть в это время переживала подъем – те же УГРО в своих отчетах сообщали, что случаи самосуда с последующими убийствами стали чуть ли обычным явлением. Революционный разлом приводил к конфликтам и внутри сельских общин - поземельные споры между сельскими обществами доходили до массовых вооруженных столкновений.

В сельских районах Северного Кавказа создавались общества «Долой кровную месть!», комиссии по примирению кровников с участием стариков, а в 1928 году в ход пошла тяжелая артиллерия - в Уголовный кодекс были внесены беспрецедентные изменения – была введена новая глава Х «О преступлениях, составляющих пережитки родового быта», по которой было запрещено взымать за убийство «цену крови», а также совершать захват имущества родственников или односельчан ответчика, с тем чтобы заставить его выплатить долг. Т.е, законодательство революционного времени разрушало адатные нормы, предлагая взамен приравнять преступления по кровной мести к тяжким уголовным правонарушениям.

Интересно, что советские юристы вели с горскими адатами в 1920-е гг. свою игру – они то изгоняли их из новых закононодательных норм, то возвращали, используя наработанные веками рычаги. Так, в главе Х были прописаны такие виды наказаний, которые существовали еще в дореволюционных адатах – изгнание убийцы и его ближайших родственников из общины и денежные компенсации.

Однако революционный суд 1920-1930- хх имел свою специфику – советские суды выносили мягкие наказания убийцам «пролетарского происхождения», а их решения не имели «веса» в глазах местного населения.  В свое время я посмотрела немало архивных отчетов 1920-1930-х гг. по советским судам и местным кавказским прокуратурам – из текстов понятно, что новые органы правосудия и надзора приживались в горской среде с трудом.

«Один убивает другого и попадает под суд, а суд со всей строгостью присуждает убийцу к 6-8 годам заключения, и еще со строгой изоляцией, а потом, «принимая во внимание» его происхождение, его темноту, то обстоятельство, что он судим впервые и т.д. сокращает сроки наполовину, а там подоспевают разные манифесты, годовщины и т.д. и не проходит двух лет, как убийца уже дома. Ясно, что кровники возвратившегося домой убийцы не могут смириться  с этим, и вот происходит второе убийство, а там третье, четвертое…», - такой рассказ крестьянина приводится в книге дагестанского историка Г. Даниялова о строительстве социализма в Дагестане.  

В 30-50 гг. советское государство стало применять более жесткие меры. В 1931 году была принята поправка в УК РФ, по которой убийства на почве кровной мести считались «государственными преступлениями», за совершение которых предусматривался расстрел.

В целом курс  на изживание кровной мести, как и вообще «пережитков прошлого» отрабатывался по всем  направлениям – целый ряд обычаев, даже почтительное отношение к старикам, было объявлено «вредными явлениями». Об искоренении  «проклятого наследия темных времен»  писали в местных газетах, говорили на митингах, призывали с плакатов.

Плакат, который я вам здесь хочу показать, не имеет прямого отношения к борьбе с кровной местью в 1920-е гг., но его символический смысл вполне вписывается  в наш разговор.

 

Плакат с двусмысленным названием «Чистота – залог здоровья» (1923), на котором изображена мужеподобная горянка-великанша  в красной косынке и с открытым лицом, призывал горянок выметать традиции, словно мусор. С сайта www.polit.ru

 С 1950-х, по официальной статистике, которой не во всем, конечно, надо доверять, кровная месть сходит на убыль – в период сталинских репрессий кровники отправлялись в лагеря, часто по доносам и ложным обвинениям пострадавших фамилий. Новый УК РСФСР, однако, смягчает наказание – и расстрел заменяется сроком от 8 до 15 лет.

Послевоенные, особенно 1960-е годы, отмечены перемещением горцев на равнины, в большие города – сюда же перекочевала и кровная месть. В структуре городской преступности Северного Кавказа месть была основным мотивом 47% преступлений. При этом мстить стали и женщины.

Изменилась и сама месть – красочные обряды примирения, описанные мной в предыдущих постах, отошли в прошлое, стали экзотикой, месть теперь уже не распространялась на весь клан кровника, а ограничивалась ответным убийством или ранением убийцы и ближайшего родственника.

В первые постсоветские годы, когда были уже слабы и адатные нормы, и советские провоохранительные органы,  древняя традиция, имеющая когда-то внутренние механизмы саморегуляции, выродилась в обычный самосуд.

 

23.01.2011 в 15:57Осетин

Нельзя не упомянуть о Шариатских судах того времени.Тема "Месть и Закон. Как это было в СССР" будет далеко неполной без этого.

Вот что пишет об этом учённый-историк Владимир Бобровников:

Введение шариата на Северном Кавказе было одним из важнейших требований революции 1917 года в регионе. На проходившем в мае 1917 года во Владикавказе Первом съезде горских народов Кавказа было решено «ввести во всех судах по всем делам мусульман правила Корана и шариата». Это постановление было подтверждено Первым съездом народов Терека, состоявшимся в январе 1918 года в Моздоке. Отчасти согласно постановлениям съездов, отчасти стихийно в 1918 году городские шариатские суды открылись во всех крупных северокавказских городах с мусульманским населением — Владикавказе, Грозном, Нальчике, Темир-Хан-Шуре. В селениях на равнине, в горах и в предгорьях также начали действовать сельские шариатские суды.

После установления советской власти на Северном Кавказе шариатские суды были узаконены повсюду, где они существовали, — в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Северной Осетии, Кабарде, Карачае. И. В. Сталин, занимавший тогда пост наркома по делам национальностей, выступая 13 ноября 1920 года на Чрезвычайном съезде народов Дагестана от имени правительства РСФСР, заявил: «До нашего сведения также дошло, что враги Советской власти распространяют слухи, что Советская власть запрещает шариат. Я здесь от имени правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики уполномочен заявить, что эти слухи неверны. Правительство России предоставляет каждому народу полное право управляться на основании своих законов и обычаев». Ему вторил С. М. Киров. Зимой 1921 года на Учредительном съезде Горской ССР он обещал горским депутатам: «Если вы желаете судиться по шариату — судитесь по шариату, это дело ваше в том смысле, что очевидно, только такая форма суда в данном случае понятна народу».

Отношение советской власти к мусульманскому праву было прямо противоположно политике дореволюционной российской администрации. Последняя поддерживала адат, надеясь ослабить этим позиции мусульманского повстанчества. Большевики же в начале 1920-х годов, наоборот, искали союза с мусульманским освободительным движением. Пока советская власть была слаба, большевики пытались привлечь на свою сторону мусульманские народы, поддерживая шариат в ущерб адату.

Шариат представляет собой комплекс религиозных и правовых норм, составляющих основу мусульманского права (араб. ал-фикх). Это чрезвычайно гибкая правоохранительная система, способная функционировать внутри самых различных общественных систем и политических режимов как в мусульманских, так и в немусульманских государствах. Так, шариатские суды для мусульман (главным образом, в области семейных и наследственных отношений) успешно работают в Нидерландах, Греции и в ряде других стран Европейского сообщества. А некоторые нормы шариата (например, порядок возмещения убытков в случае кораблекрушения) усвоены международным правом.

 

20.01.2011 в 23:57АЛИК

Помнится в начале своего президентства, Евкуров, хотел то ли помирить кровников, то ли отменить кровную месть в Ингушетии. Что там началось на Ингушетии орг.! Вы представляете, не было ни одного коммента в поддержку этой инициативы. Я был в шоке. После этого на этот сайт не заходил ни разу. Так что по моему мнению Western, там ситуация наверное похуже будет чем до революции. 

20.01.2011 в 13:55Western

Кое где ситуация с кровной местью все еще, как до рволюции. И кое кому это нравится.

20.01.2011 в 23:39Наима Нефляшева

АЛИК, спасибо! Я и сама не вникала в эти правила и для меня совсем не важно, чтобы пост стал первым - главное, что Вам интересно. Ну, и комменты пишите, конечно). Буду рада).

19.01.2011 в 23:24anastasia-mit

Интересные гендерные аспекты. Например, на плакате именно женщина выметает - кажется один мулла, а другой (с ножом)? И еще меня заинтересовало, что в позднее время и женщины стали осуществлять кровную месть. Все это, конечно, против традиций, но где же в наше время найдешь живую аутентичную традицию? (( Сплошной, как говорит товарищ Дугин, археомодерн.

20.01.2011 в 22:05Мира

Поздравляю с включением в ТОП-10 Кавказского узла!

20.01.2011 в 23:23АЛИК

Очень интересные посты! Жаль ничего написать не могу. Немного не в теме. Тоже поздравляю с включением в ТОП-10! В правила определения лучшего поста не вникал. От нас что нибудь зависит, что бы ваш пост стал победителем?

21.01.2011 в 12:20Наима Нефляшева

АЛИК, очень интересно. А почему не поддерживали примирение кровников в Ингушетии? Какие аргументы "против" инициативы Евкурова приводили?

21.01.2011 в 23:16Наима Нефляшева

да уж, мощный аргумент...

21.01.2011 в 22:25АЛИК

Аргумент был один. Эта наша национальная традиция, которой много веков. Вот и всё.

22.01.2011 в 01:24Осетин

Плакат призывал горянок выметать традиции, словно мусор? 

Плакат показывает как "баба яга" в которую вселился красный дьявол, с открытым шайтаноподобным лицом,борется с Исламом,разрушая Мечеть,повалив седобородого Имама на Священную Книгу Аллаха. Проклятие Аллаха на ей подобных.

 "Чистота- залог здоровья"  больше подходит к действиям другого старца, устремившегося дать отпор гадюке- красному террору и отчиститься от его грязных козней, как от чумы 20-го века. Чисто призывает горцев быть здоровыми и взаимослаженными в их справедливой защите от грязных нападков.