Закрывая тему кровной мести, сначала хотела свести воедино некоторые известные истории.
Историю о Валерии Калоеве, который, так и не дождавшись официальных извинений от кампании Скайгард, ответил человеку, в одночасье обрушевшему его Мир, Дом, Очаг, Будущее, так, как отвечали кавказские мужчины своим обидчикам в XIX веке. И если совсем неудивительно, что в родную Осетию он вернулся героем, удивительно, что даже в демократичной Европе, где «буква закона» есть абсолют, его история была воспринята с человеческим пониманием – в тюрьму писали письма, посылали плюшевых мишек, зайчиков и кексы к Рождеству.
Хотела также написать, что всего года три назад братья Ямадаевы, которых подозревали в похищении и убийстве двух братьев московского банкира Арсамакова, приехали в родное село Арсамаковых, к старейшинам рода и поклялись на Коране, что не имеют отношение к случившемуся.
Хотела написать, что журналисты Ольга Алленова, Алевтина Елсукова и Муса Мурадов в 2008 году написали замечательную статью в «Большом городе» о том, что нашли в Чечне людей, для которых помирить кровников – это не только почти профессия, наследуемая от отца к сыну, но и в какой-то мере духовная миссия.
А также о том, что в Чечне с прошлого года работает комиссия по примирению кровников, которая за короткий срок помирила сотни людей, готовых свести друг с другом счеты.
Хотела написать обо всем этом, но подумала совсем о другом. Сегодня, когда только и говорят о кризисе кавказской культуры, о том, что все не те и все не так, что век масштабных личностей закончился, а элиты измельчали, когда очевидно, что традиционные ценности размыты и живут только в этнографических описаниях XIX – начала ХХ века или в свадебном (да и то с большими потерями), или в погребальном обряде, да еще в лезгинке, которая наполнилась политическими смыслами – так ли правы те, кто вполне искренне полагает, что восстановив традиции в их первозданном виде, мы вернемся к «Золотому Веку», а в кавказских обществах воцарится стабильность и порядок?
Элла Памфилова, еще занимая свой высокий пост, в прошлом году предложила создать Совет старейшин при СКФО. Это странное и, как мне кажется, обреченное предложение как раз пример того, как на Кавказ современный переносится этнографическая картинка Кавказа XIX века, к тому же сильно романтизированная русскими писателями и европейскими путешественниками.
В 1990-е традиции действительно удержали горские общества от распада; федеральная власть была слаба, но заработали традиционные институты – народы Северного Кавказа показали самый высокий уровень самоорганизации и за счет традиций не скатились в пропасть. Это признают даже те эксперты, которые не испытывают к современным горцам особых симпатий. Но сегодня, когда кавказское общество стало сложнее и сегментированнее, а сами кавказцы более мобильны, скорости высоки, мир доступен и открыт, а интернет вообще конструирует новые реальности, сработает ли ставка на традиции, когда –то прекрасно работавшие в сельских относительно изолированных обществах?
Возможно, Северному Кавказу нужен такой масштабный проект, где традиция работала бы на модернизацию?
Вот такой последний пост про Месть и Закон )…
"Совет старейшин при СКФО. Это странное и, как мне кажется, обреченное предложение..."
+1
Мы пришли, чтобы судить тебя по закону гор... Какие горы? Калоев что, дикий горец? Швейцарцы сами горцы, ничуть не хуже его. Или не лучше.
По поводу сочувствия к акции Калоева: во многом, это "заслуга" российских сми. Есть определенная иерархия пророссийскости кавказских этносов. Более приближенные этносы в рамках имперского патронажа могут иметь некие свои пусть и дикие, но древние обычаи гор.
Всё таки история с Калоевым не имеет отношение к кровной мести. Как я понял, кровная месть это нечто обязательное. Даже если человек не хочет идти на убийство, его к этому подталкивают обычаи, родственники, или ещё что то другое. А тут личная трагедия несчастного человека. Такое может случится, и случается в любом, даже самом развитом обществе.
Спасибо, Наима за интересные статьи о мести. Вы подняли очень важный вопрос: модернизация и традиция. Пока процесс модернизации успешно прошли только западные общества (за небольшими исключениями). А они модернизировались не столько вопреки своим традициям, сколько на их основе. Хотя можно все это и оспорить. А как модернизироваться незападным обществам? Необходимо ли им сначала вестернизироваться? Относительно успешную модернизацию провели в Иране, только вопрос остается открытым: была это модернизация на основе традиции или все же результат вестенизации? А для России все это, как говорят американские советологи, "prokliatye voprosy".
Наима, спасибо за весьма основательные заметки на тему кровной мести. Мне представляется, что кровная месть - сугубо местечковое-клановое явление, характерное для закрытых мирков ущелий и узких долин. Стратиграфия этого социального устоя связана с плохой дорогой в заоблачную деревеньку, в которой стоят дома с крошечными окнами. В щедрых долинах, где виноградники и избыток продуктов, все эти романтические и столь же первобытные повадки обречены на быстрое выветривание.
Larsen (21.01 / 23:42) В щедрых долинах, где виноградники и избыток продуктов, все эти романтические и столь же первобытные повадки обречены на быстрое выветривание.
+100!
АЛИК +100
Вряд ли вызовет уважение тот человек, который будет мстить из побуждений каких то обязанности или к этому будут подталкивать родные, обычаи и прочая чушь...
Это исходит изнутри человека, когда у тебя отняли всех родных, ты пытаешься найти какую то справедливость законным образом в течении полтора года, но тебя игнорируют, не хотят с тобой вообще общаться и держат тебя за полоумного дикаря из далекой страны, то разумеется у тебя появляется мысль взять в руки оружие.
Вот что происходило с Калоевым+ добавьте к этому, то что он месяцами ночевал на кладбище своей семьи и состояние его было близко к психическому расстройству.
И после, некий Larsen с легкой руки может рассуждать о приближенности этносов к империи и пророссийскости и "заслуге" сми)
Браво Larsen я поражен вашими познаниями в тонкостях человеческой психологии и региональной политики.
Если человек мстит за то, что его обидели, унизили, или еще хуже отняли семью ли, и ему негде искать справедливости законным образом , то он идет на такой шаг не потому, что так положено обычаем ит.д., но внутри его нет мотивационных побуждений из чувства справедливости, любви к своим , то грош цена такому "человеку".
И кровная месть= восстановление справедливости( в подобных случаях) допустимая вещь во всех моральных побуждениях.
Практический вся западная кинематография в стиле экшн, триллер, драма и даже новое российское кино( сколько бы ни говорили русские нацики , что мы дикари и у нас это в порядке вещей) построена на сюжете кровной мести. Это абсолютно нормальные, человеческие побуждения.
В современном отношении к этому обычаю скрываются различия между разными народами Кавказа. То, что происходит на востоке СК невозможно представить себе на его западе, где "кровная месть" всегда жестко регулировалась общественными институтами, а сейчас и вовсе является чем то необычным.
Иерархия все-таки существует и об этом весьма обоснованно написал Шнирельман. Какие-то народы подвергались депортации, а каким-то - постоянно улучшали условия существования, увеличивали их территорию, обильно финансировали программы по переселению и т. п. Например, советское государство финансировало программу по переселению грузин в Абхазию - даже в 1941 году. Ингушей подвергли идеологическому шельмованию и выслали в Казахстан, а в это же самое время территория Северной Осетии выросла за счет Пригородного района и части территории Ставропольского края с компактным проживанием кабардинцев. Кого-то наделили республиканским статусом, а кому-то не дали автономии ни в каком виде. Примеров иерархичности такого рода не просто множество - вся политическая история Кавказа 19 и 20 веков пронизана такими действиями, за которыми стоит крайне предвзятое отношение имперской (и потом советской) власти к различным этническим и конфессиональным общностям. Само восприятие тех или иных обычаев местных этносов со стороны интеллектуалов и чиновников из центра неизменно исходило из той самой иерархичности. Например, каким-то этносам было позволено хранить дома оружие и передвигаться вооруженными (охотничье ружье, кинжал, шашка и даже винтовка), а другим этносам это было категорически запрещено. В первом случае - проявлялось понимание местной специфики, в некоторых других случаях - принудительное разоружение. В случае отказа - жесточайшие репрессии. В одном случае, смотря кому, конечно же, отомстил - герой, молодец, кавказский горец и т. п. оценки, за которыми следует милостивое отношение, отказ от применения общегосударственных уголовных наказаний. В другом случае - не просто наказание мстителя, но коллективная экзекуция. Любую общность можно довести до такого состояния, при котором она напрочь забудет и откажется от обычая или ментального требования кровной мести. Здесь вопрос только в количестве крови. За большую кровь, в которой захлебываются - никто не мстит. Причем вся эта иерархичность или степень предвзятости к различным этническим группам свойственна далеко не только имперской идеологии, но и местным северокавказским элитам. Опять-таки почитайте Шнирельмана, который обильно цитирует нашу местную "политологию".
А затем, что в той самой иерархии у грузин было самое самое наивысшее положение... дальше рассуждайте самостоятельно.
Грузины? Те, что нынче про 400 лет оккупации поют?)) У меня есть свое мнение (основанное на определённых фактах. о них шнирельман не пишет)по поводу чечено-ингушской депортации и прироста территории РСО.