Старинный кавказский танец - лезгинка – описан всеми путешественниками, которые активно посещали Кавказ в средние века и новое время.
Народы Кавказа, говорящие на разных языках, исповедующие разные религии, танцуют лезгинку - от западного Кавказа до Дагестана и дальше - по другую сторону Кавказского хребта.
Грациозный танец, с четкими, жесткими и резкими движениями, был не похож ни на один другой – он завораживал и восхищал, создавал особую энергетику везде, где бы его не танцевали. Лезгинка – преимущественно мужской танец, демонстрирующий силу духа и смелость. "Все очень страстно и очень сдержанно, ничего не выплескивается" - так отозвалась о лезгинке современный хореограф Алла Сигалова.
Никто не знает – сколько лет лезгинке, но корни этого танца уходят в древние ритуальные танцы народов Кавказа.
Василий Верещагин. Лезгинка. 1864-1867 гг.
Некоторые ученые сравнивают лезгинку с боевым настроем воинов перед сражением, настолько в нем сильная энергетика.
Есть мнение, что лезгинка – это отголосок древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Свое настроение, все свои чувства танцор выражает в этом танце.
Известный культуролог Барасби Бгажноков увидел в мужских танцах Кавказа в их сочетании с женскими особый символический смысл, более глубокое объяснение специфики и темпа, и ритма, и движений. Распространяя его наблюдения на лезгинку, можно предположить, что этот танец есть вообще символический диалог человека с окружающим миром – Небом и Землей.
«Вектор мужских танцев в целом представляется мне космическим; стремление тела вверх, к небу, здесь налицо. В таком направлении действуют гордая осанка, правая рука над головой, вытянутая вверх, танцы на носках, символизирующие опять-таки движение к небу.
В отличие от этого, вектор девичьих танцев — хтонический, ориентированный на земную твердь. Наблюдение за динамикой быстрых парных танцев больше всего убеждает в этом: создается впечатление, что мужчина, как орел, парит над девушкой. Словом, есть основания думать, что все это так или иначе связано с универсальным представлением о взаимосвязи неба как мужского начала и земли как начала специфически женского».
О том, почему лезгинка наполнилась новыми политическими смыслами – читайте в следующем посте.
Стоять и хладнокровно смотреть на лезгинку иди другой ритмичный кавказский танец невозможно. Если ритм не забирается к вам в тело и, если душа не начинает плясать, то стоит сходить и проверить слух и зрение :) :) :) Никогда не ощущал ничего боевого в этом танце. Наоборот - веселье, задор, мир!
Умница Lex. На всех рассейских манежках лезгинка это не что иное, как тетеревиные тока с элементом парада победы над аборигенами.
ОЧЕНЬ красивый танец: мужчины мужественны, женщины - женственны. И нежность, и сила - всё в нём. Чем-то и пасодобль, и фламенко напоминает. Я тоже не понимаю, как он может оставить равнодушным, ведь красиво же! И зажигательно! Ну...и протест тоже, иногда,как ответная реакция, вполне уместная, кстати. И объяснимая.
любой танец, народный танец, не стилизации современных хореографов, а именно такой как лезгинка в первозданном виде, это либо такая медитация в движении, самонастрой на какое-то действие, в данном случае на бой, либо канализация энергий, либо сублимация либидарного... То что кавказские отроки так рьяно втыкали на Манежке, пока лавочку не прикрыла дубина народного гнева, бессмысленная и беспощадная, это в чистом виде и есть полуязыческое бесслзнательное, демострация своего мужского превосходства, тетеревинные тока так сказать, кругом самочки полуголые, отчего же не распушиться? Вот и распушали павлины-мавлины. Культурологической подоплеки именно в манежной лезгинке нет...
Умница Lex. На всех рассейских манежках лезгинка это не что иное, как тетеревиные тока с элементом парада победы над аборигенами.